960-й истребительный авиационный полк
(вч пп 36639)
(краткая историческая справка)
960-й истребительный авиационный полк сформирован в период с 1 августа 1942 года по 21 августа 1942 года на аэродроме Рыдома по штату 015/174 на базе 177-го, 495-го и 787-го истребительных авиационных полков.
Нахождение в строю:
1 августа 1942 года по март 1946 года.
В составе действующей армии:
С 8 сентября 1942 года по 31 декабря 1944 года (846 дней). Перечень №11.
В составе объединений:
С 1 августа 1942 года по 29 июня 1943 года – в оперативном подчинении Тульского дивизионного района ПВО Московского Военного Округа.
С 29 июня 1943 года по 3 декабря 1943 года – в оперативном подчинении Тульского дивизионного района ПВО Западного Фронта ПВО.
С 3 декабря 1943 года по 21 апреля 1944 года – в оперативном подчинении Смоленского дивизионного района ПВО Западного Фронта ПВО.
С 21 апреля 1944 года по 1 мая 1944 года – в оперативном подчинении Смоленского дивизионного района ПВО Северного Фронта ПВО.
С 1 мая 1944 года по 16 августа 1944 года – в оперативном подчинении 81-й дивизии ПВО Северного Фронта ПВО.
С 16 августа 1944 года по 23 декабря 1944 года – в оперативном подчинении 90-й дивизии ПВО Северного Фронта ПВО.
С 24 декабря 1944 года по март 1945 года – в оперативном подчинении 90-й дивизии ПВО Западного Фронта ПВО.
С марта 1945 года по 10 июня 1945 года – в оперативном подчинении 14-го Корпуса ПВО Западного Фронта ПВО.
С 10 июня 1945 года по март 1946 года – в составе 20-й Воздушной Истребительной Армии Западного Округа ПВО.
В составе дивизии:
С 1 августа 1942 года по 3 декабря 1943 года – в составе 125-й истребительной авиационной дивизии.
С 3 декабря 1943 года по март 1946 года – в составе 328-й истребительной авиационной дивизии.
Командир полка:
Майор Халутин Александр Иванович – с 1942 года по 1943 год.
Подполковник Киселёв Александр Алексеевич – с 1943 года по 1945 год.
Майор Ковалёв (ВрИД)
Заместитель командира полка по политической части:
Майор Волков Митрофан Васильевич – с ? по 7 мая 1943 года. Погиб в авиационной катастрофе.
Начальник штаба полка.
Капитан Васильев
Майор Московенков Михаил Филиппович
Майор (подполковник) Рогов Антон Константинович – с 1 февраля 1944 года до окончания войны.
Майор Портяной
Участие в операциях и битвах:
ПВО Тулы – с 8 сентября 1942 года по ?
ПВО Курск – Щигры – с 15 марта 1943 года по 15 мая 1943 года. (силами одной эскадрильи)
Две эскадрильи на истребителях Ла-5 переданы в состав 495-го истребительного авиационного полка взамен их из 495-го истребительного авиационного полка получены две эскадрильи на самолётах И-16 и Як-7Б – 3 июля 1943 года.
ПВО Смоленска
ПВО Витебска
ПВО Минска
Итоги боевой деятельности полка в Великой Отечественной Войне:
Боевых вылетов – 1848
Воздушных боёв – 42
Сбито самолётов противника – 32
Свои боевые потери:
Лётчиков – 2
Самолётов – 3
Потери:
5 ноября 1942 года. Чернявский Иван Кириллович Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 960-го истребительного авиационного полка. Умер от ран. Похоронен на Всехсвятском кладбище города Тула.
4 февраля 1943 года. Краснобрижий Павел Иванович. Сержант. Лётчик 960-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе на самолёте И-16. Похоронен на Всесвятском кладбище города Тула.
13 марта 1943 года. Ревизоров Анатолий Николаевич. Сержант. Лётчик 960-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в посёлке Раменское Московской области.
7 мая 1943 года. Волков Митрофан Васильевич. Майор. Заместитель командира 960-го истребительного авиационного полка по политической части. Погиб в авиационной катастрофе на самолёте УТИ-4 на аэродроме Мясново. Похоронен на Всесвятском кладбище города Тула.
