Рожденные в СССР. 2 глава

2. ЗОХА.

Зокир припарковал машину возле дома и открыл багажник, чтобы достать пакеты с продуктами.

День сегодня был не из лучших, плюс жара под 40 градусов. Футболка со спины была мокрой, есть не хотелось, только в душ и спать. Но лечь пока не получится. Дети ждут папу, а жена – мужа. Так что нужно еще немного потерпеть.

- Дададжон! Дададжон!(Папочка, папочка, тадж.) – дочка рванулась навстречу отцу, и он еле успел ее подхватить. Пакеты выпали из рук, и картошка с луком рассыпались по двору.

- Бачам, охиста (Осторожно дочка, тадж.), я ведь мог тебя не поймать, - заботливо пожурил дочку Зокир.

- Простите, дададжон, я просто очень Вас ждала. Мы с мамой вкусный пирог сделали для Вас и сильно сильно ждали, когда Вы приедете.

- Пироооог? Ооо, это я люблю! Ну-ка показывайте! – они вошли в дом, и, с самого порога, манящие запахи нарисовали аппетитную картину перед глазами.

В столовой был накрыт стол и посередине, кроме винограда и персиков, красовался румяный пирог, который, судя по аромату, был с яблоками. Наргис, жена Зокира, была хорошей хозяйкой и отлично готовила и пекла. Она стояла у стола и улыбалась.

- Мы приготовили окорочка и картошку в духовке. А на десерт решили испечь твой любимый пирог. Сайера мне помогала во всем. Так что давай мой руки и за стол, - ласково сказала она и стала доставать тарелки из шкафа.

- Мне нужно искупаться, я весь грязный и потный. Вы еще немного подождите меня, хорошо? – Зокир решил не говорить о своей усталости, чтобы не обидеть своих любимых девочек отказом от ужина.

- Хорошо, хорошо. Сайера, принеси папе полотенце, а я пока накрою до конца. Сайер, позови Умедчона из комнаты.

Дочка с радостью побежала исполнять мамино распоряжение, а Зокир попросил жену принести ему чистую одежду. Минут через двадцать вся семья сидела за столом.
Зокир, а среди друзей просто Зоха, был женат уже второй раз. Первый брак не сложился. Возможно, сказалась молодость обоих, да и бытовые сложности также сыграли не последнюю роль. От первой жены у него росла дочка, в мае 2011 года ей исполнилось 13 лет. Она жила с матерью в России, куда выехала на постоянное место жительство через пару лет после развода.

Второй брак с Наргис оказался более счастливым. Дочке уже было 5 лет. Сыну Наргис от первого брака, Умеджону, было 10. Он также жил с ними и полюбил Зокира, как родного отца. Спустя год после свадьбы матери, он стал называть отчима отцом.

С курицей было почти покончено, когда раздался звонок телефона. Звонили Зокиру. На экране высветилось имя: «Ситора».

- Алло. Ситор, привет - начал разговор Зокир.

- Зоха, привет. Ты говорить можешь, не отвлекаю? – спросил женский голос на другом конце телефона.

- Да нет, ужинать я уже почти закончил. Что-то случилось?

- Нет, все хорошо. Просто мне помощь твоя в субботу понадобиться. Ты в районе будешь или у себя в Гиссаре?

- Не вопрос, если надо приеду. А что за помощь?

- Мы переезжаем в Душанбе, вещи, в основном, на грузовике везем. А некоторые нужно на легковой машине перевезти. Твой «караван» как раз подойдет. Чем я кому-то незнакомому платить буду, лучше тебе. Что думаешь?

- Ок, без проблем. Все-таки у вас получилось? Поздравляю! От души рад за тебя. В каком районе квартиру купили?

- Да, получилось! Все решилось буквально за три недели. На 102 купили, трешку. До сих пор, если честно, не верится.

- Все что не делается, все к лучшему, как говорится. У тебя не могло не получится. Так, до субботы еще три дня. Я в пятницу приеду в район, а в субботу все погрузим и перевезем. Во сколько нужно у тебя быть?

- В 10 подъезжай. Там недолго грузить придется. Сколько мне нужно будет заплатить?

- Договорились, в 10 буду у тебя. О цене не беспокойся, возьму только за бензин.

- Ой, спасибо тебе! Тогда до субботы?

- Да, до субботы. Будем на связи. Пока, Ситор.

- Пока Зох.

Зокир завершил звонок и положил телефон рядом.

- Кто поедет со мной к бабушке в пятницу? – весело спросил он детей.
Дети хором закричали «Я». У бабушки был бассейн и две собаки. Поэтому никогда никого не приходилось уговаривать.

- Это Ситора звонила, моя соседка с района, помнишь, я о ней тебе рассказывал? – спросил жену Зокир.

