Виктор Суворов развенчивает маршала Жукова

Мнения о маршале Г.К. Жукове, даже если брать только авторитетные официальные источники, разноречивы. Книга Суворова «Тень победы» [1] по стилю – научный труд в художественной форме. Поэтому созданный им портрет «великого полководца», думаю, соответствует действительности. Россия в самом деле – страна с непредсказуемым прошлым.

1. Халхин-Гол
     За разгром японских войск на Халхин-Голе Жуков 29 августа 1939 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Операция была проведена блистательно, но в своих «Воспоминаниях» [2] Жуков почему-то не называет фамилию начальника штаба. "Начальником штаба группы с 15 июля до сентября 1939 года был комбриг М.А. Богданов" (Маршал Советского Союза М.В. Захаров. "Новая и новейшая история. 1970. No5, стр. 23). Удивляет также и то, что архивы по Халхин-Голу засекречены до сих пор. Суворов предполагает, что истинная роль Жукова в сражении на Халхин-Голе преувеличена. Это главная и, возможно, единственная причина, которая заставляет правителей прятать от народа подробности. Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов о Жукове: "Позднее он все успехи в боях с японцами старался приписать себе" ("ВИЖ" 1992, No 1, стр. 76).

2. Начало войны
     22 июня 1941 года, в 7 часов 15 минут Жуков только сел писать директиву военным округам. Директиву ещё надо сочинить, потом передать шифровальщикам. Им тоже нужно время на то, чтобы документ зашифровать. А потом документ надо отнести на узел связи, передать. Затем в месте назначения принять и расшифровать... А в это время давно горели аэродромы и в войсках была паника и неразбериха – до войск дошла пока только директива Жукова № 1: НА ПРОВОКАЦИИ НЕ ПОДДАВАТЬСЯ.
Не имея времени и возможности ждать указаний от «великого стратега», командующие фронтами и армиями (генералы Кузнецов, Павлов, Черевиченко и Кирпонос) были вынуждены превышать полномочия и нарушать преступные запреты Жукова. Они отдавали свои собственные приказы "действовать по-боевому". Централизованное управление Красной Армией было потеряно. После войны Жуков валил вину на командующих округами. Но они ли виноваты?
Управление Красной Армией было потеряно не на уровне командующих военными округами, а на уровне Генерального штаба. Управление Красной Армией было потеряно не в первые минуты войны, а до её начала: перед войной Жуков не давал никаких указаний военным округам на случай внезапного нападения.
Жуков имел ещё одну возможность оповестить войска о начале войны: объявить мобилизацию. Маршал Советского Союза И.Х. Баграмян сообщал, что перед войной был приказ: по германским самолётам не стрелять. И было разъяснение: открывать огонь можно при объявлении мобилизации. (Так шли мы к победе. Москва. Воениздат 1988. Стр. 46). Поверим Жукову: Сталин перепугался и не знал, что делать. Ну, так подскажи ему! А если согласия Сталина нет, превысь полномочия! Генерал армии Павлов полномочия превысил. Он не имел ни распоряжений Москвы, ни возможности обратиться непосредственно к Сталину. А Жукову не надо было орать в трубку – Жуков находится в кабинете Сталина, где собралось всё Политбюро. Если все эти деятели не знали, что предпринять, то Жукову следовало кричать: я объявляю мобилизацию! Вот и всё – кто бы возразил? А если бы возразил, то на него и пала бы ответственность за промедление. А так промедление в объявлении мобилизации навеки остаётся на Жукове.
Тянулись часы, а мобилизация все не объявлялась. И только, как сообщает Маршал Советского Союза А.М. Василевский, через 12 часов после начала войны мобилизация была объявлена. Первым днём мобилизации объявлялось 23 июня 1941 года. Поэтому указ о мобилизации, подготовленный лично Жуковым, означал, в частности и то, что немецкие самолёты можно сбивать только со следующего дня.
Текст Директивы № 3 Жуков в своей книге не приводит не случайно –  она предписывала Красной Армии не обороняться, а наступать: "окружить и уничтожить сувалкинскую группировку противника и к исходу 24.6 овладеть районом Сувалки", "окружить и уничтожить группировку противника, наступающую в направлении Владимир-Волынский, Броды", "к исходу 24.6 овладеть районом Люблин". Жуков бросил войска в наступление, поставив фантастические невыполнимые задачи по захвату польских городов Сувалки и Люблин. В той ситуации приказ генерала армии Павлова действовать по-боевому был куда более разумным. Каждый командир видел, что творится вокруг, и действовал в соответствии с обстановкой: переходил к обороне или отходил. А Директива Жукова № 3 заставляла всех наступать. Наступать в условиях, когда сожжены аэродромы, когда наши разведывательные самолёты не могут подняться в воздух и командиры не знают, где противник.

