Отдаст ли горная река

Я узнала об этом от Наташи Ручиной, старинной подруги, которая уехала из Братска, но не теряет связи с оставшимися здесь друзьями. Она сообщила печальную новость по телефону.

- Ты знаешь, Иннокентьич погиб. В походе. Они сплавлялись по реке в Горном Алтае, катамаран перевернулся и его унесло. Ему осенью нынче должно исполниться 64 года. Когда собирались, сказал, что это будет последний поход. Так и вышло – последний. А ведь мастер спорта. Всю жизнь водным спортом занимался.
-Когда это случилось?
-Шестого августа, в мой день рождения. Правда, узнала я позже, ребята позвонили. Обычно я перед их походом молюсь за них, благословляю от порога дома до порога дома. А нынче я не знала, когда они уходят, не помолилась.

***

 Время идет, а я постоянно возвращаюсь мыслями к этой вести. Какой хороший человек погиб! Почему судьба так распорядилась? Со всех сторон обдумываю, ищу смысл. Как там у Высоцкого? «… но нет, никто не гибнет зря. Так лучше, чем от водки и от простуд…» Лучше ли? Такие мужественные парни считают, что чем опаснее поход, тем он привлекательнее. Они не против закончить свою жизнь в лесу, в горах, в воде – от стихии, на природе, которая тянет их к себе смолоду.

По возрасту они теперь деды, а по интересам все равно парни. Рисковые, дерзкие. Знают, что никто не застрахован от опасностей, что и раньше гибли и после будут гибнуть туристы в этих походах, а всё равно собираются и идут. И вот, ушёл Анатолий Иннокентьевич Марков.

Я мало знаю его, поверхностно, это друг покойного мужа моей подруги. Такие как он излучают дружелюбие. Каждый, кто узнает этих ребят, считает их своими друзьями. И теперь у меня такое чувство, что потерян навсегда родной человек.
Первый раз я увидела его на Новый год. Точно не помню, какой это был год, но прошло лет 17. Не меньше. Наташа тогда вышла за своего Валеру, это был ее второй брак. А через Валеру мы, ее подруги, познакомились с его друзьями-туристами. Конечно, экстрим нам был недоступен. Они чем только не занимались. И лыжи, и велосипеды, и на мотоциклах ездили в Монголию, водный спорт и пешие походы – широкий круг интересов. А нам, простым обитательницам городских квартир, в этой компании доводилось порой отмечать праздники.

- Ты когда-нибудь встречала Новый год в лесу? – спросила меня Наташа.
- Ни разу в жизни!
- Ну, так давай собирайся. Бери Веронику, я возьму свою Ксеньку. Не пожалеете.

И я с дочерью-подростком из своей однообразной (дом-работа), беспросветной жизни попадаю в заснеженный ночной лес. Посреди поляны горит большой костер, а вокруг него, словно в сказке «12 месяцев» вижу озаренных пламенем незнакомых людей.

Среди них Наташа и показала его:
-Это Валерин начальник, Анатолий Иннокентьевич. Мы зовем его просто Иннокентьич.
Валера тогда носил бороду, выглядел как Декабрь. А Иннокеньич, моложе его, из компании самый высокий и плечистый, мог быть Январём. Интеллигентное светлое лицо с доброй улыбкой сразу располагало к нему. Сама обстановка вокруг казалась волшебной, шампанское и шашлыки добавили веселья. Хотелось петь и танцевать. Я подхватила свою дочку, закружила с припевом:
- Вальс у костра
Где-то снова в тайге сейчас
И Ангара подпевает волнуясь,
И до утра
С нами сосны танцуют вальс…
Я заметила, что жена Иннокентьевича, Валя, посмотрела на меня с удивлением. А что такого? Праздник же!

А однажды, в конце зимы, Наталья с Валерой заехали к нам по пути на горнолыжную трассу  Орехов Камень. Путь неблизкий, в нашем городе вообще расстояния непомерные. От Натальной квартиры до моей 40 километров, да отсюда к Орехову Камню еще больше двадцати. Оказалось, вез их на своей машине Иннокентьевич. А где же он? Постеснялся зайти, и сидел ждал за рулем, пока мы за ним не вышли. Как раз было время обеда, подкормили гостей горячим. Но интересно, Инннокентиьич-то, такой большой и такой застенчивый!

