Призвание о проблемах молодого учителя
«Голодные овцы» на «торжественной церемонии …»
ТРРРРЫННННЬ, ТРРРРЫННННЬ! Будильник! А вот и спасительная кнопка от этого утреннего тирана. Моргнув правым глазом солнечному августовскому утру, Катя закуталась обратно в одеяло, в голове протяжно звучало: « Торжественная церемония награждения….» Её не наградят сегодня, но все –таки надо, надо встать.
Взлохмаченная, медленно зашаркала к ванной комнате. Следующий пункт- кухня. Привычным движением поставила сковородку на плиту и быстро , пока та греется, навела смесь для гренок, нарезала хлеб. Шкворчание масла и звук закипающего чайника немного взбодрил. «Опять на работе скажут, что я вкусно пахну, ну и ладно» - с иронией размышляла Катя,- «мы не в Италии, детка, и даже не ужинаем в кафе, а сами готовим завтрак!» Уже шесть тридцать! Чай заварен, ссобойка Саше на работу есть, одежда Костику и Даше готова, носки любимому…, да, где капронки?..
Ну вот , всех собрала, накормила, отправила на работу, в садик, к бабушке, надела платье в горошек -подарок мужа ,обулась в туфли на каблучке, и в школу, оттуда- на « церемонию», может удастся с неё сбежать в парикмахерскую и на праздничную линейку первого сентября прийти как человек.
В доме культуры района собралось пестрое племя педагогов, в зале фоновый шум обсуждений, в 11 часов выключили освещение - все притихли, раскрылся занавес и под торжественную музыку вышли красивые, бодрые ведущие: Евгений Михалыч и Лариса Викторовна- учителя районной школы.
- Приветствуем вас, дорогие коллеги, на торжественной церемонии награждения педагогических работников системы образования Борзовского муниципального района!
Они продолжали вещать, и Катя ждала, терпеливо ждала, когда поздравят по- детски открытых первогодок - учителей ,выступят талантливые ребята района, когда скажет речь приглашенный спонсор- депутат…, от нервного напряжения и мысли, что в это время она могла бы перевести целых две страницы с английского и на вырученные деньги сэкономить на стрижке, у неё разболелась голова. Расстройства добавил глава района, со свойственной ему непринужденностью он так разошёлся, что допустил апломб где-то в середине своего обращения:
- … В советское время просто учили детей, а сейчас учат их учиться!...
«Да что он знает про современное образование?! В советское время страна была самой читающей с одним из лучших в мире академическим образованием!» Вспомнила слова директора, заученным тоном убеждающего себя и коллег в том, что современные методики – это прогресс, «все, что новое- развивает нас, мы «растем»» , «растим будущих личностей, ориентирующихся в современном мире, а советское образование тянет назад и уже не актуально».
Убедив себя, что её мысли никому не нужны , а для карьеры учителя « в современном мире» просто губительны, Катя даже мысленно заткнула себя на эту тему. Философствуй – не философствуй, а делать придется то, что скажут. Лучше успокоиться и наслаждаться чудным голосом Ларисы Викторовны, все же, как она говорит, а как душевно поёт песню про них, учителей!
После концерта толпа потекла к столовой. О Катю терлись чужие костюмы и платья, стараясь протянуть рукава к раздаче, она сама с трудом взяла пюре с курицей, в руке мешался талон на сто рублей, повар, словно угадав мысли, сурово прострочила:
- Дайте талончики! – посчитала в руке листочки, обернулась к коллеге.- Даем ещё десять порций!
Почти у цели, сейчас Катя доставит свою порцию к столу, до салфеток лучше не тянуться, иначе ещё несколько минут коту под хвост.
Соседи по столу оказались разговорчивыми, молодыми. Обеим по двадцать семь, не замужем, Ольга и Юлия, стаж учителями уже по 5 лет.
Общение с новыми людьми всегда интересно, но сегодня некогда. От желания скорее отдохнуть от толпы, Катя не доела порцию, хотя и была голодна, в горле появился комок: « Ем тут, понимаешь, пирожные а детям своим купить- денег жаль. Вот и потрачу пятисотку на любимых деток, и ну её, эту прическу…А может лучше Даше маечку с носочками новые купить, ей же в школу?...»