- Да, помню. Ты еще говорил, что у нее жизнь всегда интересная.

- Ага, точно. Они все-таки продали дом и теперь в Душанбе переезжают.

- Это хорошо. Ну что, пирог разрезаем?

- Ой, ну да, конечно!

Пирог получился вкусным, и Зокир съел аж два больших куска. Запив все компотом, он почувствовал, что тяжесть навалилась на него, и глаза стали закрываться.

Увидев, что муж почти спит, Наргис пошла готовить ему постель. Зокир пересел в кресло перед телевизором и закрыл глаза…

- Зоха! Иди сюда! – позвал Зокира Виктор Дмитриевич.

Виктор Дмитриевич стоял на гандбольном поле возле ворот, а вокруг него стояли девчонки-гандболистки, которых он тренировал. Зокир сидел с пацанами у кромки поля и ждал когда девчонки начнут тренировку. Они здорово играли. К тому же, это была хорошая возможность с кем-нибудь из них познакомится.

- Сфотографируй нас всех, пожалуйста, - Виктор Дмитриевич протянул ему фотоаппарат «Зенит» и показал куда смотреть и на какую кнопку нужно нажимать.

- Я знаю, у меня дома такой же. Вы только встаньте так, чтобы все поместились и чтобы на вас свет подал, - мальчик уверенно взял аппарат в руки и стал смотреть в объектив.

Девчонки начали становится по обоим сторонам от тренера и поправлять волосы и одежду.

- Итак, готовы?

- Да! – хором ответили все.

- На счет «три» снимаю. Раз, два, три! Сейчас вылетит птичка! – серьезно проговорил Зокир, желая произвести впечатление. Все девочки, вместе с тренером, хором засмеялись.

Зокир хоть и учился в таджикском классе, но по-русски говорил отлично. И он обрадовался предоставленной возможности отличиться перед русскоязычными девчонками-гандболистками своим хорошим знанием языка. Ему, в том далеком 1989 году, было всего 12 лет, но он заметно отличался от своих ровесников развитым умом и умением грамотно излагать на русском языке свои мысли.

Девушки его находчивость оценили и попросили сделать еще несколько фотографий по отдельности. Зокир с радостью согласился. В тот день он и познакомился со многими девочками и девушками из гандбольной команды Куйбышевского района, в том числе, и с Ситорой. Она была младше его на два года, и, хотя они жили практически рядом, знакомы они не были и не общались.

С тех пор, Зокир стал постоянным завсегдатаем на тренировках и соревнованиях гандболисток. Однажды даже умудрился поехать с ними на республиканские соревнования. Старшая группа гандболисток района заняла на них второе место, уступив команде из Турсунзаде.

Со временем, когда Зокир немного повзрослел, с некоторыми девушками у него стали завязываться романтические отношения. Причем, брал он девушек не внешностью, которая была у него обычной, а чем-то другим: то ли тонким юмором и находчивостью, то ли учтивым отношением к женскому полу, то ли тем, что умел отлично играть на гитаре и петь при этом.

Ни одна дискотека в школе № 2 не проходила без его участия. Мало кто из парней из таджикской школы № 1 имели такой успех в русской школе.

В основном, популярными ребятами у русскоязычных девушек были ребята из собственной школы и школы № 6 (она была русско-таджико-узбекской). Причем, между школами 2 и 6 велась негласная непримиримая борьба. Ученики школы № 1 в эту борьбу не включались и были недостаточно социально-активными (как сказали бы в настоящее время). Но они с завистью и благоговением смотрели на своих ровесников из двух других школ и, не смотря ни на что, пытались заводить контакты и общение.
В 1993 году, после того, как большая часть русскоязычного населения выехала за пределы республики, школа № 2 опустела. И тогда было принято решение перевести несколько классов из школы № 1. Она была переполнена, а здание было самым старым школьным зданием в районе. И как же был счастлив Зокир, когда он попал в число тех самых счастливчиков (как он позже себя называл), перешедших в другую школу.
Ему оставалось два года до окончания школы, возраст был самым, что ни на есть, романтическим. Хотелось новых увлечений и отношений. С людьми он сходился легко, в независимости от пола. Очень быстро оброс друзьями и подружками и гармонично влился в новое для себя окружение…

- Зокир, - тихонько позвала мужа Наргис и нежно тронула его за плечо, - Я постелила, иди спать.

- А, хорошо, - слегка недоуменно сказал Зокир спросонья и, окинув сонным взглядом комнату, пошел в спальню.

«Завтра нужно встать пораньше. Забрать холодильник у Сухроба и отвезти на базар» - последнее, что мелькнуло у него в голове, перед тем как заснуть.