18 мая 1944 года. Печёнкин Виктор Владимирович. Младший лейтенант. Лётчик 960-го истребительного авиационного полка. При отражении налёта на Смоленск сбит на самолёте Як-7Б своей зенитной артиллерией. Пыпрыгнул с парашютом. Жив. Вернулся в полк.
9 сентября 1944 года. Микрюков Фёдор Григорьевич. Майор. Заместитель командира 960-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Отечественной Войны I степени, более 100 боевых вылетов). Погиб.
18 декабря 1946 года. Губанов Валентин Николаевич. Лейтенант. Старший лётчик 960-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени, 2 личных и 2 групповые победы). Умер от ран полученных в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Брянск.
СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.
Воздушные победы:
7 февраля 1944 года. Желтов Николай Куприянович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88(1)
7 февраля 1944 года. Сушилин Николай Васильевич. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Орша(1)
23 февраля 1944 года. Горский Николай Семёнович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Смоленск(1)
23 февраля 1944 года. Сушилин Николай Васильевич. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Шклов(2)
27 февраля 1944 года. Губанов, Желтов и Матвеев. На истребителях Як-7Б сбили в группе Ju.88.
27 февраля 1944 года. Шекеня и Ханин. На самолётах Як-7Б сбили в паре Ju.88.
10 марта 1944 года. Губанов Валентин Николаевич. На истребителях Як-7Б сбили Ju.88(1)
4 апреля 1944 года. Желтов Николай Куприянович. На самолёте Як-7Б сбил FW.190(2)
16 мая 1944 года. Четвергов Николай Трофимович. На самолёте Як-7Б сбил в паре с лётчиком 485-го истребительного авиационного полка Ворониным Ju.88.
21 мая 1944 года. Павленко Иван Алексеевич и Шекеня Дмитрий Сидорович. На самолётах Як-7Б сбили в паре Ju.88 в районе Бабиновичи.
27 мая 1944 года. Желтов Николай Куприянович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88(3)
29 мая 1944 года. Горский и Сушилин. На истребителях Як-7Б сбили в группе Ju.88.
26 июня 1944 года. Павленко Иван Алексеевич. На самолёте Як-7Б сбил в паре Ju.88 в районе Смоленск.
26 июня 1944 года. Тришкин Александр Сергеевич. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 южнее Смоленска.
26 июня 1944 года. Шекеня Дмитрий Сидорович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Смоленск.
28 июня 1944 года. Горский Николай Семёнович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Смоленск(2)
28 июня 1944 года. Губанов Валентин Николаевич. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Сырокоренья(2)
28 июня 1944 года. Желтов Николай Куприянович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88(4)
28 июня 1944 года. Матвеев Михаил Иванович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88.
28 июня 1944 года. Печёнкин Виктор Владимирович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Смоленск(1)
28 июня 1944 года. Сушилин Николай Васильевич. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Смоленск(3)
28 июня 1944 года. Филатов Алексей Михайлович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Смоленск.
28 июня 1944 года. Четвергов Николай Трофимович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Смоленск(1)
28 июня 1944 года. Чупятов Павел Фёдорович. На самолёте Як-7Б сбил Ju.88 в районе Смоленск.
СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ
Награждены орденам.и СССР:
Приказ Командующего Истребительной Авиацией Войск ПВО страны №015/н от 30 января 1943 года. Москва.
Соколов Пётр Александрович. Орден Отечественной Войны II степени
Приказ командира 125-й истребительной авиационной дивизии №06/н от 2 августа 1943 года. Тула.
Хапков Афанасий Парфенович. Старший сержант. Начальник ПАРМ-1 полка. Орден Красной Звезды.
Приказ Командующего Западным Фронтом ПВО №017/н от 25 апреля 1944 года:
Желтов Николай Куприянович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Горский Николай Семёнович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени(1)
Матвеев Михаил Иванович. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Отечественной Войны II степени.
Приказ командира 328-й истребительной авиационной дивизии №010/н от 9 мая 1944 года. Смоленск.