3. Как Жуков подготовил к обороне приграничные округа
Войска приграничных военных округов были выдвинуты к самым границам и попали под внезапный удар, не успев по тревоге добежать до своих танков и пушек. Выдвижение было сделано по плану начальника Генерального штаба Жукова. Аэродромы приграничных округов были вынесены к границам и до пределов забиты самолётами. Там самолёты в своём большинстве и сгорели, не успев подняться в воздух. Стратегические запасы были вынесены к границам и попали в руки противника не по глупости Павлова и Кузнецова, а потому, что так приказал начальник Генерального штаба Жуков. Войска приграничных округов не имели планов отражения агрессии –  в этом опять вина Жукова.
На главных направлениях войны войска Западного и Юго-Западного фронтов уже в мирное время находились в мышеловках – в выступах, которые глубоко врезались в территорию противника. Уже в мирное время основные группировки советских войск с трёх сторон были окружены противником. Оставалось только ударить по их тылам и отрезать пути снабжения. Что противник и сделал. Кто виноват в этом – Жуков: это он определял группировку войск. Без разрешения Генштаба командующий округом не имеет права переместить даже батальон.
Главный удар германская армия нанесла севернее Полесья по войскам Павлова. А главные силы Красной Армии находились почему-то южнее Полесья. Жуков знал, что нанесут удар севернее Полесья, но свои главные силы сосредоточил почему-то совсем в другом месте.
В 1941 году Сталин не расстрелял Жукова только потому, что в этом случае тень вины пала бы и на его самого. Под топор пошёл командующий Западным фронтом генерал армии Павлов и другие генералы.

4. Танковая Цусима Второй мировой
• Самое грандиозное танковое сражение мировой истории произошло 23-27 июня 1941 года в районе Дубно, Луцка и Ровно, а не на Курской дуге под Прохоровкой. В этом столкновении шести советских мехкорпусов с 1-й германской танковой группой советскими войсками командовал Жуков. У него было полное количественное и качественное превосходство.
В 1-й германской танковой группе из 799 танков: тяжёлых танков – 0, плавающих танков – 0, танков с дизельными двигателями  – 0, танков с противоснарядным бронированием – 0, танков с длинноствольными пушкам калибра 75-мм и выше – 0, танков с широкими гусеницами – 0.
Для того, чтобы сдержать такое количество германских танков на государственной границе и не пустить их на свою территорию, Жукову в Украине и Молдавии было достаточно иметь 266 танков примерно такого же качества, как германские. А у Жукова в составе Киевского и Одесского военных округов было 8069 танков, в 30 раз больше, чем требовалось для обороны.
Один только 4-й мехкорпус,  который Жуков бросил в сражение против 1-й танковой группы, имел 892 танка. В том числе 414 новейших Т-34 и КВ, равных которым ни у Гитлера  и ни у кого в мире не было даже в проектах. 8-й мехкорпус имел 858 танков, включая 171 Т-34 и КВ.
15-й мехкорпус – 733 танка, в том числе 131 Т-34 и КВ, 22-й – 647 танков, в том числе 31 Т-34 и КВ.
Каждый из этих корпусов можно смело считать настоящей танковой армией. Кроме новейших танков Т-34 и КВ, под командованием Жукова в июне 1941 года на Украине и в Молдавии было танков Т-28 – 215, Т-35 – 51, БТ-7М – 370, Т-37 – 669, Т-38 – 123, Т-40 – 84. Ни в 1-й германской танковой группе, ни во всей Германии, ни во всем мире не было ни одного танка хотя бы приблизительно равному танку из этих типов.
Танковую битву готовил, планировал и провёл Жуков. Он сжёг за четыре дня шесть мехкорпусов, а остальные порядочно обескровил.
• П.Б. Суворов тенденциозен, т.к. не упомянул некоторые очень важные обстоятельства. Вот что, например, пишет Википедия [3] о причинах разгрома:
- советские водители танков уступали немцам в подготовке (2-5 часов практики вождения), тогда как у немцев даже в Казанской танковой школе было около 50 часов;
- превосходство брони Т-34 и КВ оказалось несостоятельным для 88-мм зениток и немцы ещё на дальних дистанциях за час расстреливали до 20-30 наших танков;
- у советских танков не было штатной радиосвязи;
- неумелое проведение советских танковых атак при отсутствии общей координации сил.
А полное господство в небе вражеской авиации? – Забыли? За 15 суток войны потери Красной армии составили: 4381 танков из 5826; немцы безвозвратно потеряли 186 танков. Конечно, если бы у бездарного Жукова были опытные танкисты, радиофицированная техника, защита с воздуха и имеющие боевой опыт командиры танковых групп, такого разгрома, скорее всего, удалось бы избежать. 

