Спортивное ориентирование

    
     Наша заводская туристская команда была не очень большой по количеству участников. А уж людей, добросовестно принимающих участие в соревнованиях, и вообще по пальцам перечесть. В вылазках на природу, включающих тренировки перед грядущими соревнованиями, молодого народу собиралось немало. Это было весело. Но набрать большую спортивную команду как-то не получалось. И поэтому, какой вид соревнований ни возьми, активные участники были одни и те же: они и гребцы на байдарках, и бегуны в эстафете, и в спусках с отвесной скалы по веревке, и в спортивном ориентировании. Как меня угораздило попасть в ориентирование, я и сама не поняла, так как заблудиться в трех соснах для меня всегда было раз плюнуть. Видимо, нельзя было подвести команду. И, на худой конец, главное не победа, а участие.

     Накануне вечером я добросовестно заучивала условные обозначения на  топографической карте. Соревнование проходило в лесу над Днестром. Лес поднимался по круче все выше и выше, пока не переходил на самой высоте в поле, по краю которого рос кустарник. Мы собрались перед стартом, выслушали последние наставления и, кстати, наставление о том, как себя вести при нечаянной встрече с кабанами. Была золотая осень. У кабанов были полосатые поросята, что было бы особенно опасно при встрече. Каждому выдали листок бумаги с заданием и обозначением контрольных пунктов. И мы понеслись в разные стороны. Очень скоро, как мне показалось, я осталась в лесу одна. Не слышно было ничьих голосов. Я бежала вверх по круче к первому контрольному пункту. Поглощенная задачей, я как-то и думать забыла и о кабанах и о том, что я плохо ориентируюсь на местности. Наконец, выбралась на самый верх и только хотела перевести дух и осмотреться – где-то здесь должен быть контрольный пункт, как вдруг прямо перед собой увидела мощного колхозного быка. Он был привязан веревкой за небольшой ненадежный колышек и щипал что-то на убранном поле. Веревки как раз хватало, чтобы добраться до меня. Бык не ожидал увидеть живое человеческое существо и проявил законный интерес. Опустив голову, он перестал щипать и сбоку глядел на меня. Это мне совершенно не понравилось. Я быстро огляделась, ища пути отступления, если понадобится. В это время сзади из леса послышался ужасный шум и треск. Кто-то ломился через кусты. Я мигом вспомнила про кабанов. Хорошо, что я по жизни не склонна впадать в панику в первую же минуту! Может, просто тугодум. Но это получается даже в плюс, так как не тратится время на бессмысленные метания, а дальше видно, как действовать по обстоятельствам. Я слегка наклонилась вперед, расставив руки, словно приготовилась к схватке с кабаном голыми руками.  Может быть, я рассчитывала в последний момент отскочить в сторону, и тогда кабан выскочил бы прямо на быка?! С одной стороны бык, с другой…  С другой из кустов вывалилась прямо передо мной огромная зайчиха. Я почему-то сразу решила, что это именно зайчиха и к тому же беременная, потому и огромная. Наверное, как раз в это время и появляются зайчата-листопаднички. Она тяжело плюхалась на землю при каждом прыжке. Увидев меня и резко развернувшись, зайчиха бросилась наутек в сторону. Я от неожиданной встречи отпрянула в другую. Удивительно, сколько шума она производила. Я была уверена, что сейчас точно увижу кабана, но бог миловал. Напряжение спало, я рассмеялась и пожалела бедную зайчиху, представив, как испугалась меня она! Не знаю, как прореагировал на эту сценку бык, так как я была уже в стороне от него и где-то тут же нашла свой контрольный пункт. Это меня окрылило, и я помчалась дальше, сориентировавшись по своему клочку карты. Следующая пара пунктов нашлась без особых затруднений. Но с последним пунктом вышла заминка. Я кружила на одном месте, теряя время и нервничая, так как обозначение на карте, насколько я соображала, показывало, что он где-то именно здесь. Но на контрольный пункт выйти не получалось. Странно, что никто из других участников соревнования мне не встречался, словно я действительно была в лесу одна. Совсем заблудиться я бы не могла, так как уклон ясно показывал, что река внизу.

