О фильме Дуэлянт. 2016 г

СЛИШКОМ МНОГО КРОВИ...

Северная столица 1860-х годов. Чёрный зловещий город, похожий на Петербург Достоевского, в котором неуютно не только тем, кто не имеет дворянства и привилегий, но и представителям высшей знати. Ощущение такое, что зритель попадает в мрачное средневековье, мало похожее на реалии русской жизни. На этом фоне разворачивается история наёмного бретёра Яковлева, который за деньги стреляется на дуэлях, заменяя других людей (дуэльный кодекс это допускал). Готика диктует свои законы киноповествования: пистолетные выстрелы звучат чуть не каждую минуту, кровь льётся рекой, трупы падают к ногам Дуэлянта один за другим, а ему как будто бы помогает чёрный ангел-хранитель - Яковлев неуязвим. В фильме слишком много жестокости и крови и слишком мало психологической достоверности. Выстрелы в большинстве случаев заменяют развитие действия.
Тайна главного героя раскрывается перед зрителем постепенно, она завораживает, но симпатии к хладнокровному убийце всё равно не возникает: слишком он не похож на реального человека, выглядит мрачным супергероем жанра фэнтези. Хотя сердце всё-таки замирает, когда он стоит под дулом пистолета. Игра со смертью всегда бьёт по нервам.
История любви Яковлева тоже не выглядит правдоподобной. Откровенная сцена в карете раздражает, зарождение чувств не показано: с одной стороны - откровенная похоть, с другой - жалость и сочувствие.
И вообще главный герой по внутренней сути мало похож на дворянина. Пусть даже жизнь жестоко искалечила его, полностью поломала судьбу, но не чувствуется в нём ни внутренней дворянской гордости, ни чести, ни благородства. Он хладнокровно может убить любого - за деньги! Для сравнения вспомните-ка отечественный сериал "Сатисфакция", где тоже показаны дуэли, но азартно, блистательно, красиво, даже романтично! Хотя в любом случае в смерти не может быть красоты: это всегда трагедия, особенно, совершённая по некому обряду защиты чести. Ведь обычно дуэлянты молоды, полны сил. И вдруг... жизнь обрывается. Как у Пушкина, у Лермонтова...
При этом злодей граф Беклемишев в блестящем исполнении Владимира Машкова, который не должен бы вызывать симпатий, - однако привносит в картину особый шарм. Обаяние изысканных манер в сочетании с абсолютным злом - это своеобразное украшение "готического" фильма.
Вообще же дворянское и офицерское сообщества выглядят несколько странно. Создаётся впечатление, что на уме у высшего света только дуэли и интриги: больше никто ничем не занят. Слишком узко пространство деятельности представителей высшего света.


Рецензии