Мы - слитки русского крестьянства, Часть - XXII

      « Староверы-предприниматели Кузнецовы…
            XIX – начала ХХ века»*
               
   …Велика  роль в становлении  Кузнецовых  их  родины.   Исток   династии –
подмосковная  Гжель, где с древних времён  занимались изготовлением  глиняной
посуды;  местность, граничащая с Гуслицкой   волостью,   особенно  известной  в  XVIII–XIX вв. сплошь староверческим населением и развитием разных промыслов.
   Гжель, Гуслица, Запонорье, Заход составляли один край, где обжигали глину,
торговали хлебом, разводили хмель, известный далеко за пределами Подмосковья,
писали иконы и переписывали певческие  книги  для старообрядчества не только               
всей России, но и зарубежных общин  сторонников  старой  веры,  изготавливали    
хлопчатобумажные ткани: тик, нанку, сарпинку; занимались  медным литьём. Даже
говор в  этих  местах был особый, почти  нигде  более не встречающийся 
в  окрестностях  Москвы –  «цокающий», «ч» заменялось на «ц».
   Творческий, предпринимательский  потенциал  Гуслицы  определял  характер
жизни не только промышленного Богородского уезда, но  и  других  мест, где 
под  влиянием  гуслицких  традиций  сложились новые    центры    торговли,
предпринимательства и старообрядчества. Понятие «гусляк» в массовом сознании
того времени  было синонимом  старовера, крепко  знающего  своё  вероучение,
несущего его новым ревностным последователям  и, вместе с тем,  ловкого
коммерсанта.
   Там, в Гжели, в 1810 г.** Яков Васильев Кузнецов – основатель  династии – 
организовал первое предприятие по изготовлению фарфоровой  посуды;…
   …Дело Якова Васильевича развивалось,требовало расширения, и 22 года спустя
его сын Терентий Яковлевич приобретает новый  завод  –  Дулёвский,  в  самом
сердце  Гуслиц,  и  главными  его  работниками   становятся  гуслицкие   крестьяне, которые могли  великолепно украшать  певческие  книги  роскошным  красочным с золотом  орнаментом,  писать  иконы  по  московским   образцам,  но  самобытно  и  мастерски…
   …До середины XIX века жители этих мест практически  были едины  в  вере – по  «рогожскому  согласию».    Позднее  началось  разделение  –  одни  остались  со священством,   переходившим  к   староверам  из  господствующей  церкви,  другие  приняли  белокриницкую   иерархию,   а  после   появления   Окружного   послания образовались  два  направления  –  «окружников»  и  «неокружников». Матвей  Сидорович принадлежал  к  «окружникам» и оставался их
последовательным  приверженцем,  а  его  двоюродный  брат Иван – сын Емельяна
Терентьевича – к  другим,  не  признающим  Окружное  послание.  В  дальнейшем
братья часто оказывались соперниками   и  предпринимательстве…
   …Староверы, отторгнутые  от  общества  во  второй  половине XVII века,  прошли  тяжелейший путь  от изгнания,  потери социального  статуса, а  порой  и  жизни  до обретения небывалой внутренней  силы,  позволившей   встать  во  главе  модернизационных процессов в России во второй половине  XIX века.  В  основе  этой силы лежала  вера, как главная ценность, для сохранения  которой  возможны, а порой  и  необходимы  были  внешние  компромиссы…
   …Успех дела зависит от многих событий, поворотов сложного предпринима –
тельского  пути. Но результаты  деятельности  Матвея Сидоровича  и  (Ивана
Емельяновича – ред. В.Н.) Кузнецовых имели ещё особый импульс – старо- 
обрядческую настойчивость в преодолении трудностей, в создании своего особого
мира, основанного на  идеалах  древлего благочестия  и  традиционной  этики…
   … Всё  многообразие промыслов сложилось в Богородском  уезде Московской
губернии  в связи  с неплодородными, песчаными  и  болотистыми почвами, не
позволяющими заниматься сельскохозяйственным  трудом…
   …«Фарфор, фаянс  и  хрусталь собственных  фабрик  И. Е. Кузнецова» также
славился качеством,хотя и несколько уступал изделиям брата. Будучи директором
Волховской  фабрики,  И. Е. Кузнецов  в  1913  году  возглавил  товарищество  из 9 пайщиков, включавшее Волховскую, Грузинскую, Бронницкую фарфорофаянсовые
фабрики. В последнюю входил и  Чудовский  стеклянно-хрустальный  и  ламповый
завод. И  на  новгородских фабриках,  и на заводах М. С. Кузнецова  работали  умелые подмосковные мастера…
   ...благотворительность  Кузнецовых  не отличалась поражающим  воображение   
размахом, но продолжалась постоянно и неуклонно. Была  в ней и «особая стать»
устройство и украшение православных  храмов, и старообрядческих, и
господствующей церкви…
   …И если семья Матвея Сидоровича более всего сосредоточила своё внимание на попечении старообрядческой общины Рогожского кладбища, с которым связана была вся их частная и общественная жизнь, то давний соперник в препринимательских делах и двоюродный  брат Матвея  Сидоровича  Иван Емельянович затеял создание настоящего семейного мемориала на их родине, в Гжели, в Ново-Харитонове, где в 1910-х гг. появляются особняк, богодельня и церковь…
   …Семейство Кузнецовых по происхождению своему принадлежало к богородским 
староверам,«имевшим влияние на весь старообрядческий мир» и отличавшимся редкой предприимчивостью,изобретательностью(известна поговорка «Ай да гусляк»), особым благочестием и неизменной, разнообразной по формам благотво- 
рительностью. Думается,что именно Кузнецовы и близкие им семейства воплотили этот яркий народный тип самостоятельного и настойчивого русского деятеля со  всеми  его сильными сторонами  и  возможными  противоречиями, вызванными неизбежностью каждодневной борьбы  за утверждение  своего взгляда на мир, тем  самым, создающего особое духовное пространство, привлекающее единомышленников   и  последователей. Служащие  кузнецовских  предприятий  отмечали   не  просто   деловые отношения с предпринимателями, но  и  особую, нравственную связь и  стремились к её  укреплению.  Изучение  таких  содружеств, пожалуй, только начинается, но, может быть, и для нового века  их  опыт  окажется бесценным.    
 *Агеева Е.А. Староверы-предприниматели Кузнецовы в контексте русской жизни
              второй половины XIX-началаXX в.//Старообрядчество в России. 
              Вып.3. «Языки славянской  культуры». М.: 2005. С.485-501.
 ** Здесь, Агеева Е.А. допускает ошибку.(Не в 1810,а в 1807 году(автор В.Н.).

