Русский роман

     Семен Константинович, бывший учитель биологии средней школы, наконец согласился с доводами внука жить у него в загородном доме.
     Выпускник биофака университета рассчитывал отработать в школе положенные два года по распределению, а потом вернуться к исследовательской работе, участвовать в экспедициях, сотрудничать с журналом «Наука и жизнь», где с удовольствием печатали его зрелые статьи еще в студенческие годы. Но через год работы в школе педагогическая деятельность увлекла его.  Он решил, что пестование этих птенцов  не менее важное дело, чем  какое-нибудь открытие в области биологии. Тем более, что будет это открытие или нет еще под вопросом, а тут особи, глаза которых нужно научить видеть мир, а души наполнить любовью к окружающему. Он превратил свои уроки в интересные лекции,  занимательные странствия в тот мир, который доселе был неизвестен его питомцам. И не важно, что они не выходили за стены классной комнаты. Он вел свои уроки так увлекательно! Ученикам казалось,  что они путешествуют вместе со своим учителем и никогда не пропускали его лекции. Даже оставались после занятий, чтобы послушать окончание историй, которые не укладывались в урочное время.
     Так он и остался в школе. Кафедра биологии университета получила несколько его отказов на предложение вернуться и забыла о нем, чем он и был вполне удовлетворен. Гораздо больше его расстраивало то, что  на его глазах рушилась Школа. Не здание, а Школа как институт образования. На место старых педагогов пришли новоиспеченные преподаватели, очень далекие от понятия — учитель. Малограмотные и неответственные. Вплоть до самого министерства. Его, как человека  достигшего пенсионного возраста, просто вышвырнули за дверь, даже не удосужившись предупредить заранее. После летних каникул оказалось, что  в его услугах больше не нуждаются и пора освободить место  молодым, которых и так  некуда девать.
     Днем еще можно было чем-то заняться, а длинные вечера он теперь проводил или за книгами,
или в монологах с фотографией жены в траурной рамке на письменном столе. Иногда находил какую-то программу по телевизору, вызывающую у него некий интерес. Новостные каналы игнорировал. Его коробила явная ложь одних каналов, неумение дискутировать на других, неуклюжая постановочность третьих. Но больше всего раздражал тот язык, который теперь возвели в норму. С экранов изливался приблатненный, с неправильными ударениями,  неверным
смыслом используемых слов, с огромным количеством англицизмов к месту или нет. Весь этот словесный мусор, который превращает язык в смесь французского с нижегородским.
     В один из таких вечеров приехал внук. Беседа затянулась за полночь. В конце концов доводы внука перевесили, и Семен Константинович согласился переехать в загородний дом. В его распоряжение отдается весь участок с садом, цветником и грядками, где можно заниматься
 биологическими опытами. Если  будет на то желание. И там он не будет одинок.
     В конце зимы и переехал. Еще застал не тронутый дыханием весны снег,  пахнувший  яблоками и почему-то свежими огурцами. Он прошелся по заснеженному саду. Наст удерживал,  чуть оседая под его весом. Дышалось легко. Легкие наполнялись морозным воздухом и вместе с ним ощущением, что в его жизни наступают перемены. Самая главная, что он стал дедом. Привыкший к имени-отчеству, он по особому стал воспринимать слово: ДЕД. Теперь внук обращался к нему только так, и Семен Константинович смаковал это, ласкающее  слух, понятие.
     В середине лета к внуку приехал его школьный товарищ.  Более  десяти лет назад  родители увезли его в Израиль. Там он закончил школу, отслужил армию, успешно работает в какой-то организации после окончания института. Чем он занимается не стал рассказывать, а Семен Константинович посчитал не скромным расспрашивать. Перед отъездом израильтянина  домой молодые люди уговорили старого учителя на путешествие. Слова песни про то, что другой страны не знаю, относятся непосредственно к нему. Никогда нигде он не бывал, а теперь, когда такая возможность появилась, грех ею не воспользоваться.
    Таким образом пенсионер оказался в Петах-Тыкве и впервые в жизни стал иностранным туристом. 
      За месяц пребывания в Израиле он посмотрел все, что  могли показать ему друг внука и его приятели-волонтеры. А несколько поездок с профессиональными экскурсоводами довершили свое дело — Семен Константинович, в котором и раньше юдофобства было меньше, чем мяса в котлетах студенческой столовой,  влюбился в эту страну и людей,  которые создали ее на месте болот и каменистой пустыни.
      Незадолго до того, как он должен был вернуться домой, ливанул дождь. Пришлось остаться без очередной поездки и, чтобы скоротать время, ему предложили почитать пока
«Русский роман» Меира Шалева, чтобы турист следом за автором  по стопам пионеров-первопроходцев проследил путь становления страны.
     С первых предложений эта повесть о пионерах захватила Семена Константиновича.  Язык романа, образность повествования, метафоры в устах героя — все приводило его в восторг. Он нашел имена переводчиков.  Это как же нужно было знать иврит и русский, чтобы достичь такого мастерства! Он читал не отрываясь и закончил роман в один присест. В то же время закончился и дождь. Само провидение послало этот дождь, чтобы книга была прочитана. После этого Семен Константинович попросил отвезти его туда, где, как ему казалось, начиналось возрождение страны, так сочно описанное в романе. Он стоял в роще эвкалиптов на берегу ленивой реки, ползущей к Средиземному морю, погруженный в свои мысли. Волонтеры не мешали. Наконец, дед очнулся и запросился домой. А еще через несколько дней он уже бродил в своем саду по-новому его рассматривая.
     Те потоки благодарности за эту поездку, что он излил на своего внука, могли оросить весь сад. Внук почувствовал даже угрызения совести за то, что деда так изменило это путешествие.
Дед стал очеловечивать и деревья, и цветы, животных и птиц, и даже земля приобрела для него людские черты. Он утверждал, что книга, которую ему подарили, для него учебник социологии, истории, биологии, психологии. Но больше всего он ценил его за образность языка, в котором  с удовольствием купался. Он перечитывал его много раз. Мог начинать с любой страницы. А когда с сигаретой и романом закрывался в туалете, внук подшучивал над ним, утверждая, что дед получает сразу три удовольствия. Но дед игнорировал внукову издевку. Он с удовольствием нырял в поэтическую ауру романа и испытывал наслаждение от философских изысков персонажей. Он восхищался мудростью простых людей народа Книги и не важно, что это автор вкладывал свои мысли в их уста.
       Семен Константинович прислушивался к высказываниям садовода и пасечника. И все, чему учился у них, испытывал в своем саду. И уже через два года его сад удивлял соседей. Но больше всего был удивлен внук тому, насколько эта поездка изменила его деда.
       И в один из дней, когда грусть уходящего лета сменилась глубокой печалью осени, пришло письмо, взволновавшее деда. Он прочел его и передал внуку. На удивленное восклицание, что все это значит(?!) дед рассказал о своем решении, принятом на  берегу пересыхающей Нахал Агузы, которая только в сезон дождей оживает в своем беге к морю. Он уезжает и хочет остаток жизни провести в этой благословенной земле и быть в ней похороненным.


Рецензии
Отлично написано, читается на одном дыхании! В каждой фразе, каждом предложении и даже каждом слове чувствуется душа автора, его чувства, эмоции, волнующие переживания...

Иглинский   02.08.2020 19:25     Заявить о нарушении
Спасибо!
Заходите еще

Леонид Пауди   02.08.2020 22:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.