Экономика это наука?

Экономика – это наука?

Какая наука появилась первой? Предположу – математика. Её законы повторяемы, проверяемы, естественны для нашего мира.
Почему для нашего? Потому что можно предположить миры, где число Пи имеет другое значение. А это автоматически меняет множество констант и правил. Но для нашей галактики законы таковы, как есть. Как мы их открываем (угадываем и проверяем).
Физика – это наука. Она основана на законах физического мира и использует аппарат математики, без которого стала бы болтовнёй досужих кумушек.
Не буду продолжать банальности.
Социология – это наука? Наверно, это наука, но она очень неточная. В основе этой науки изменяемые и приблизительные величины – люди. Если бы люди были камнями, которые устилают дно моря и берег. То можно себе представить, что найдётся когда-то суперкомпьютер с соответствующим программным обеспечением, чтобы рассчитать положение этих камушков через 1 секунду, 1 минуту, 1 час и т.д. Но, предполагаю, что на данном этапе такого компьютера нет, нет такой программы, нет стольких датчиков, чтобы провести эти расчёты даже на 1 секунду вперёд. Ведь надо учесть не только текущее положение камушков, движение морских течений, влияние ветра на морскую волну, температуру воды в разных местах, уровень солнечного излучения в разных местах и т.д. ,и т.п., но и учесть совершенно непредсказуемые в этом аспекте факторы: рыбы, люди, птицы, медузы всякие, водоросли, которые движутся хаотично и вопреки законам математики.
Учитывая вышесказанное, можно ли рассчитать не поведение, а, хотя бы, движение человеческих особей на 1 секунду. Я не уверен, что это будет возможно в ближайшие сотни лет. А социология пытается предсказывать, объяснять не просто движение, но и поведение того, что рассчитать, а значит и проверить, невозможно! Но тогда – это не наука.
Простите меня социологи, я понимаю, что Вы – учёные и занимаетесь наукой, потому что труд Ваш – интеллектуальный! Вы ставите или находите задачи, думаете, анализируете, решаете. Я понимаю, что Вы используете статистику, большие массивы событий (чиесл). Но всё-таки по большому счёту выводы получается – предположительно с известной степенью да/нет. Если, математика говорит, что дважды два – четыре. И этот результат везде одинаков, а по закону физики скорость всегда равна пути, деленному на время. То любые прогнозы и решения социологии никогда не смогут утверждать свою точность. Если социология предскажет, что тысяча человек сегодня соберётся на площади, то это значит, что ровно тысяча не придёт никогда – либо больше, либо меньше. И это будет нормально для социологии (я немного утрирую).
Всё, что я сказал о Социологии, с лёгкостью экстраполируется на Экономику и не только. В обоих случаях в качестве единичных атомов, случаев, факторов используется то, что, как я описал выше, не поддаётся расчету – человек. Один и тот же человек, в одно и то же время, в одном и том же месте может действовать противоположно через одно мгновение: шёл влево, неожиданно свернул вправо; достал деньги купить газету, а купил мороженое; кричал ура Семёнову, бросая в него камень. Человек противоречив и непредсказуем и непостижим в качестве элементарной единицы в науке.
Я не говорю уже о том, что в качестве статистики часто используются опросы, которые вообще учитывают тысячные доли социума.
В последнее время мы все получили яркие примеры того, что Экономика – это враньё! Вспомните катавасию с ценами на нефть и курсом валют. Я полагаю, что на законы науки не должен воздействовать человек. Но мы все видели, как какие-то там деривативы, которые зависят от кучки конкретных спекулянтов, меняли экономику целых стран на долгое время. И никакая экономика за полгода до этого ни намёком не могла ничего подобного предсказать. Какая же это наука?
Простите меня экономисты, социологи я не сомневаюсь в Вашей компетенции, в отличие от своей, рассуждаю по-дилетантски, являясь обывателем. Но мне кажется, что экономисты, социологи, политики, философы и т.д. имеют слишком преувеличенное влияние на нашу жизнь, сами фактически роняют свои науки, а помощь их чаще всего бывает положительной случайно, а не научно: на интуитивном уровне, как у главных финансистов страны. Например, в России появляются устойчивые свидетельства улучшения экономического состояния, вопреки большой и влиятельной группе экономистов, которые яростно критиковали действия финансового блока руководства. Любой громогласный закон экономики много раз не срабатывал в нашем мире, но за многие из них выдают премии. Значит, кому-то это нужно. Точно не мне. Я - дилетант и обыватель, как уже говорил.
Но вот Вам моя радостная пилюля…
Все науки, строящиеся на единичном факторе – человеке, когда-то станут точными. Когда будет разгадана и учтена вся цепочка программного кода человека. Когда это будет формализовано, тогда и может быть учтено, но это точно не при нашей жизни.


Рецензии