Павленко Иван Алексеевич. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Красной Звезды.
Сушилин Николай Васильевич. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Красной Звезды.
Приказ командира 328-й истребительной авиационной дивизии №012/н от 22 июня 1944 года. Смоленск.
Волков Николай Васильевич. Старшина. Авиационный механик. Орден Красной звезды.
Шекеня Дмитрий Сидорович. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Приказ командира 328-й истребительной авиационной дивизии №012/н от 22 июня 1944 года. Смоленск.
Волков Николай Васильевич. Старшина. Авиационный механик. Орден Красной Звезды.
Шекеня Дмитрий Сидорович. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Приказ командира 328-й истребительной авиационной дивизии №014/н от 6 июля 1944 года. Смоленск.
Юревич Антон Андреевич. Техник-лейтенант. Техник звена. Орден Красной Звезды.
Приказ командира 328-й истребительной авиационной дивизии №015/н от 21 июля 1944 года.
Верменский Николай Павлович. Техник-лейтенант. Техник звена. Орден Красной Звезды.
Приказ Командующего Северным Фронтом ПВО №012/н от 31 июля 1944 года.
Губанов Валентин Николаевич. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Красного Знамени.
Желтов Николай Куприянович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Тришкин Александр Сергеевич. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Киселёв Александр Алексеевич. Подполковник. Командир полка. Орден Александра Невского.
Горский Николай Семёнович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени(2)
Матвеев Михаил Иванович. Младший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Отечественной Войны I степени.
Медведев Пётр Дмитриевич. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Отечественной Войны I степени.
Микрюков Фёдор Григорьевич. Майор. Заместитель командира полка. Орден Отечественной Войны I степени.
Печёнкин Виктор Владимирович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Сушилин Николай Васильевич. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Филатов Алексей Михайлович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Четвергов Николай Трофимович. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Чупятов Павел Фёдорович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Шекеня Дмитрий Сидорович. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Зотов Михаил Иванович. Техник-лейтенант. Начальник связи полка. Орден Красной Звезды.
Пастухов Дмитрий Демьянович. Капитан. Начальник отделения наведения – заместитель штурмана полка. Орден Красной Звезды.
Понамарёв Пантелей Александрович. Техник-лейтенант. Старший техник эскадрильи – заместитель командира эскадрильи по эксплуатации. Орден Красной Звезды.
Приказ Командующего Северным Фронтом ПВО №020/н от 16 сентября 1944 года.
Рогов Антон Константинович. Майор. Начальник штаба полка. Орден Отечественной Войны I степени.
Лаптаев Павел Георгиевич. Капитан. Партийный организатор полка. Орден Красной Звезды.
Омельяненко Алексей Семёнович. Младший лейтенант. Заместитель начальника штаба полка по оперативно-разведывательной части. Орден Красной Звезды.
Родионов Александр Алексеевич. Старший сержант. Заместитель старшего техника эскадрильи по вооружению. Орден Красной Звезды(1)
Приказ Командующего Артиллерией Красной Армии №09/н от 23 сентября 1944 года.
Павленко Иван Алексеевич. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Красного Знамени.
Полохин Николай Иванович. Младший лейтенант. Командир звена. Орден Отечественной Войны I степени.
Соколов Пётр Александрович. Старший лейтенант. Командир эскадрильи. Орден Красной Звезды.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года. Москва.
Рогов Антон Константинович. Подполковник. Начальник штаба полка. Орден Красной Звезды.
Приказ командира 328-й истребительной авиационной дивизии №08/н от 18 мая 1945 года. Минск.
Бурим Савва Васильевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Приказ командира 328-й истребительной авиационной дивизии №09/н от 24 мая 1945 года. Минск.
Бурнев Борис Васильевич. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Красной Звезды.
Приказ командира 328-й истребительной авиационной дивизии №011/н от 15 июля 1945 года. Минск.
Поляков Антон Алексеевич. Старшина. Начальник отделения строевого и кадров полка. Орден Красной Звезды.
СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ
Наградные приказы полка
№01/н от 13 февраля 1943 года. Халутин+Васильев. Барыково.