После обеда тружеников образования спешно перегнали под своды районной школы, разделили на группы. Сегодняшняя прическа окончательно ушла в мечту. В Катиной группе под названием « Преодоление профессионально- методических дефецитов компетентности» известная всем методист из комитета Нина Леонтьевна представляла презентацию
« Социальный договор 1-0». Катя знала, в каком русле пойдет разговор, что в очередной раз станет внушать вкрадчивым, неторопливым голосом Нина Леонтьевна. Не впервой. Ведь сначала обсуждали Указ президента, потом закон «Об образовнии», потом изменения в ФГОС , УУД, сингапурскую методику…
В голове Кати возник кадр времён Древнего Рима: пастух гонит овец , а те задыхаются от жары и усталости. Мелькнула мысль: «Хороший пастух стадо с места на место часто не перегоняет, иначе оно травы не поест, да и молодняк ослабнет»...
- …В настоящее время активно ведется работа по разработке и, в дальнейшем, внедрению социального договора 2-0.- сообщала методист,- установки же на сегодняшний день: «не с предметом к ребенку, а с ребенком к предмету», ориентир на задачи из жизни, групповую работу. Мы должны выстроить полноценную вторую половину дня для ребенка- это кружки, секции, дополнительное образование, учитель должен иметь хобби, научить чему-то интересному детей, обязательным в этой связи является взаимодействие с родителями, участие родителей в жизни школы...Эффективны методические дни по субботам….
Катя от возмущения отвернулась, было неприятно смотреть на это приторное лицо, за окном стояли автобусы, водители что-то обсуждали в кругу. Отвлекли от речи Нины Леонтьевны и свои размышления: «Разговаривает с нами , как с детьми, может ещё и по воскресеньям работать, мы же не люди, у нас своих детей нет, и мужа тоже, такое впечатление , что у нас у всех по ставке, где восемнадцать часов. О , да! Тогда бы я отработала , а потом после работы бежала горы сворачивать, еще бы зарплату за эти 18 нормальную платили, только неувязочка выходит - за «свернутые горы» нам никто не заплатит, да и 18 часов никто не даст. А по факту у меня тридцать два часа, тетради по русскому с седьмого по одиннадцатый, и дома подготовки в среднем к семи(!) урокам и подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Придет ещё вот такой методист, сядет на уроке и пишет на листочек, какие я методики новейшие не использовала. На свои разработки часов в сутках не хватает. Благо, интернет выручает и дети хорошие, иногда настроения нет, а вспомнишь их - отрадно, работать с ними легко, да и сдают они у меня, сдают ведь экзамены не хуже, а в прошлом году и лучше по району, и это с моей «устаревшей методикой», ах, никому это, как раз, и не интересно…»
- …Необходимы педагогические двадцатиминутки по итогам дня- продолжала бодро методист,- творческие мастерские, взаимопосещение уроков, педагогические площадки, круглые столы, нужно не менее восьми раз в год ездить на курсы, получать сертификаты о повышении квалификации, давать открытые мероприятия…Вам и так значительно облегчили работу- уменьшили содержание рабочих программ, убрали ненужную отчетность….
В сумке беззвучно задребезжал телефон, вдруг что-то важное, незнакомый номер. Катя аккуратно юркнула в соседнюю аудиторию.
- Алло- алло!
Женский голос:
- Я по объявлению. Вы паспорт переведете с украинского?
- Я всё, что угодно могу перевести, только я от города далеко живу.
- Вы знаете, это не проблема, я приеду, скажите, вы у нотариуса заверяете документы?
- Такой услуги не предоставляю, только перевод, к сожалению.
- Извините, мне заверить надо, до свидания.
Женщина быстро отключилась- совался заработок. Катя присела на стульчик, было жаль чего-то упущенного ,обидно за свою несмелость, она ещё не имела дела с заверением у нотариуса, может попробовать, в конце концов, подходит срок выплаты по ипотеке, где денег взять? Тихо заглянув обратно в кабинет группы, она увидела, что педагоги занялись игрой , улыбались, махали друг другу руками, обнимались и т.д.- использовали элементы новых методик.
Через минут сорок всем дали сигнал, что пора ехать домой. Ноги гудят, зачем она обула каблуки?!
Автобус сразу довез до садика, всё же, как это удобно, когда с работы и за ребенком! Катин «обнимашкин» с разбегу чмокнул в щечку любимую маму. Ага, штанишки придется стирать- коленки в земле! На ужин пока только помидоры. Хорошо, что Дарья у бабушки, с Костиком проще: он полдничал в четыре часа, а Катя поест помидор с хлебом.
Дома Костик переоделся и убежал на улицу с другом Сережкой, в это время можно приготовить свежий ужин, муж приедет в шесть голодный.