             Династия Кузнецовых и даты основания их предприятий

              Строительство фабрики «Братья Кузнецовы»  1807 год.
        (Яков Васильевич, Степан  и  Алексей Симеоновичи  Кузнецовы)
                1810  пуск  и  выход  первой  продукции
                Новохаритоновское  предприятие
                Фирма  -  «Бр. Кузнецовы» - 1830 год.

  Терентий Яковлевич                Анисим Яковлевич
                (Новохаритоновское  предприятие)
      Дулёвский  завод – 1832 г.
      Рижский      завод – 1843 г.
      Завод в дер. Короткой – 1851 – 53 гг.
               
                1853
Сидор Терентьевич      Емельян Терентьевич       Николай Анисимович
                Адриан    Анисимович
Дулёвский завод                Новохаритоновский завод
      Рижский    завод                «Бр.  Кузнецовы»
      Завод в дер. Короткой

Матвей Сидорович         Иван Емельянович          Семён Николаевич

      1856 – (опека)                Собственная фабрика
      Дулёвский завод      
      Рижский    завод
                1870
Матвей Сидорович                Иван Емельянович

Дулёвский     завод               
                Волховский   завод
Рижский        завод               
                Бронницкий   завод
Тверской       завод               
                Грузинский    завод
Буднянский   завод               
                Чудовский -
Дмитровский  з – д                стекольно-хруст. з– д.
Славянский   завод
Рыбинский    завод
Калужский    завод

Николай Матвеевич (репрессирован)***               Иван  Иванович (репресс.)
Сергей  Матвеевич                Василий  Иванович -?
Александр Матвеевич                Павел  Иванович -?
Георгий  Матвеевич (репрессирован)***              Андрей Иванович -?
Михаил  Матвеевич
 16.- ** ЦИАМ. Ф.478.Оп. 2.Д.46.Стр.2.Запись 1.
 17.- *** ЦГА МО. Ф.4613.Оп.2.Д.102.


   


Рецензии