Купив «Опель-караван» год назад, Зокир стал таксовать и брать заказы на перевозку. Денег зарабатывал немного, но этого хватало, чтобы прокормить семью. Чуть больше года назад его депортировали из Питера, и ему пришлось заняться работой здесь.

В первое время ему казалось это очень трудным. Заработок здесь даже близко нельзя было сравнить с российским. Но деваться было некуда. А еще Зокир, будучи в России, понял, что в жизни нужно всегда быть довольным тем, что тебе дает Всевышний и не роптать на судьбу. Всегда есть те, кто живет хуже, чем ты. И Зокир научился терпеть.

А раньше терпеть было очень сложно. Сначала нужно было вытерпеть боль от потери отца в 1994. Их автомобиль не остановился на блокпосту перевала Фахрабад, милиционер дал очередь по машине. Отец умер у него на руках. Зокир сидел рядом с отцом в тот день.

Потом терпеть учебу в вузе в самые сложные годы безденежья и голода. Сдавать экзамены и зачеты, а в голове думать, как заработать денег на поездку домой.
Терпеть пришлось в России, когда приходилось зарабатывать деньги тяжелым трудом, терпеть, порой, скотское отношение к себе и работать, работать, работать.
Но самым сложным оказалось терпеть в тюрьме. Ждать суда, амнистию, возможность скостить срок только с одной мыслью: НИКОГДА И НИ ЗА ЧТО НЕ ПОПАДАТЬ СЮДА СНОВА! Этот урок он усвоил на «отлично». Все что угодно, но строго в рамках закона!
Терпеть пришлось и разлуку с дочерью от первого брака. Он хранит в телефоне, в тайне от жены, фото первой дочки. Общается через «одноклассники.ру» с ее матерью. Желает быть в курсе всех ее событий и новостей. Жаль, что они далеко, а то, возможно, обе его дочери могли стать подругами.

Как то раз, в 2009 году, в Москве, когда он таксовал по городу, к нему в машину села Вера Глаголева, актриса. Он ее сразу узнал, но не подал виду. Довез ее до места назначения с комфортом и старался поддерживать учтивый разговор. Она еще похвалила плей-лист в его машине: от «Скорпионс» и «Куин» до Никольского и «ДДТ». Зокир всегда тщательно выбирал песни, которые слушал. Это не были случайные или пустые песни. Ему было крайне важно, чтобы они были созвучны с его настроем и душой.

Когда Вера хотела расплатиться с ним за такси, Зокир с улыбкой сказал, что с НЕЕ денег не возьмет. Актриса удивилась тому, что ее узнали, даже в шапке и закутанной в пальто. А потом она спросила о том, кто он по нации. Сказала, что всю дорогу пыталась это понять. Когда Зокир сказал, что он таджик, Глаголева удивилась еще больше. А он добавил: «Я – советский таджик».

Зокир - удивительный рассказчик. Любую историю, даже самую заурядную он превращает в театральный монолог. Природный артистизм позволяет ему быть душой любой компании. Девчонки всегда слушали его, раскрыв рты, парни тоже слушали, но с затаенной завистью. Безооговорочный успех Зокира у женского пола был очень серьезным поводом для зависти. Но врагов у него практически не было. В районе его всегда уважали за мужской характер и четкие принципы.

Но однажды, за рассказанную им историю, Зокира чуть не возненавидели все девушки, которые сидели в тот момент за столом.

Это было в 1998 году. Праздновали день рождения друга Зокира, Алишера. Он позвал друзей к себе домой. Жена Алишера, Фируза, накрыла очень хороший стол, даже по меркам нынешнего времени.

Все гости были из одной общей компании, которая состояла из девушек и ребят разных возрастов, но которых объединяла одна школа и одно поколение. Они вместе прожили страшную гражданскую войну, выстояли сотни часов в очередях за хлебом, организовывали дискотеки в школе даже тогда, когда еще не установился окончательный мир в Таджикистане, устраивали вечеринки у кого-нибудь из друзей, слушали Эй сов бейс и Доктора Албана, ждали медляки от Скорпов и встречали рассвет после выпускных вечеров в единственном парке района. А еще они помнили гимн пионерии, дату рождения Ленина и как завязывается пионерский галстук.
Но вернемся к истории, которую поведал Зокир в тот вечер. К тому моменту все уже изрядно устали от танцев и выпитого вина. Наступило некое затишье и, по очереди, ребята рассказывали смешные истории из своей жизни. Ребята, которые уже были студентами, рассказывали о жизни в Душанбе и те, кто редко выезжал из района слушали, их с огромным интересом.

Зокир решил взять слово после друга Азама, который рассказал как он, после свидания с девушкой, шел домой пешком через весь город во время чрезвычайного положения. В тот вечер это звучало смешно, но все понимали, что Азаму в ту ночь было далеко не до смеха.