№02/н от 1 мая 1943 года. Халутин+Васильев. Орешково.
№03/н от 6 августа 1943 года. Киселёв+Васильев. Хомяково.
№04/н от 12 августа 1943 года. Киселёв+Васильев. Хомяково.
№05/н от 29 августа 1943 года. Киселёв+Васильев. Хомяково.
№06/н от 20 октября 1943 года. Киселёв+Московенков. Смоленск.
№07/н от 2 декабря 1944 года. Киселёв+Московенков. Смоленск.
№08/н от 18 февраля 1944 года. Киселёв+Рогов. Смоленск.
№01/н от 8 марта 1944 года. Киселёв+Рогов. Смоленск.
№02/н от 29 апреля 1944 года. Киселёв+Пастухов. Смоленск.
№03/н от 8 мая 1944 года. Киселёв+Рогов. Смоленск.
№04/н от 27 июня 1944 года. Киселёв+Рогов. Смоленск.
№05/н от 17 июля 1944 года. Киселёв+Рогов. Болбасово.
№06/н от 20 июля 1944 года. Киселёв+Рогов. Болбасово.
№07/н от 31 июля 1944 года. Киселёв+Рогов. Болбасово.
№08/н от 10 августа 1944 года. Киселёв+Рогов. Болбасово.
№09/н от 16 ноября 1944 года. Киселёв+Рогов. Болбасово.
№01/н от 25 марта 1945 года. Киселёв+Рогов. Болбасово.
№02/н от 5 апреля 1945 года. Киселёв+Рогов. Болбасово.
№03/н от 16 мая 1945 года. Киселёв+Рогов. Мачулище.
№04/н от 29 июня 1945 года. Киселёв+Рогов. Мачулище.
№05/н от 20 октября 1945 года. Ковалёв+Портяной. Мачулище.
Вооружение:
МиГ-3
Ла-5
И-16
Як-7Б
Як-9
Дислокация:
Рыдома – с 1 августа 1942 года по ?
Барыково
Микулино
Орешково
Хомяково
Смоленск
Болбасово
Мачулище
УТОЧНЯЕТСЯ
960-й истребительный авиационный полк расформирован в марте 1946 года на основании Директивы Командующего Истребительной Авиацией войск ПВО Территории Страны №265186 от 18 января 1946 года.
Дополнительная информация.
Личный состав полка.
Fernando Blanco de la carrera
Mero;o Pel;cero Francisco
Vicente Beltran Rodrigo
Бурим Савва Васильевич
Бурнев Борис Васильевич
Васильев Феодосий Иванович
Верменский Николай Павлович
Ветошников Владимир Порфирьевич
Волков Митрофан Васильевич
Волков Николай Васильевич
Горский Николай Семёнович
Губанов Валентин Николаевич
Желтов Николай Куприянович
Зотов Михаил Иванович
Киселёв Александр Алексеевич
Краснобрижий Павел Иванович
Лаптаев Павел Георгиевич
Матвеев Михаил Иванович
Медведев Пётр Дмитриевич
Микрюков Фёдор Григорьевич
Московенков Михаил Филиппович
Омельяненко Алексей Семёнович
Павленко Иван Алексеевич
Пастухов Дмитрий Демьянович
Печёнкин Виктор Владимирович
Полохин Николай Иванович
Поляков Антон Алексеевич
Понамарёв Пантелей Александрович
Портной Степан Алексеевич
Ревизоров Анатолий Николаевич
Рогов Антон Константинович
Родионов Александр Алексеевич
Соколов Пётр Александрович
Сушилин Николай Васильевич
Тришкин Александр Сергеевич
Филатов Алексей Михайлович
Хапков Афанасий Парфенович
Чернявский Иван Кириллович
Четвергов Николай Трофимович
Чупятов Павел Фёдорович
Шекеня Дмитрий Сидорович
Юревич Антон Андреевич
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
Версия от 16 октября 2020 года.
Mero;o Pel;cero Francisco
Родился 17 июня 1917 года в Мурсия (Испания) в бедной и многодетной рабочей семье. Рано остался без матери, был вынужден заниматься тяжёлой работой и помогать отцу в воспитании своих младших сестёр. Позже, заочно окончил Топографический институт в Севилье.