    Вдруг я услышала чьи-то голоса и увидела группу парней из трех или четырех человек. Это явно не были участники соревнования. Что они здесь делают? Они направились ко мне и стали спрашивать, что делаю здесь я. Похоже было, что они не совсем трезвые. Этого еще не хватало! В такие моменты у меня как-то обостряется инстинкт самозащиты, и на помощь приходит чисто женская уловка. Не дав им времени на расспросы и какие-либо действия, я сама набросилась на них с вопросами: местные ли они ребята, хорошо ли ориентируются в лесу и не смогут ли мне помочь. Скороговоркой я постаралась как можно быстрее ввести их в суть дела, тыча им под нос листочек с картой, попутно объясняя обозначения и особо делая упор на скорость их соображения и на то, что мне для успеха необходима скорость моих собственных ног. У меня не было никакой личной защиты, кроме огрызка карандаша и кусочка карты на случай возникновения в их нетрезвых головах каких-либо нечистых намерений. Вся надежда была на то, что я вызову у них чувство взаимовыручки – ведь раньше в школах нас по всей стране так воспитывали, где бы мы ни жили! К счастью для меня это сработало. Может быть, я применила какие-то неизвестные мне самой приемы зомбирования, мельтеша этой белой бумажкой перед их глазами и повторяя, как мантру, что где-то именно здесь должно быть это маленькое болотце среди кустарника и камней, а там мой последний контрольный пункт. Все их внимание было теперь сосредоточено на этой бумажке и соображении, где это. По-моему, мы даже не узнали бы друг друга, если бы нам случилось встретиться на следующий день! Меня вдруг осенило, где это проклятое болотце. Я высказала парням свои соображения и дала им почувствовать причастность к общему делу. Это была та еще картина! Я помчалась по склону вниз и в сторону, а за мной, не разбирая дороги, спотыкаясь и чертыхаясь (это, конечно, мягко сказано), вся эта группа поддержки. Их охватил азарт погони, разумеется, не за мной, а за моим контрольным пунктом. Кто-то из них первый увидел его и получил от меня заслуженное спасибо. Думаю, моя команда очень удивилась бы, если бы я привела за собой к финишу столько новых участников, найденных в лесу. Но на выходе из леса они передумали сопровождать меня до самого финиша. И правильно: дело уже было кончено, да и вдруг бы у меня еще возникли осложнения с зачетом результата.
   
     В эту же золотую осень мне в составе нашей заводской туристской команды довелось еще поучаствовать в зональных соревнованиях по спортивному ориентированию под Кишиневом, в заповедных «Кодрах» близ Страшен. Для меня это было более серьезным испытанием, чем домашние соревнования над Днестром, где заблудиться было невозможно.
   
     Октябрь был очень теплый и красивый – бархатный, поистине царь осени в этих благословенных краях. Мы нагребли целую перину из желтых и багровых опавших листьев и разлеглись на ней, пока шли приготовления к старту. До нас еще не дошел черед. Участники из других команд занимались предстартовым самоистязанием, делая какие-то приседания и прочие разминки. Мы же, обсудив трудности в предстоящих испытаниях, наслаждались последним теплом и ленью, развалившись на листве. Вовка, бессменный руководитель нашей команды, особо предупреждал нас о том, чтобы, взяв азимут по компасу, мы не умудрились бы побежать строго в обратную сторону, что он с успехом и осуществил сам после старта, обучив нас всех этой премудрости. Шутки ради он написал на белых подошвах моих старых кедов: - Смерть кабанам! Насчет кабанов в этом старом заповеднике со столетними дубами и обилием желудей нас особо предупредили: от встреч уклоняться, в случае крайней необходимости спасаться на подходящих деревьях. Хорошие советы.
   
    Наконец мы стартовали. Как и в первый раз, я оставила в голове только цель, выбросив все остальное - и кабанов, и страх потеряться в огромном незнакомом лесу. Всего в этом соревновании из десяти или восьми контрольных пунктов я нашла только три. С ними я худо-бедно справилась. Но дальше панический страх лишил меня соображения.
   
