Литература как источник духовности

Сегодня на страницах СМИ, научной и публицистической  литературы часто можно встретить такие понятия, как «духовность», «духовное воспитание», «духовное состояние общества» и т. п. Что же такое духовность? Что понимается сегодня под этой категорией? Слово «духовность» происходит от слова «дух». Изначально дух, духовность – религиозные понятия, однако современным  обществом они трактуются и активно используются и вне религии.

Полагаю, что духовность можно назвать нравственным стержнем человека, его нравственным иммунитетом. Причём необходимо отметить, что «духовность» и «душевность» – это разные слова. Душевный человек – добрый, великодушный, милосердный, способный прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Духовный человек  способен сохранить и проявить эти качества в любых, самых сложных жизненных ситуациях. Быть правдивым среди лжецов, честным среди подхалимов, щедрым среди стяжателей – на это способен далеко не каждый. Остаться верным высоким идеям и принципам в любых обстоятельствах – это, на наш взгляд,  и есть духовность.

Духовность формируется в человеке с раннего детства. Главную роль в этом формировании играет, конечно, семья. На втором месте – школа. Но и после окончания школы формирование духовности не заканчивается. Оно длится на протяжении всей жизни человека. И в этом мире есть безусловный, всем доступный источник духовности. Это – книга. Книга является универсальным источником  познания и  приобретения лучших человеческих качеств. Кто-то обращается к ней за удовлетворением потребностей своей души, кто-то нуждается в совете или помощи. Литература помогает пополнять и расширять духовный мир человека. Она обращается к читателям с нравственно-общественными проблемами, но не дает на них конкретные ответы, а ищет их вместе с читателем. «Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро», – писал Ф. Абрамов. 
                Важнейшую роль литературы в формировании человеческой личности хорошо понимают во всех странах мира. Например, в Бразилии книгу, как один из основных источников духовности, активно используют для перевоспитания заключённых. Эта необычная методика носит название  «Искупление путём чтения». Её суть заключается в следующем: определённой группе заключённых, отобранных специальной комиссией, предоставлена возможность уменьшить свой срок, если они будут читать книги. После прочтения каждой книги им нужно написать по её содержанию грамотное сочинение, в результате чего их срок заключения будет сокращён на четыре дня. По мнению властей, таким образом удастся не только уменьшить количество заключённых в переполненных тюрьмах, но и, что самое главное,  способствовать их перевоспитанию, повышению  образованности  и  духовно-нравственного уровня. «Без сомнения, заключенный, который поучаствует в этой программе, выйдет из тюрьмы лучшим человеком», –  заверил адвокат Андре Кеди, основатель проекта по пожертвованию книг тюрьмам.
                К сожалению, в наше время люди стали меньше читать. Книги не всегда  выдерживают конкуренцию с компьютером, Интернетом, телевидением. Школьники, по большей части, предпочитают читать не сами произведения, а их краткое изложение, что, конечно же, не приносит никакой пользы и неизменно приводит к падению уровня нравственности и духовности нашего общества. Возрождение интереса и уважения к книгам – одна из важнейших задач современности. К решению этой задачи должны подключиться родители, педагоги и все неравнодушные граждане нашего общества.


Рецензии
Конечно, вы правы, Екатерина, говоря и читателях! Но есть и другая сторона медали: писатели! Современная литература, увы, оставляет желать лучшего, на мой взгляд. Я затруднилась бы назвать ХОРОШИХ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЕЙ, ныне живущих А ВЫ? Рада встретить на Прозе коллегу с таким солидным общим семейным стажем! С уважением,

Элла Лякишева   16.02.2018 18:49     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Элла, за отзыв! Знаете, я с Вами во многом согласна. Пыталась вспомнить современных писателей, чьи книги мне хотелось бы читать и перечитывать, и как-то... затруднилась в перечислении фамилий. Ю. Поляков -достойный писатель, но меня коробят его бесконечные эротические вкрапления и подробности постельной жизни героев. Недавно открыла для себя Е. Водолазкина, прочла его "Авиатора". Во многом впечатлило. Но... не так, как от книг Васильева, Астафьева, Солженицына. П. Санаев со своей нашумевшей повестью "Похороните меня за плинтусом" тронул по-настоящему. Надо почитать его новую книгу - "Хроники раздолбая". Пелевин никогда не впечатлял. Очень модный нынче Захар Прилепин тоже оставил равнодушной. Так что... да, как-то печально немножко.
С уважением,
Зверева Е.

Екатерина Зверева   18.02.2018 21:51   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Екатерина! Вот думаю: Из вашего списка что можно взять для школы? Возможно, Санаева? Но стиль! Но бабушкина речь! В старших классах можно бы предложить Аксёнова с "Московской сагой", но...куда деть откровенный мат?!! А с детской литературой вообще завал! Я имею в виду печатную продукцию. Мелькает иногда хорошее - но в мизерных экземплярах! А между тем на Прозе.ру есть замечательные произведения! Остаётся лишь надеяться на лучшее будущее. С уважением,

Элла Лякишева   18.02.2018 22:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.