Да, жаль, что они не в Италии. Катина школьная подруга, по приезде из отпуска, рассказала, что в Италии в четыре вечера жители собираются семьями в кафе и ужинают, им хватает денег на то, чтобы не готовить дома совсем, а в обед могут позволить себе бокал вина прямо на работе. После четырех ни одна организация не работает, а после девяти вечера нет ни одного открытого магазина. Но они не в Италии, надо смириться и жить дальше.
Шесть вечера, скрип входной, голос мужа:
- Мать, где еда?
Саша улыбнулся, поцеловал Катю и Костика, с порога передал жене пакет с контейнером от обеда.
Семья села ужинать супом, потому что на завтрашний обед Саша просил суп, а готовить отдельно уже нет сил, надо скорректировать ктп и рабочие программы. За разговором перевалило за восемь вечера.
Вещи мужа и сына – в машинку на полчаса. Брючки Костика отстирать хозяйственным мылом.
Муж , не дождавшись Катю, уснул. Костик, под предлогом того, что он не хочет спать, суетился возле матери. Надо «спать», в однокомнатной своя стратегия - притвориться, что спишь, чтобы дети уснули, а потом продолжать работу. Костик засопел. Уже одиннадцать вечера и такое чувство, что она одна из овец древнеримского пастуха. Хорошо, что Дарья у бабушки сегодня, с бабушкой ей интереснее…
Часть вторая
«Отсидел и оттрарабанил»
- Мы педагоги, интеллигенция, мы у всех на виду, должны подавать пример и иметь четкую гражданскую позицию. - директор школы кашлянул. – Все 14 сентября на выборы, и слышать не хочу возражений! Проголосовали – позвоните мне! Сегодня после четырех никто не уходит, приедет зам.главы по выборам. Вопросы?!
В учительской на традиционной двадцатиминутке резко стало тихо- все уже привыкли, что директор что-то требует ,все знали, что и о него требовали там, наверху, да и выборы не первый год. Он должен был произнести сегодня эти слова, а учителя должны были молча их принять. Вопросов не было.
Второй учебный день. Первый урок – русский в восьмом классе. Ребята для Кати новые, достались от другого учителя, она знала по опыту прошлых лет, какие темы у них «западают» с седьмого и даже уже не расстраивалась, все равно нагонят, некоторые выходят на ОГЭ – отработают тестами, некоторые темы перекликаются с темами в восьмом. Ребята умные, они вместе всё осилят.
В упражнении попалось деепричастие, Поля у доски замерла с мелом в руке, вопросительно глядя на Катю… Неудивительно, Катя уже была уверена в этом где-то на девяносто процентов из ста. С предложением-то справились, но пробел останется- ребята в классе не могут поправить Полю, так как сами путаются « в показаниях».
Пришлось отвлечься от основной темы и рассказать доступным языком, что деепричастие всегда «работает» с глаголом на пару и вопросы получает только от него- нет рядом глагола, значит это не деепричастие, а так как оно содержит в себе признаки наречия, то отвечает в т.ч. на вопрос «как?» и подчеркивается тоже как наречие.
Отличается причастие от деепричастия тем, что причастие, во-первых, начинается с букв «при», как и прилагательное, во-вторых, отвечает на те же вопросы, что и прилагательное, подчеркивается так же (прилагательное часто выступает определением в предложении). Вопросы причастие готово получать только от существительного. Сомневаетесь? Задайте вопрос, найдите рядом существительное. Вот и полугодие седьмого класса почти готово. Начертим схему.
Дети старательно переписали с доски. Предложение за предложением закрепляли результат, дома – закончить упражнение, на следующий урок будет проверочная работа на деепричастие и причастие, ведь скоро входящая контрольная.
Второй урок- литература в одиннадцатом. У них через три месяца допуск к экзаменам в виде итогового сочинения. Далеко не все ребята сильные и не все ещё в десятом осознали серьезность подготовки к экзаменам. Училища позакрывали, оптимизировали, бюджетные места сократили, многие ребята не поступили после девятого. А Кате нужна стопроцентная уверенность, что ребята получат зачет. У них есть три месяца и, пока что, остаточные знания с прошлых лет. Вперед!
Не реально заставлять ребят в одиннадцатом читать произведение, например, « Тихий Дон» в полном объеме. Если даже потратить три- четыре урока на эпизоды из романа, как, скажем, в планировании, то Катя потеряет неделю, а то и больше , а у детей должен быть литературный запас на пять направлений- это минимум десять произведений. плюс- хороший опыт написания сочинения в триста пятьдесят слов. Катя считала, что проще «набрать запас» более короткими, содержательными рассказами, повестями, любимой для ребят литературой, в том числе и зарубежной. Прочитал- тут же применил в сочинении. К тому же, слабенькие ученики не чувствуют ужаса от объемов текста.
