Яблочный Спас

Моя бабушка родилась в Аксае в семье священнослужителя. Она всегда с благоговейным трепетом вспоминала , как с отцом приезжала в Ростов-на-Дону, поглядеть на ярмарку. «Однажды на яблочный спас»,– рассказывала она о том времени,– «наш сосед — из добропорядочных граждан — хозяин лавки и маслодавильни, пригласил нас с собой, предложив после утреннего чаю поехать на собственном автомобиле! Хотя до этого мы с папой уже раза два путешествовали на поезде, но на настоящем автомобиле — в те годы это казалось просто неслыханной роскошью, почти чудом даже для Ростова»...

Мы долго ходили среди рядов, между мелкими магазинчиками с самым диковинным товаром: салфетки ручной работы и серебряная посуда, молодняк домашних животных и почтовые голуби. Тем не менее, в этот чудесный день главными были яблоки. Запах зрелых плодов витал всюду! В корзинах, в плетёных коробах или на телегах — кругом было рукотворное яблочное раздолье!...

В самом центре площади,– продолжала  свои воспоминания бабушка,– напротив входа в Покровский храм стояло  несколько высоченных возов знатных хозяев. Каждый был наполнен до самого верха! А дабы нежные плоды не подавились, в них были обустроены трёхъярусные дощатые настилы.

– Попробуйте, господа, яблочки просто на удивление! Святой отец, – добродушно обратился к нам хозяин ближайшей телеги, угадав в моём отце служителя церкви, – Не в службу, а в дружбу! Смотрите — заслуживают восхищения! Красивые, а какие сочные! Прямо с дерева, неординарный метод полива.. – И с этими словами он, улыбнувшись, протянул мне большущий желтоватый с краснинкой плод:
– На-ка, малютка, Чудесная девочка! Малышка!
Я не отрываясь смотрела на незнакомого дядю.
– Не бойся — Малышка! Слышишь запах?

Но я так и не осмелилась протянуть руки, чтобы самой взять угощение.
– Хорошо — возьми, доченька,– разрешил мне папочка.
– Что — сладкий?!
– Очень… Сладкий,– пролепетала я, ведь рот у меня был уже занят.
– Да что ты! Вот молодец! – обрадовался хозяин фруктов.

Однако сосед наш оказался чем-то не доволен:
– Нет — они , конечно, хороши, только эти восклицания ненадолго! До зимы, скорее всего, не долежат, да и стоят они прилично.
– Я уступлю!– услужливо заверил продавец.

На некоторое время воцарилась тишина.

– Спасибо... И всё-таки нет. Это относительно: сегодня даже со скидкой цены на лучшие сорта, максимальны! А вот на неказистую, на первый взгляд, разносортицу сейчас будет буквально бросовая цена! Зато зимой — во время предрождественского поста, к нам на юг — пожалуют в Ростов-на-Дону, спасаясь от стужи, столичные гости. Питерские ли господа, или Московские любят себя немного вкусненьким побаловать — прихотливы насчёт еды!... Сосед выдержал небольшую паузу:

– Самое интересное впереди — и вот они, вечерами прогуливаясь по Пушкинской, будут заходить в мою лавочку,– как мольба прозвучал его голос,– лакомиться моими яблочками, мочёными с изюмом и черносливом, с морковочкой и бурачком. Для праздничного меню, пожалуй, неплохо будет добавить рюмочку красного вина или, бокальчик душистой настоечки.
 
Он, будто вспомнив что-то, потёр мочку правого уха. Казалось, наш сосед на время забыл, что мы по-прежнему находимся у Покровского в Ростове-на-Дону:
 
– Главное стол накрыть со вкусом: фрукты, орешки в вазах из тонкого цветного стекла, пирамидальный торт посредине на специальном прозрачном блюде, красное вино разлить в узкие фужеры — блюдо с тонкими ломтиками сыра и — ещё изящный подсвечник с тремя свечами. Главное, чтобы красота совпала с вкуснотой!– с весёлой укоризной в голосе произнёс хозяин магазинчика на Пушкинской.

– Мне бы успеть к вечерней службе вернуться в Аксай — у меня столько дел,– вдруг сказал мой отец только потому, что рассуждения коммерсанта показались скучными.

– Что?!– сосед, словно очнувшись, спросил и глянул на часы на серебряной цепочке. – Ага... Ясно. Извините!

Вскоре мы обнаружили нужные плоды.
– Мне бы ещё с грузчиками договориться, по данному случаю, чтобы установили стеллажи в погребе,– вздохнув, произнёс торговец сосед.

Когда всё было улажено мы вышли за ярмарочную площадь. Невероятно: я дышала таким свежим воздухом и увидела такие яркие, колдовские краски, будто на мгновение растворилась во вселенной чудесная картина, ниспосланная кем-то сверху. Зеленая трава контрастировала с вымощенными дорожками, которые то пересекались, то вновь разбредались в разные концы парка. Вдоль дорожек на одинаковом расстоянии друг от друга росли молодые деревца. Ограждением служил кустарник, аккуратно подстриженный заботливой рукой садовника.
 
Всю дорогу до Аксая я напевала песенку, которую услышала минувшей весной на Пасху в папиной церкви.
–«Боже спаси его и прости! …»
 
А потом осенью…

Но вот о том, что случилось в тот год осенью, моя бабушка вспоминать не любила.


Рецензии