Антоний великий добротолюбие пересказ прочитанного

пересказ слов Антония*

1. В трудах Антония особенно важно указание на свойства ума. Ум властвует над телом и помогает сердцу, ум даёт жизнь монаху. Он порождает смирение, без которого она невозможна, сама же жизнь порождается сердцем. Поэтому в умной монашеской жизни так важно наличие и внешней, и внутренней стороны. Внешнее связано с рядом предписаний о теле и действиях тела, особенно важно ограждать его от похотений, а также неплохо следить за правильным использованием всех членов тела. Внутреннее связано с управлением чувствами и наполнении ума благочестивыми мыслями. Внутренее и внешнее связаны молитвой, но допускается время без неё, как и некоторые другие послабления, если человек ещё не достиг совершенства. Например, Антония спрашивали о допущении им шутки и о том, что некий охотник соблазнился этим. И Антоний указал на упомянтуое только что обстоятельство. Антоний вообще любил выделять правила, ибо наше совершенство ограничено, мы можем исполнить только определённое количество подвигов. Поэтому случаются послабления и падения, бывает падение и от высоты, и именно поэтому Антоний говорит о гордости всегда в последнюю очередь. Её-то и надо бояться, нужно обязательно стяжать смирение, чему и способствует ум.

2. Ещё важно рассмотрение Антонием аспектов вопроса о жизни в уединении. Некоторые уже были сказаны, но теперь хочется затронуть другой апект вопроса--именно раскрытие умной борьбы. Прежде всего, не надо беседовать с помыслами, нужно следить за грехами, но в то же время не возвращаться к ним нарочно. Нужно бдеть непрестанно и молиться. Здесь неважна мера совершенства. Молитва--это пища для всех, даже тех, кто не может не ударитьв  ответ на удар. Правда,в  таких случаях полезен внешний пример молитвы о них самих. Это приводит нас к рассмотрению ещё одной темы.

3. Антоний говорит о более сложном уровне жизни духовной--не только личного совершенствования, но и отношений между различными категориями монашествующих. Подобно словам Христа: Божие--Богу, а Кесарево--Кесарю, Антоний говорит о том, что каждый должен соответствовать месту и смиряться независимо от своего положения. В то же время старший, например, можеты быть и строгим, а неопытный не должен поучать других.

4. Поэтому нужно изучать писания, наставления отцов, причём доверять только опытным и не осуждать неопытных. Это будет смирением уже не только личным, но и групповым, как бы покрова монастыря. Не менее важно сочетать личное и общественное, например, проявлять те или иные чувства в обществе, и особенные в уединении. Именно вследствия разности всех монахов, их новой индивилдуальности, всегда важна активность в использовании своей духовной свободы монахом, его внутренняя борьба, которая более сильна в монастыре, чем в миру. Но враг всегда борется против нас переменением искусительного задания, например, очень частый приём--возвращение ума даже не ко греху, а только к вещи, связанной с грехом--месте ли или человеке, вещи ли или звере, великане ли или собрании воинов. Вследствие того мы все в опасности  и нуждаемся в руководстве.

5. Руки должны быть заняты не только руководением или другим обычным трудом, но и трудом специальным--рукоделием. Это рутинное дело, нужное и для заработка, и для занятия времени, и для облегчения молитвенного труда, и для борьбы с врагом. Ум при этом не должен отягчаться мыслью, для чего это рукоделие во время самого рукоделия. Поэтому рукоделие, писания, послушание, молитва, бдение равно необходимы, подобно как нам необходимы пять чувств.

6. Относительно этих чувств есть особые рекомендации у Святого Антония. Например, против чревоугодия он советует не есть мяса и быть воздержным в вине и другой пище и питии, соблюдать и режим еды, также заботиться об этике принятия пище, так что и во внешней жизни есть личное и общесветнное. О блуде старец советовал удалиться от родных, а может, и совсем уединиться, желательно соблюдать пост и вовсе забыть о всяком мирском удовольствии и ложной сладости. О тщеславии старец говорит, что не надо доверяться своим мыслям о себе и всё приписычать Богу или внешнему примеру, поэтому и говорилось о важности его и необходимости следования ему; также низших почитать как равных, равных как больших. При сомнении же прибегать к руководству отцов, а может, даже учеников. Против гордости же поможет   послушание, повиновение чужой воле и возлюбление напраслины, и непременно отречение от мира, ибо оно избавляет от многих браней, которые расслабляют.

7. С кем же у нас происходит брань? С духами тьмы разного смойства, о котором мы особенно не должны особенно размшлять. При этом это враги, и они действуют угрозами и вселением при свободном принятии этих угроз. Поэтому это лики страсти,  которую могут доставить и внешние обстоятельства и объектов, в том числе светский мир. Ясно, что борьба проходит и с соблазнами, к страсти приводящим. Соблазны же разрешаются молитвой, ибо она гармонизирует связь внешнего (соблазнов и врагов) и внутреннего (страсти и сомнения).

8. Мы тогда будем в мире, то есть в гармонии с Богом, когда достигнем совершеснтва, а ничто в нас не устанавливается полностью, и каждый дорстигает опять же каждой добродетели в разной степени. Но время борьбы ограничено и безмерно ограничено перед общим временем вечного блаженства. Поэтому полезно размышлять о вечном блаженстве и вечных муках. С помышления о смерти и жизни вечной мы будем под защитой от беспечности перед злом, которая особенно свойственна мирским людям. Но их мир--не мир, их ум земной--не ум небесный. Поэтому Антоний и начал с ума, а этот текст я решил закончить возвращением к нему.

*Мой пересказ--наполовину изложение, наполовину лекция и нужен мне для свободного владеняи темой.


Рецензии