После начала Гражданской войны Франсиско Мероньо без каких-либо документов поездом уехал в Мадрид, откуда добрался до военного аэродрома «Cuatro Vientos» («четыре ветра»), расположенный под Мадридом. С аэродрома был добровольцем направлен в Мурсию.
Министерство Авиации призывало собраться на аэродроме Лос-Алькасареса всем тем, кто хочет поступить в военно-воздушные силы. После предварительного отбора, группа лучших была отправлена в порт Картахены, откуда на корабле новобранцы направились к советскому побережью. По прибытии в Советский союз республиканские новобранцы учились в лётной школе в Кировабаде. Проходил обучение с января по апрель 1937 года, после окончания краткосрочных курсов вернулся в Испанию на корабле «Мария Ульянова».
Под руководством советского инструктора лётчик Мероньо проходил летную практику на аэродроме Эль Кармоли. В мае 1937 года он числился в эскадрилье «Moscas» («мухи»), летал на самолёте-истребителе И-16 в провинции Мурсия, после чего был переброшен на мадридский фронт. 1 июня 1937 года Франсиско вступил в ряды Компартии Испании. В декабре того же года участвовал в защите порта Аликанте, где находились советские корабли, позже участвовал в обороне Теруэля. В марте 1938 года Мероньо участвовал в защите Валенсии, участвовал в воздушных сражениях за Каспе. В апреле был перемещён на аэродром Кампороблес и участвовал в боях на линии арагонского фронта. 30 июля перешёл в каталонскую зону, и с августа по ноябрь принимал участие в сражениях за Эбро. Лётчик-истребитель Франсиско Мероньо провёл в Испании более ста воздушных боев, в которых сбил 20 вражеских самолётов. Закончил войну командиром 6-й эскадрильи Группы 21.
В начале февраля 1939 года Франсиско Мероньо был вынужден покинуть родину, через Пиренеи перешёл во Францию, где был помещён в концлагерь. Позже вместе с группой других летчиков был освобожден и эмигрировал в СССР по линии Красного Креста. В СССР был определён в Москву, на завод ЗИС, затем в Харьков, где также работал на заводе.
С началом Великой Отечественной войны добровольцем записался в Красную армию. Находился в группе специального назначения на Урале, где осваивал немецкие самолёты (Ju-88, Dornier Do 17 и другие). Предполагалось создание специальной разведывательной группы из испанских летчиков. Однако планы командования изменились, и всех испанцев направили на обучение в школу по подготовке партизан. Благодаря своей настойчивости и помощи генерал-лейтенанта А.С. Осипенко (участника гражданской войны в Испании), испанцы-лётчики добились перевода в истребительную авиацию.
С ноября 1941 по июль 1942 служил в составе 1-й истребительной авиационной бригады (в этот период там служили практически все испанские лётчики), воевал на Як-7. В составе бригады участвовал в обороне Москвы. Затем летал в составе 1-й эскадрильи 960-го ИАП ПВО, командовал эскадрилей.
За два года войны он сбил семь немецких самолётов. Позже, летом 1943 года вместе со своими товарищами принял участие в боях на Курской дуге, но в самом начале этой операции Мероньо был сбит и во время своего падения на парашюте получил тяжёлое ранение. Приземлился на советской территории, но из-за иностранной формы и нерусских черт лица был принят за пилота противника. Советские военнослужащие хотели покончить с ним. Однако пришедший в себя Мероньо умел убедить их в том, что является советским пилотом, по его воспоминаниям этому помогла пара матерных выражений. После шести месяцев проведённых на больничных койках, авиаторские способности лётчика-истребителя практически были сведены на нет, ему было запрещено летать на больших скоростях и больших высотах, поэтому он был назначен инструктором в одну из лётных школ, где он и встретил окончание войны.