Список литературы ребята получили под запись ( в школе сломался принтер), получили критерии оценки, план сочинения. Катя тщательно подбирала для них рассказы А.Геласимова, Л.Улицкой, Ю .Яковлева, А.Чехова…. Они с ребятами совершили обзор литературного процесса. Сделали вывод, что все события в ней вокруг человека, о человеке и для человека. Записали о «лишних», «маленьких», сильных… людях, «тесных», «революционных» … эпохах. Это может быть полезным к вступлению. Тема первого сочинения : « Пока уста обвиняют, сердце оправдывает» Альфред де Мюссе. Дома осмыслить тему, найти две пословицы, два высказывания, повторить «Фауста» и « Уроки французского».
Третий урок – русский в девятом. Во время групповой работы над заданием к ОГЭ, «овэзэшник» Дима Черевичкин, худенький мальчишка, сидел особняком, он никогда не выполнял задание полностью - ограничивался простым переписыванием текста, а иногда рисовал прямо в тетради. В середине урока Черевичкин расшумелся, стал о чем-то спорить с Ваней Бортником, который до этого сидел к нему спиной «за круглым столом».
- Да ты мне ручку сломал, падла!- выпучив глаза, пуская брызги изо рта, изо всех сил орал Димка.
- Дима, разве так можно разговаривать?!- Катя старалась быть спокойной и пыталась разговаривать с ним как с маленьким ребенком назидательно- ласково.
- Извините, Екатерина Александровна, пересадите его от меня, он мне ручку сломал! Вот ! Видите!- размахивая обломком всё так же орал Черевичкин.
- Кто? Я? Да нужен ты больно!- Ваня состроил обиженную физиономию и отвернулся
- Екатерина Александровна, я писать не могу, нечем! - безысходность и такое же фальшивое выражение сожаления было на лице Димки.
Играл он хорошо, но Катю теперь не проведешь.
Одноклассники Димку знали и не любили за то, что он ябедничал и врал, никто не дал бы ему ручку, даже если бы она действительно была сломана Ваней. Но. Во-первых, ручку мог сломать сам Димка. Во – вторых, Димка знал, что с ним никто не поделится и пользовался ситуацией, чтобы сорвать урок.
Он был из семьи, где папа периодически бывал дома в перерывах между отсидками, мама- настоящая труженица, которая верит сыну, но вечно сама попадается на его уловки. Мальчишка обучался по восьмому виду, стоял на всех возможных видах учета, учителя в один голос твердили, что у него тяжелая умственная отсталость. Однако он умел травить байки настолько убедительно, что иногда, даже хорошо зная Димку, в них верили и сами учителя. Например, как во время пожара Димка спас двоих детей трёх и пяти лет, вынося их одновременно подмышками из горящего дома. Или как он нашел на дороге планшет, бегал по посёлку, безуспешно узнавая, чья «игрушка», в итоге обменял его у местного пьющего интеллигента на « Урал» и гонял на этом мотоцикле до тех пор, пока его не поймали сотрудники ГАИ…
- Дима, рот закрой свой, нам , в отличие от тебя , к экзаменам готовиться!- громко и размеренно сказал староста класса Семён.
Нельзя доводить дело до склок, Катю всё это раздражало.
- Ребята. Каждый занимается своим делом. Не ругайтесь. Задание каждой группе дано. Время идет! Мы с Димой сами поговорим!
Пересадить Диму было некуда, все тридцать мест были заняты. Пересадить его за учительский стол было делом долгим, Черевичкин нашёл бы восемьсот одну причину, чтобы не пересаживаться. Идти за завучем или директором равносильно сорванному уроку, при этом Черевичкину от их нравоучений было бы ни холодно и ни жарко, только веселье, что всех на уши поставил и добился своего. Проще было пересадить Ваню за свой стол и сесть к Димке.
- Мальчики, успокойтесь, Ваня, иди, садись на моё место.
Бунтарь минут через десять успокоился. Нужно было уделить ему внимание. Но от того, что урок пошел не по плану, остался осадок. Появилось знакомое раздражение от бессилия что-то изменить: « Почему закрыли вторую школу для «овэзэшников»?!Почему я и дети должны страдать, ему же узкие специалисты нужны! Врачи! Психологи!»
