III. 4. 4. Эмпедокл

III.4.4. Эмпедокл

ЭТО РАЗДЕЛ КНИГИ, НА КОТОРУЮ ПОЛУЧЕНЫ АВТОРСКИЕ ПРАВА:
Говсиевич Е.Р. "ФИЛОСОФОВЕДЕНИЕ (краткий курс)". КНИГА
УДК 1(091)
ББК 87.3
Г 57
ISBN 978-5-91146-663-3
© Говсиевич Е. Р., 2011

Эмпедокл (Др. Греция, 484-421 гг. до н. э.)  – философ, поэт, оратор, политический деятель.

Был жрецом. Отклонив знаки царского достоинства, остался верен идеалам народовластия. Существовали легенды о нем, как о необычайном чудотворце. Основал школу ораторского искусства в Сицилии. Был изобретателем Риторики. Подобно Платону был уличён в присвоении учения Пифагора, слава которого вызывала крайнюю зависть у Эмпедокла, и отстранён от занятий.

Первоосновой материального мира считал четыре стихии: землю, воздух, воду и огонь.

По поводу смерти Эмпедокла также существует ряд легенд, по одной из которых он бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога.

Ницше: «Эмпедокл происходил из агональной семьи: в Олимпии он возбуждал величайшее внимание. Он ходил, облачённый в пурпуровое одеяние, с золотым поясом, в металлической обуви, с дельфийским венком на голове. Он носил длинные волосы: черты его лица были одинаково мрачны. Всюду, где он появлялся, за ним следовали слуги. Весь пафос Эмпедокла покоится на положении, что «всё живое – одно и то же: боги, люди и животные – это всё единое». Поэтому он не ел мяса, т. к. «это убийство самых близких родных». Его влияние принадлежит к сфере влияния пифагорейцев, которые процветали в этом столетии. Он просветитель, поэтому его недолюбливают верующие. Он сам чувствует себя как бы богом, находящимся в изгнании. Соприкасается с Гераклитовским прославлением борьбы, как матери вещей.

Он подготовил строгий атомизм и пошёл гораздо дальше Анаксагора. Но не дошёл до заключений, сделанных позднее Демокритом. Он остаётся пограничной фигурой. Он парит между врачом и кудесником, между поэтом и ритором, между Богом и человеком, между мужем науки и художником, между государственным человеком и жрецом, между Пифагором и Демокритом: это наиболее многоцветный образ среди древнейших философов. В нём борются между собой оба века: он насквозь пограничный, двойственный человек».

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА


Рецензии