В первые мирные годы Мероньо летал на санитарных самолётах Красного Креста и гражданской авиации. Испанских летчиков демобилизовали из рядов ВВС СССР в 1948 году в экстренном порядке, причиной этого стал побег одного военнослужащего-испанца из Северного Кавказа в Турцию на военном самолёте[2]. После этого случая испанцам сначала запретили летать, а потом досрочно уволили в запас.
С конца 50-х годов до 1964 года Франcиско Мероньо работал на одном из авиационных заводов в качестве диспетчера. С 1964 по 1969 год находился в служебной командировке на Кубе, где работал в качестве специалиста в Советском объединении «Авиаэкспорт» при Посольстве СССР. По окончании этой работы, вернулся с семьёй в Москву и ушёл на пенсию по причине различных болезней, явившихся следствием военной службы.
В марте 1970, июне 1972[3] и ноябре 1992, посещал с семьёй Испанию и испанских родственников, которые продолжали жить там, и постоянно зазывали Франсиско вернуться на родину. Не вернулся, так как не хотел, чтобы его русская жена так же страдала по родине, как он.
В конце 80-х годов, несмотря на то, что Франсиско Мероньо жил за границей и служил в рядах республиканцев, Испанское Правительство официально присвоило ему звание полковника ВВС Испании.
Умер 17 июля 1995 года в Москве.
Халутин Александр Иванович
Родился 16 августа 1910 года в деревне Шапкино Рыбинского района Ярославской области, в крестьянской семье. Отец – Халутин Иван Иванович (1864–1948). Мать – Халутина Наталья Михайловна (1880–1975). Супруга – Халутина Нина Александровна (1925 г. рожд.). Дочь – Козлова Аэлита Александровна.
Александр заболел авиацией в пять лет – с того дня, когда впервые увидел самолет. Дважды он пытался поступить в летную школу, но был забракован медкомиссией.
В 1928 году приехал в Ленинград, работал каменщиком-кладчиком на стройке и одновременно занимался в Ленинградской планерной школе. Первым учителем Халутина здесь был легендарный Валерий Павлович Чкалов, в то время уволенный из РККА. Чкалов особенно выделил Александра среди других курсантов. Когда планер был построен и испытывался в Дудергофе, Валерий Павлович, сам убедившись в надежности машины, предложил затем лететь ему. Чкалов, по мнению Александра Ивановича, благословил его в небо, научил главному: всегда действовать осмысленно и ничего не бояться.
В 1929 году А.И. Халутин поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, которую окончил в 1930 году. На следующий год он окончил 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей и получил назначение в Гатчину, в 1-ю Краснознаменную истребительную авиационную эскадрилью.
Через два года он участвовал в первом проводимом неподалеку от Ленинграда параде, посвященном Дню ВВС. Во время пролета у Халутина загорелся самолет, но ему удалось сбить пламя и благополучно посадить машину. Александр Иванович участвовал во всех проводимых до войны воздушных парадах.
В 1932 году он совершил первый прыжок с парашютом, а уже через год получил серебряный значок «Инструктор парашютного дела ВВС РККА» №79.
За неделю до начала Великой Отечественной войны капитан Александр Халутин, инспектор по летной подготовке 44-й истребительной дивизии, был назначен командиром формирующегося 249-го истребительного авиационного полка, который должен был дислоцироваться в Тульчине, на Украине. К тому времени Александр имел уже десятилетний летный стаж и налет порядка 900 часов на 14 типах самолетов.
В полку была укомплектована всего одна эскадрилья - истребителями И-16. Проявляя инициативу - присоединяя к себе «безлошадных» летчиков и собирая оставленные самолеты, А.И. Халутин сумел полностью укомплектовать полк. При этом одна эскадрилья была переучена на новейший ЛаГГ-3 – для обучения был использован самолет, найденный с пустыми баками и привезенный в полк.
За первые четыре месяца войны, летая с двадцати аэродромов, полк совершил 3594 боевых вылета - треть вылетов, сделанных этой частью за 1941–1945 годы. Было сбито 25 немецких самолетов, 20 – сожжено на аэродромах. При этом потери наших самолетов и летчиков оказались минимальными.