«Тут все о смешном рассказывали, а я Вам другое расскажу. Сами потом сделаете вывод, что и как». Зокир не спеша прикурил сигарету и, выждав несколько секунд, начал свой рассказ.

«Это было в 1996 году. Я жил тогда на Саховате , прямо у дороги, в четырехэтажках. Я уже учился на 3 курсе Коммерческого института. Время было тяжелое, на учебу добираться было сложно. Транспорт ходил плохо. Денег не было, а учиться нужно было. Не мог подвести родителей. Отца уже не было с нами, а мама верила в меня и надеялась, что единственный сын станет дипломированным специалистом.

Чтобы успеть на транспорт, я выходил рано.

И в тот день, в половине седьмого утра, я уже был на остановке. Я стоял уже минут 10-15, когда со стороны двора моего дома вышли двое: мужчина и женщина. Мужчина был взрослый, лет 35-40, а женщина была молодой, может лет 25-27. Она несла на руках грудного ребенка. Они очень громко переговаривались и отчаянно жестикулировали. Слыша обрывки слов, я понял, что они, скорее всего, из Ленинабада . Они остановились в 20-30 шагах от меня и спорили. Я особо не прислушивался, хотелось спать, а нужно было ехать в институт.

Тут женщина внезапно направилась ко мне. Мужчина остался на месте и стал смотреть в нашу сторону.

- Здравствуйте, - по-таджикски сказала она мне.

- Доброе утро, - удивленно ответил я.

- Вы хотите заработать 100 долларов?

- ??????? Что? – почти шепотом от неожиданности ответил я.

- Да, 100 долларов, - уверенно повторила женщина.

- Нуу, и что Вы предлагаете? – медленно и с опаской спросил я у нее.

- Понимаете, я студентка. Учусь в Пединституте. Родом я из Канибадама. Так получилось, что я забеременела и родила девочку, но я не замужем. Отец моего ребенка жениться на мне не хочет, - она метнула яростный взгляд на мужчину, стоявшего в стороне. – Поэтому мы предлагаем Вам 100 долларов, чтобы Вы забрали малышку, - она закончила и посмотрела на меня испытывающим взглядом.

Ее последние слова прогремели словно гром. «Забрать малышку? Куда? Что мне делать с ней?» - завертелось у меня в голове.

Словно прочитав мои мысли, женщина тут же сказала:

- Нам не важно, что Вы сделаете с ней.

Тут у меня в голове вообще все перевернулось. В голове стали прокручиваться разные сценарии и ужасные картины возмездия за них. Но в какой-то момент наступила тишина и пришла ясность. «Итак, тебе предлагают 100 долларов. Это огромные деньги. Ты сможешь безбедно жить на них месяца 4. По сути, тебе ничего не стоит делать. Просто забрать ребенка. А как с ним поступить, потом можно будет решить. Тебе просто нужно сказать «да»...

Все девушки за столом замерли. Парни перестали болтать между собой. Наступила гробовая тишина и, показалось, что даже магнитофон стал играть потише, чтобы услышать окончание этой истории. Воздух вокруг накалился, а атмосфера резко изменилась.

Девушки, которые всегда с восхищением смотрели на Зокира, вдруг напряглись и стали смотреть на него с нескрываемой злобой и яростью. Ведь последние слова о деньгах и о том, что эта возможность заработать его не шокировала, были сказаны им с невероятным цинизмом, которого никто от него не ожидал. Все молча ждали завершения истории и, вместе с тем, боялись его услышать.

Зокир нервно и длительно затянулся в последний раз и затушил сигарету. Все взгляды были устремлены на него и, казалось, если он скажет, что взял эти деньги, его тут же разорвут в клочья.

«Женщина ждала моего ответа. Мужчина в стороне от нас, видимо тоже ждал. Я думал.
А потом я……проснулся».

Вздох облегчения прокатился за столом. Все выдохнули одновременно, не сговариваясь. Соседка по столу, Женя шлепнула Зокира ладонью по спине. «Зоха, блин! Убить тебя мало!» - громко сказала она. Ребята засмеялись, а некоторые девчонки незаметно смахнули слезинки, которые норовили выкатиться из их глаз.
Зокир умеет играть и, при необходимости, может разыграть настоящий спектакль. Не на экономиста ему нужно было идти, а в актеры. Там ему точно было бы самое место.

*Скульптурная композиция на фото  установлена на перевале Фахрабад, соединяющем южный Таджикистан с центром. Установлена в годы Советского Союза и узнаваема миллионами людей, жившими или до сих пор живущими в Таджикистане.

(продолжение следует)


Рецензии