Глагольные формы

Не успел прочитать на полях фэйесбука стихотворение одного из наиболее интересных, на мой скромный взгляд дилетанта, сегодня поэтов Василия Титова и комментарий к нему Аси Быстровой-Баскаковой, как мысли, меня не спрашивая, побежали нестройной чередой. Чтобы их как-то привести в порядок, перечитал всё снова.

Итак, вашему вниманию это стихотворение.

Василий Титов.

Проходит полупраздничная осень.
Блестит дождями. Длится, как года.
Сникает сторож хмуро пред вопросом,
Когда он пил и что он пил тогда?

Мнёт куртку, посмотрев устало.
К чему ему залётный карнавал?
Хотя он завсегдатай карнавала.
С младых ногтей он румбу танцевал.

Что делать нам? Молчит осенний воздух.
Уже готов ожечь его мороз.
Он обещает наконец-то отдых
Арбузной мякоти от сладкоежек ос.

Как генерал, чья армия пропала,
Но всё-таки по-прежнему цела.
Он поправляет кепку, как забрало,
И конь его кусает удила.

Соседи о моей судачат жизни,
Сочувствуют. И так который год.
А осень, словно родственник капризный,
Со временем в подпитии уйдёт.

А теперь сам комментарий.
   
Ася Быстрова-Баскакова.

Насыщенность глаголов создает энергию движения: Осень проходит (2 смысла) в смысле мимо, в смысле заканчивается. - Уйдет в подпитии. Родственник. Надоест и Зима! Калейдоскоп образов. О чем? О человеке во времени. Он сторож! О памяти, что пил тогда? О текучести времени. Взгляд из будущего - уйдет. Все уйдет!

Почему же именно комментарий «задел» меня? Плохо написан? Нет, я бы этого не сказал. Глубоко сделан, хорош по содержанию, чёток по мысли. Тогда что? Плохой по отношению к автору? Тоже нет. Всё в дружелюбной манере, просматривается желание, что-то подсказать поэту. Так что же тогда?

Далеко не сразу стало приходить осознание, в чем дело. А дело в том, что я не люблю критику. В принципе не люблю. Но не за саму критику. Наоборот, мне всегда хочется, если сам что-то напишу, кому-то это показать. Только показать для другого. Хочу услышать чьё-то мнение, суждение о том, что сделал. Чтобы потом, позже пришло понимание и осознание того, что написано.

Однако, услышанное суждение — это не «критика», как таковая, даже если и написано в форме «оной». Это именно суждение, не более того. Мне же всегда, со времён «она», был в принципе непонятен сам «институт критики». Например, создадут фильм, как это было ещё в советские времена.  А дальше в «Правде» или «Известиях» читаешь огромную критическую статью. 

И ещё тогда у меня всегда непроизвольно напрашивался вопрос: «Судьи-то кто - режиссеры, кинодраматурги?» Читая, или просто просматривая сей «опус», думал, не мог не думать: «Критики-то сами что-нибудь создавали, чтобы иметь право критиковать? Они могут судить о творческом процессе, или результате, никогда не будучи участниками такого процесса?»

Схожие мысли у меня и о писанине. Правда, несколько в ином «срезе», иной «плоскости».

Скажем, в приведенном выше комментарии идёт речь об употреблении глаголов. И кажется, всё правильно сказано, глаголы действительно создают внутри образ движения, насыщенности движения, и тогда вопрос: «Насколько это оправданно?»

Но есть одно возражение. Ведь то, что ты пишешь, к тебе «приходит». Откуда? Сказать трудно. По крайней мере, однозначно. Без рисовки, это "некая тайна". Так разве можно это регулировать?!

К тебе пришёл «образ» в виде рифмы с употреблением глагола, другой части речи, или ещё чего-то, (так, спасибо за то, что пришло!), но как контролировать мысли, пришедшие «извне»?  Это же не школьная задача по алгебре или физике, где ты говоришь, каким способом её надо решать.

Можно и нужно следить за ритмом стихотворения, употреблением ударения на первом или втором слоге, наконец, количеством слогов в строчке. Можно проверять, перечитывая в сотый раз собственный «опус», творчество это или обычная графомания. Но контролировать, пришедший к тебе образ ...

Хотя есть другой интересный момент, опять же лично на мой взгляд, более существенный.  Почему иногда говорят, что данный автор (будь то композитор, поэт, писатель, кинематографист) «исписался», исчерпал «себя»? Когда это происходит? Тогда, когда ты непроизвольно, сам того, не ощущая, создаешь похожие произведения. К тебе приходят уже использованные когда-то рифмы, образы и т. д. Только это совсем иной вопрос. Там,  «наверху», может быть небольшой ручеек, может быть река, а может быть море, или целый океан.

Но это уже не твой «выбор», а Бога ...


Рецензии