Букварь

Шурка- школьница.  Как гордится девочка тем,  что просыпается вместе с сестрами и братом,  завтракает с ними и  идет в школу. Там Шурке очень нравится. Учительница у нее самая красивая и умная. Она всегда такая нарядная и очень добрая. Она не кричит на детей, не бьет их по рукам и не ставит на горох в наказанье за невыученные уроки, как делали в школе при царе, по рассказа родителей, а главным образом, сестер  и  брата.  Надо сказать, что уроки учат все.  Как их не выучит Шурка, например, если у нее нет ни одного учебника.  Она в классе списывает задания по арифметике  в тетрадь и сразу решает примеры и задачи  Задания по письму, был такой урок, выполняет  в классе.  Читать она умеет давно. Сколько себя помнит, столько и читает. Ходит Шурка в школу без портфеля. Тетрадки  остаются в школе.  Чего в нем носить: карандаш? Смешно сказать. Девочке обидно, что она - ученица без портфеля,  но папа просит потерпеть. Нет учебников в школе, что поделать.
Огорчает Шурку и то, что нет  любимых подруг рядом. Зойка уехала учиться к маме, а Ниночка  моложе  Шурки и в школу не ходит. Пашка тоже дома сидит и завидует девочке.  Как только Шура из школы приходит, он к ней бежит.  Он слушает ее рассказы о том, что произошло в классе, обсуждает все, а потом они идут гулять. Когда они ссорятся, противный Пашка дразнит  подружку, что она не настоящая ученица, раз без сумки в школу ходит. Получает он за это тумаки. Это самое обидное, что может сказать  Пашка. 
Но всему бывает конец. К  концу первой четверти Шурке неожиданно повезло.    Зашла мамина знакомая, выслушала Шуркины рассказы о школе  и, узнав,  что у нее нет ни  одного учебника, что ходит она в школу без сумки, принесла ей букварь внучки, что когда-то приезжала в гости и учила буквы.  Радость  девочки передать словами было нельзя. Она рассмотрела  книжку с первого листка до последнего, подклеила порванные уголки.  Потом она обратилась к родителям:  " Как же я буду учебник в школу носить, сумки-то нет?"  Папа и мама переглянулись. "А зачем тебе носить букварь?  Ты и так читаешь лучше сестер, пожалуй,  пусть и он в школе лежит."
Лекцию, которую выслушали  родители, надо бы записать. Дочь долго говорила о том, что ученик должен беречь учебники, а в школе букварь могут порвать, а то и украсть, она должна  ДОМА выполнять задания,   и что , в конце концов, ей стыдно ходить в школу без сумки, будь-то она малышка какая-то, а не школьница. Папа выслушав доводы,  довольно крякнул, покачал головой и полез на чердак. Вернулся он со старым портфелем.  Он был изрядно потрепан: уголки без металлических наугольников, замок  сломан, ручка оборвана. 
Целый вечер семья ремонтировала портфель:  из старого  голенища сапога мама сшила  ручку.  Брат приделал ее к портфелю: просто пришил дратвой . Папа  вырезал из консервной банки, которую притащил Пашка,  узкие полоски жести и  сделал металлические уголки.  Замок отремонтировать было нельзя. Тут папа пошел на хитрость. Он пришил на портфель  большую  пуговицу, на крышку портфеля снизу пришил кожаную петлю. Когда портфель застегивали, казалось, что запор просто не закрыт. Можно и не понять, что он сломан., если не рассматривать. Шурка точно решила, что никому рассмотреть замок не даст. Мама вымыла портфель, протерла и повесила сушиться над печкой. Утром папа натер его  кремом и предупредил, чтобы Шурка аккуратно его носила: может запачкать одежду. К счастью, одежды портфель не испачкал ни разу.
Утром Шурка положила в портфель букварь, любовно обвернутый газетой, на которой была сделана наклейка с надписью:"БУКВАРЬ" , огрызки цветных карандашей, которые до того стеснялась носить на уроки рисования.  Теперь -то она будет доставать из портфеля по одному карандашу и раскрашивать рисунки  своими ,  а не ждать в очередь школьные. Портфель был пустоват, но он был!  С какой важностью шла девочка в школу. Когда она вошла в класс с портфелем в руке,  все бросились его  рассматривать . А когда из портфеля был извлечен букварь, то на учебник смотрели, как на диво. Целый день одноклассники рассматривали портфель, всех волновали блестящие уголки.  У многих они уже слетели, но папа сумел прикрепить их прочно, и до конца года они украшали портфель. Застежку тоже рассмотрели, но тут Шурке позавидовали: у многих портфели ,просто, застегивались на пуговки.
Вечером Шурка учила уроки. Девочка нарочно дождалась, когда соберется вся семья. Такое событие должны отмечать все. Шура читала букварь. Она по слогам  во весь голос читала  слова. Класс дошел до буквы Б , и Шурка   с радостью распевала по слогам: бел-ка, бул-ка... На замечание мамы, что она и так умеет читать и не по слогам, и  надо перестать кричать во всю избу,  ученица ответила, что она читает книги просто так, а тут она уроки учит.  Все читают по слогам, и она будет читать по слогам.  Потом семья слушала рассказ, как О-ля е-ла бул-ку, бул-ка бы-ла бе-ла.  И Ми-ша ел бул-ку. Спать Шурка легла в тот вечер абсолютно счастливой: уроки выучены. Теперь можно и сказы Бажова читать с чистой совестью.


Рецензии