Возмущаться налево и направо не вариант- не поможет, рот заткнут и все. Все молчат, и она будет работать, не время рисковать, надо детей кормить, кредиты платить. Главное, чтобы дома всё было хорошо, а тут перетерпит. По её всё равно не будет. Надо быть объективной- она пока мелкая сошка.
Следующий урок снова был у одиннадцатого, потом десятый класс, после него седьмой. В седьмом Катя иногда применяет сингапурскую методику, ребят всего семнадцать, и они достаточно дисциплинированы. Иногда не помешает и немного размяться…
Две консультации в девятом классе завершают день, радует, что Черевичкин не посещает их.
Катя на протяжении шести лет замечает, что среди девятиклассников половина почему-то считает себя одной ногой в училище или «технаре», однако, ничего для поступления делать не хочет. Измеряют ребята время до экзамена не всегда адекватно. Одни пребывают в том состоянии, когда им кажется, что экзамен- это что-то неизвестное, туманное. И это неизвестное случится с ними не скоро, ведь всё было хорошо аж с первого класса, а значит, дальше они перейдут из ступени в ступень без забот. Некоторые родители их « поддерживают» в этом неведении тем, что ругают учителя, снимают с себя ответственность, не требуя от ребенка старания и не понимая, что поступление, прежде всего, важно для них и является будущим для самого ребенка, а не для учителя, который и так делает всё, что в его силах. Другие осознают неизбежность итоговой аттестации в конце апреля, когда концепт «май» серьёзно тревожит сон. Лишь некоторые от страшного слова «экзамены» впадают в деятельность уже в сентябре и целенаправленно готовятся в страхе упустить, не успеть, не сдать…
Четыре вчера. В учительской все на местах. Сосет под ложечкой, в голове гудит, косточки на ногах периодами онемевают и ноют, горячие пальцы в туфле сбились в кучу, хочется разуться.
Рабочий день закончился, тем не менее, все ждут, когда переступят порог директор и зам .главы. А вот и они. Тамара Георгиевна недавно вернулась из Испании, загорела пополнела, но на встрече была как всегда, в одних и тех же брючках, кофточке и темно- зеленой элегантной курточке. Катя так и не могла понять, почему директор и Тамара Георгиевна ещё минут пятнадцать беседовали за столом перед всеми, не глядя на уставший, жаждущий (уже наконец!) общения коллектив.
Наконец госпожа заместитель слегка выпрямилась, стала казаться выше, медленно подняла глаза на учителей, набрала воздух носом , надула губы , сложила ручки как примерная ученица. Сразу же лицо её переменилось: оно приняло выражение преданной Отечеству пионерки.
- Уважаемые педагоги! Дорогие труженики! Коллеги! Сегодня я обращаюсь к вам не только как руководитель! Но и как человек, который уже двенадцать лет посвятил этому району! Который не понаслышке знает, какие проблемы у каждой школы! У каждого сельского поселения! Мы вместе! за эти годы! сделали многое!..
Он много говорила о том, что педагог должен иметь хобби, педагог- это призвание. Хвалила, журила, снова хвалила..
-…Да, надо прилагать усилия, чтобы ваша школа была красивой, делайте с любовью, своими руками горшочки, цветы, полочки. Одна учительница открыла кружок « Десерт», где вместе с детьми пекла торты из мастики. Какая она молодец! А вы что? Пришли утром в школу, оттарабанили свой предмет, отсидели свои часы и скорее домой...
Дальше, и так бестолковая речь, совсем перестала занимать Катю, у неё с этого момента «аж в зобу дыханье сперло» : «Это что за хамка! Как она может такое сказать? Почему все молчат?! Директор кивает и молча слушает! И он считает, что мы так работаем?»
Она сдержала себя, отвернулась к окну, лучше ей тоже молчать. Катя уже совершенно не слышала этой искусственной речи. Смотреть на заместителя она не могла. Почему-то всегда, когда человек был ей неприятен, Катя просто не смотрела в его сторону- зачем нервироваться, лучше не замечать.
Она тихонечко взяла сумочку и, как будто в туалет, вышла из учительской. Уже на улице позвонила мужу, тот уже был дома и сам приготовил еду.
- Забери меня отсюда, я выйду к повороту, чтобы у школы не « светиться».
В выходные ничего не хотелось, было чувство, что её сильно оскорбили, ещё большим унижением казалось то, что нужно было возвращаться обратно и работать как будто ничего не произошло.
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №216100900620