В конце лета 1941 года наша разведка обнаружила в районе Днепропетровска большой аэродром, где находились бомбардировщики и истребители. Халутин повел туда пятерку «ночников». Противник был застигнут врасплох, и наши самолеты, сбросив бомбы, стали расстреливать из пулеметов стоявшие в линию машины. В это время появились немецкие истребители. Александр Иванович атаковал ведущего – наперерез, снизу, под углом в 90 градусов. Подбитый самолет упал на стоянку. Было также уничтожено 10 стоявших на земле самолетов.
Командуя полком, Александр Халутин выполнял и разведывательные задания в интересах командования Юго-Западного фронта. Летая по-чкаловски, на бреющем полете, он доставлял информацию, позволявшую определить направление движения противника, расположения его позиций, огневых точек.
За время войны самолеты, на которых он летал, получили в общей сумме 53 пробоины. Сам А.И. Халутин был очень серьезно ранен осенью 1942 года. Атаковав и сбив на высоте 8500 метров немецкий бомбардировщик, совершавший разведывательный полет, Александр Иванович получил серьезную травму правого глаза. Глаз удалось сохранить, однако видел он только под определенным углом и процентов на 10. Убеждая врачей, что зрение восстанавливается, Халутин на медосмотрах подглядывал здоровым левым глазом - так было и во время войны, и позже. В результате он продолжал летать вплоть до 1963 года...
Александр Иванович воевал в небе Украины, Подмосковья, в районе Харькова, Кременчуга, над Прибалтикой. Войну закончил войну в Курляндии, командуя 171-м Краснознаменным Тульским истребительным авиационным полком. В воздушных боях он лично сбил 5 самолетов противника и столько же уничтожил на земле.
В послевоенное время полковник А.И. Халутин продолжал службу в авиации. В 1950 году, на Ляодунском полуострове, он по приказу командования сформировал и подготовил к ведению боевых действий 50-ю и 37-ю авиационные дивизии, которые были направлены в Северную Корею. С 1950 по 1953 год Александр Иванович командовал 37-й дивизией, которая участвовала в боях с американцами.
По возвращении из Кореи генерал-майор Халутин был назначен начальником прославленного Качинского авиационного училища, через два года возглавил кафедру в военно-воздушной академии.
В летной книжке А.И. Халутина значится, что он летал на 54 типах самолетов - от У-1 до реактивного Миг-17, совершил 10 094 полета. Общий налет составил 3054 часа. Особенности летчика-истребителя – полетов много, но все короткие.
Уволившись в запас, с 1963 по 1994 год Александр Иванович работал начальником группы поиска космических кораблей после посадки и эвакуации экипажей с места посадки на предприятии С.П. Королёва. Он встречал на земле большую часть космических экипажей начиная с А. Николаева, В. Терешковой и В. Быковского.
Генерал-майор в отставке Александр Иванович Халутин награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды. Он – заслуженный военный летчик СССР, заслуженный ветеран НПО «Энергия», почетный член Центрального аэроклуба, почетный член Всеармейского военно-охотничьего общества.
В 1994 году Александр Иванович вновь занялся парашютным спортом, добавив к имевшимся 140 прыжкам еще два десятка прыжков на тандеме. На протяжении ряда лет он являлся заместителем председателя Союза ветеранов – парашютистов России при Центральном аэроклубе имени В.П. Чкалова.
В 2000 году А.И. Халутин во время очередной международной парашютной экспедиции совершил прыжок на Северный полюс в возрасте 90-лет, доставив на макушку планеты государственные флаги России и Белоруссии, посвятив этот прыжок 55-й годовщине со Дня Победы в ВОВ. «Не представляете, как приятно было устанавливать на полюсе флаг авиации. Такого, кажется, пока еще никто не делал», – отметил генерал-майор в отставке. Это поистине уникальное событие широко освещалось средствами массовой информации.
В 2001 году за активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи и реализации Программы «Небо, открытое для всех» А.И. Халутин был награжден орденом Дружбы.
Свидетельство о публикации №216101000133
С большим интересом читаю Ваши материалы по истории советских авиационных полков. Успехов Вам!
С уважением,
Олег Каминский 10.10.2016 05:13 Заявить о нарушении