    Находясь на вершине склона, который то ли был спуском в широкий овраг, то ли далеко внизу переходил в долину – сверху из-за деревьев этого было не видно – я вдруг услышала внизу хрюканье. Несомненно, грозная надпись на моих подошвах сыграла свою роль, когда я удирала от этого места! Однако расстояние от меня до источника звука позволяло мне не бежать бездумно далеко прочь. Я вглядывалась в пространство между золотистыми на вечернем свете стволами деревьев и наконец увидела животное в серой щетине далеко внизу. Так вот он, кабан! Кабан хрюкал, сердце мое отчаянно билось. И, кажется, где-то в том направлении должен находиться следующий контрольный пункт. Нет уж, гори оно все ясным огнем! Я уже поняла, что моя основная задача – участие в соревновании – выполнена, а на большее я и рассчитывать не могла. Но куда теперь отсюда двинуться, чтобы попасть на место старта-финиша? Я безуспешно пыталась сориентироваться по карте, но даже потеряла направление к последнему пункту, который уже отметила, и не могла вернуться тем же путем, каким сюда попала. Кабан внизу все хрюкал, но я видела, что он не собирается сюда подниматься, он вообще не подозревает о моем присутствии, и мне его хрюканье, удивительно похожее на хрюканье обыкновенной домашней свиньи, показалось даже миролюбивым. Я прошла немного в сторону, стараясь ступать неслышно по листьям, и тут с другого ракурса увидела внизу за большими деревьями избушку! Теперь я сообразила: видимо, это домик лесника, а вблизи него действительно обыкновенная домашняя свинья, вымазанная грязью и ставшая необычного серого цвета, когда грязь высохла. Она и сейчас валяется в луже. Теперь я и сама видела, что она ничуть не похожа на кабана, которого я видела на картинках. У страха глаза велики! Черт, почему же избушка не обозначена на карте? Нет, видимо, я все же заблудилась.
   
    Время между тем двигалось к вечеру, и нужно было как-то действовать. Надо сказать, что я никогда в жизни, ни до ни после, не видела такого великолепного леса, как в этом заповеднике. Это были настоящие кодры – старый могучий молдавский лес. Некоторые деревья, дубы ли это были или другие лиственные деревья, сейчас не помню, были просто неохватными по толщине ствола даже для двух-трех человек. А извилины в коре, которые у обыкновенных деревьев обычно выглядят неглубокими бороздками, были такой ширины и глубины, что моя ладонь полностью входила туда ребром. Это не могло не произвести на меня впечатления, несмотря на неопределенность моего положения. Интересно, будут ли меня искать, если я не смогу выйти к вечеру?! Я безуспешно пялилась в карту и не могла определить своего местоположения.

    Вдруг ухо уловило какой-то неясный шум вдали. Кабаны?! Я спряталась за широкий ствол и затихла. Из-за деревьев показалась бегунья – высокая, худая и совсем молодая девчонка. Не передать мою радость! Я сразу поняла, что это одна из участниц соревнования. Я окликнула девушку. Оказалось, что она приехала на соревнования из Волгоградской области – эк, занесло! Ориентированием занимается в секции. Не успела я обрадоваться, что вот сейчас она выведет меня к финишу, преследуя свою цель, как тут же выяснилось, что она тоже заблудилась. Правда, отметила больше половины контрольных пунктов. Но девчонка оказалась молодец, не зря в секцию ходила. Она, в отличие от меня, смогла вернуться своим прежним следом к месту старта-финиша. Так мы с ней и вышли из леса. Почти все участники пришли с маршрутов, но наш Вовка вернулся уже в кромешной тьме, когда все думали, что он серьезно заблудился, а я  стала опасаться, что на него напали кабаны.
    


Рецензии
УЙ. Спортивным ориентированием я тоже занимался. Но опишу случай, ни с какой стороны не связанный с оным, а связанный с упомянутой в Вашем рассказе зайчихой. Еду я это чинно-мирно на велосипеде, и тут мне захотелось справить малую нужду. Ухожу в придорожные кустики и осуществляю там задуманную акцию. И вдруг вижу: стоит передо мной страшный заяц с перекошенным от злости лицом!!! Я со страху чуть не продолжил начатое дело "по-большому". Заяц прыг - и ускакал с неимоверной скоростью, оставив меня в тех кустах в виде мелкокристаллического осадка.

Мишаня Дундило   23.02.2017 09:40     Заявить о нарушении