Потом, помнится, был юбилей Наташи, 50 лет (а нынче ей 65), летом. Отметили на природе, по Братскому морю караваном судов совершили плавание на их любимое место. У Валеры была небольшая спортивная яхта, на ней в сопровождении двух катеров мы и плыли. Всем пассажирам – женщинам и детям – выдали спасательные жилеты. Было страшновато, я вообще боюсь воды. Но обошлось, туда и обратно дошли благополучно.

Когда прибыли на место, на скалистом берегу в сосновом лесу мужики быстро и умело развернули лагерь, ребятишки плескались у берега, женщины накрывали столы. Один из катеристов  предложил покататься на водных лыжах. Из женщин на это решилась только Валя, жена Иннокентьича. И у нее получилось. Стройная фигурка в красном купальнике эффектно пролетела на синем фоне в сверкающих брызгах.
А ее супруг, навеселе, испытывал свою молодецкую силушку, поднимая на руках подружек с самым тяжелым весом. Они голосили и брыкались, рискуя уронить веселого богатыря вместе с собой. Валера снимал на видеокамеру все смешные моменты: и забавы, и конкурсы, и поздравления. Остался в записи такой документ. А вот люди по одному уходят.

Сначала с Валерой случилось несчастье: инсульт. Правая рука повисла плетью. Он не хотел сдаваться, выходил порой на яхте капитаном с неопытными помощниками. Они кое-как понимали его команды и управлялись с суденышком. Но силы были на исходе. После очередного инфаркта в 2009 году Валеры не стало. Наташа впала бы в отчаяние, если бы не помощь друзей. Особенно безотказным  был Иннокентьич, человек-опора.

Но и его не миновали болезни. Перенес инсульт, ушел с работы на БЛПК. После выздоровления, а он довольно легко отделался тогда, начал преподавать в колледже. И каждое лето продолжал ходить в дальние походы со сплавом по рекам.
Нынче выбрали маршрут 6-й степени сложности, с несколькими каскадами. Река, как я поняла, приток Катуни. Наташин племянник назвал ее «мясорубкой», настолько там быстрое, сильное течение. Вода с гор, ледяная. Катамаран перевернулся. Напарник Иннокентьича сумел схватиться за канат, опоясывающий плавсредство. А самого Анатолия понесло по течению. Возможно, он сразу потерял сознание и не смог спастись. Его искали и не нашли. Река унесла. Наташа сказала мне: «Может быть, не найдут никогда. Река забрала его себе».

Но мне, почему-то хотелось думать, что если не нашли, то он жив, как-нибудь выбрался на берег и вышел где-нибудь к людям. Хотя места там дикие, необитаемые.
И мой компьютер, великий обманщик-иллюзионист, одобряет эту фантазию. Поисковик показывает список преподавателей факультета, он там на месте, с фотографией – как бы никем не заменили. Социальная сеть говорит, что заходил 1 сентября. Хочется верить, что так и есть. Я понимаю, что зайти мог кто угодно, например, жена. А списки прошлого учебного года просто не обновляли. Но мне лучше думать, что он вернулся.

А вот телефон – безжалостный реалист. Один Наташин звонок полностью развеял мой уютный самообман.  Дело в том, что вода спала, река ослабила хватку и отдала его тело. Друзья поехали на машине забирать то, что от него осталось за два месяца. Какой был симпатичный человек, настоящий мужчина. Таким и останется в памяти. Мы не забудем тебя, Анатолий Иннокентьевич!


Рецензии
Спасибо, Светлана, за рассказ. И за то, что не забываете хорошего человека! Такие люди всегда молоды душой!
С уважением,

Лавров Виктор   15.04.2021 13:04     Заявить о нарушении
Спасибо большое, дорогой Виктор!
С признательностью,

Светлана Борцова   17.04.2021 18:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.