5. Сталинград и Курская дуга
• Сталинград. "Красная звезда" 1 сентября 1992 года признала, что план Сталинградской наступательной операции разработал полковник Потапов. Координировал действия фронтов генерал-полковник Василевский. Сказания Жукова о его решающей роли в Сталинградской битве – дань героическим похождениям барона Мюнхгаузена.
• Курская дуга.  В подготовительный период перед сражением, Жуков в войсках Центрального и Воронежского фронта не появлялся. Прибыл на Центральный фронт прямо накануне сражения и никаких решений не принимал; через четыре с половиной часа после начала сражения  уехал на другой фронт к Соколовскому. В тот момент судьба войны решалась на Курской дуге. Центральный и Воронежский фронты находились в выступе, который врезался в территорию, занятую противником. Сокруши противник оборону и два фронта окажутся в мешке – великий стратег резво поскакал из Выступа, который мог стать западней.

6. Высказывания о Жукове
Маршал Еременко: «Жуков, этот узурпатор и грубиян, относился ко мне очень плохо, просто не по-человечески. Он всех топтал на своём пути… Я с товарищем Жуковым уже работал, и знаю его как облупленного. Это человек страшный и недалёкий. Высшей марки карьерист… Следует сказать, что жуковское оперативное искусство – это превосходство в силах в 5–6 раз, иначе он не будет браться за дело, он не умеет воевать не количеством, и на крови строит себе карьеру».
Маршал Бирюзов: «С момента прихода товарища Жукова на пост министра обороны в министерстве обороны создались невыносимые условия. У Жукова был метод – подавлять».
Главный маршал авиации Новиков: «Касаясь Жукова, я прежде всего хочу сказать, что он человек исключительно властолюбивый и самовлюблённый, очень любит славу, почёт и угодничество перед ним и не может терпеть возражений».
Маршал Голиков: «Жуков – это унтер Пришибеев».
Генерал-лейтенант Вадис (СМЕРШ): «Жуков груб и высокомерен, выпячивает свои заслуги, на дорогах плакаты „Слава маршалу Жукову“».
Генерал-полковник Байдуков: «Зверюга».
Из приказа Верховного главнокомандующего Сталина: хвастун! И книга Жукова – неудержимый поток хвастовства: слава КПСС и мне великому!
Шифрограмма командующего Ленинградским фронтом Жукова № 4976 (28.09.1941): «Разъяснить всему личному составу, что все семьи сдавшихся врагу будут расстреляны и по возвращении из плена они сами будут расстреляны». 

Выводы
1. Из приведённых в книге  В. Суворова «Тень победы» документов следует, что Г.К. Жуков  был бездарным и жестоким полководцем. К тому же хвастун и карьерист.
Однако вопрос о том, чего он больше принёс, пользы или вреда, открыт до сих пор.
2. Следует раскрыть, на мой взгляд, архивы ВОВ и написать всю правду о «великом стратеге».

Источники информации
1. Суворов В. Тень победы. – Донецк: Сталкер, 2006. – 379 с.
2. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. -- М.: АПН. 1969.
3. Битва за Дубно – Луцк – Броды.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
                Опубликовано 10.10.2016
Дополнение 1 от 25.05.2018
Источник информации: Успенский В.Д. Тайный советник вождя. Книга третья. Роман-газета, 8-9. 1992. «В ночь на 22 июня 1941 года наша сухопутная авиация потеряла 1200 боевых машин, причём новых, лучших машин... А флоты не потеряли за сутки ни одного корабля и ни одного самолёта, нанеся урон неприятелю». На одном из совещаний Сталин сказал: «В Кронштадте есть памятник адмиралу Макарову, на котором запечатлены вещие слова: «Помни войну!». Коротко и точно. Так вот – моряки руководствовались этой формулой, а кое-кто нет».  Жуков: «Эти кое-кто  руководствовались официальными государственными документами».
– Вы не правы, товарищ Жуков. Для военных существует только одно правило, только один закон, тот самый, что на памятнике Макарову.
В трагедии 22 июня 1941 года большая, если не главная, доля вины лежит и на Г.К. Жукове. 


Рецензии
Пётр, доброй ночи. Как говорится-победителей не судят. Я читал всего В.Суворова. Что хочу сказать: да он танкист в прошлом, в ГРУ имел доступ к секретке, но читать его надо как беллетристику, не более.

Александр Голенко   10.10.2016 21:02     Заявить о нарушении
Александр, не могу с вами согласиться, ибо он опирается на общедоступные документы. Вот поймайте его на вранье, тогда да. В какой-то мере я могу с вами
согласиться - он во многом лгун и демагог. Поэтому у меня к нему противоречивое отношение: с одной стороны он правильно ставит проблему на попа, с другой - часто пытается навязать читателю свои подленькие мыслишки.

Пётр Басков   11.10.2016 18:55   Заявить о нарушении
Пётр, добрый день. Посмотрите на досуге:

http://www.youtube.com/watch?v=AjIBSXuPxog

Александр Голенко   14.10.2016 12:45   Заявить о нарушении