Елизавета Николаевна Трубецкая-Осоргина1865 - 1935

Елизавета Николаевна Осоргина (1865 - 1935)РОДСТВЕННИЦА  СОБАКИНА А Г  '  АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА СОБАКИНА
s first cousin five times removed Петр Анатольевич Трефилов Дочь Николая Петровича кн. Трубецкоя и Софьи Алексеевны кн. Трубецкой
Жена Протоиерея Михаила Михайловича (Осоргин)
Мать Михаила Михайловича Осоргина; Сергея Михайловича Осоргина; Софьи Михайловны кн. Лопухины; Ульяны Михайловны Самарины и ещё 3
Сестра Сергея Николаевича кн. Трубецкоя; Евгения Николаевича кн. Трубецкоя; Антонины Николаевны кн.Самарины; Ольгы Николаевны кн. Трубецкой и ещё 5
Полукровная сестра Софьи Николаевны Глебовой; Петра Николаевича кн. Трубецкоя; Георгия Николаевича кн. Трубецкоя; Марии Николаевны Кристи и ещё 1
Елизавета Николаевна Трубецкая (Осоргина) р. 15 август 1865 ум. 4 август 1935
Запись:305362
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Трубецкие
Пол женщина
Полное имя
от рождения Елизавета Николаевна Трубецкая
Смена фамилии Осоргина
Родители

; Николай Петрович Трубецкой [Трубецкие] р. 1828 ум. 1900

; Софья Алексеевна Лопухина (Трубецкая) [Лопухины] р. 1841 ум. 1901
События

15 август 1865 рождение:

брак: ; Михаил Михайлович Осоргин [Осоргины] р. 15 апрель 1861 ум. 2 декабрь 1939

титул: княжна

1887 рождение ребёнка: ; Михаил Михайлович Осоргин [Осоргины] р. 1887 ум. 1950

1888 рождение ребёнка: ; Сергей Михайлович Осоргин [Осоргины] р. 1888 ум. 1957

30 май 1890 рождение ребёнка: Калуга, ; Софья Михайловна Осоргина (Лопухина) [Осоргины] р. 30 май 1890 ум. 13 апрель 1977

1892 рождение ребёнка: ; Ульяна Михайловна Осоргина (Самарина) [Осоргины] р. 1892 ум. 1977

25 октябрь 1893 рождение ребёнка: Калуга, Россия, ; Георгий Михайлович Осоргин [Осоргины] р. 25 октябрь 1893 ум. 16 октябрь 1929

31 октябрь 1897 рождение ребёнка: ; Мария Михайловна Осоргина [Осоргины] р. 31 октябрь 1897 ум. 28 июнь 1977

1901 рождение ребёнка: ; Антонина Михайловна Осоргина [Осоргины] р. 1901 ум. 1985

4 август 1935 смерть: Париж, Франция


Л.П. Паутова - Мария Осоргина — художница дворянского рода из с. Сергиевского
МАРИЯ ОСОРГИНА - ХУДОЖНИЦА ДВОРЯНСКОГО РОДА ИЗ СЕЛА СЕРГИЕВСКОГО

 

 

Л.П. Паутова

 

В 1977 году в Россию вернулась коллекция рисунков Марии Ми­хайловны Осоргиной — калужской художницы.

Она родилась 18 октября (ст. ст.) 1897 года в имении своих родите­лей Сергиевское, ныне —                с. Кольцово Ферзиковского района. Отец — Михаил Михайлович Осоргин (1861 — 1939). Мать — Елизавета Ни­колаевна Осоргина (1865—1935), урожденная княгиня Трубецкая, была дочерью калужского вице-губернатора Н.П. Трубецкого.

В своих «Воспоминаниях» М.М. Осоргин пишет: «18 октября под вечер Бог дал нам Марию. Хотя время было осеннее, и притом пого­да дождливая, пасмурная, Мария, в противоречие настроению ок­ружающей природы, родилась жизнерадостная, светлая, ясная, как утренняя заря, с чудными золотистыми волосами» (3).

Мария крещена в сельском храме Покрова Пресвятой Богоро­дицы, 200 лет которому исполнилось 14 октября 2010 года.

Крестными ее были: Варвара Трубецкая (Лермонтова) и Федор Самарин — сестра и муж старшей сестры Елизаветы Николаевны Антонины.

Жизнь семьи проходила в основном в имении Сергиевское, на природе, на приволье, на берегу р. Оки, в огромном доме, построен­ном еще в XVIII веке генералом В.А. Каром.

Мария получила домашнее образование. Она была шестым ре­бенком. Дети росли под непосредственным влиянием родителей, от которых они восприняли крепкие традиции старинной православной русской семьи. В числе ее предков была св. праведная Иулиания Лазаревская (Муромская), которая прославилась постоянной помощью неимущим и страждущим.

В 1898 году Мария, вместе со своей семьей, была внесена в 6-ю часть Книги дворянских родов Калужской губернии (1).

Вот какой была Мария в 1918 году по описанию ее дяди Г. Н. Тру­бецкого: «Мария высокого роста, стройная, с яркими цветами румянца и чудных золотых волос, она совсем не сознавала себя красивой. В ней были силы, которым еще негде было развернуться и осознать себя, было, несомненно, дарование к живописи, но не хватало простора и художественного образования. Она была прелестна своей свежестью и голубиной чистотой» (5).

Желание рисовать проявилось у нее еще в детстве, и с годами она усовершен­ствовала свое мастерство до такой сте­пени, что ее рисунками восхищались даже профессиональные живописцы и рисовальщики: Василий Дмитриевич Поленов, Станислав Юльевич Жуков­ский, Константин Федорович Юон, Владимир Алексеевич Комаровский, Владимир Михайлович Голицын.

Начав с силуэтных рисунков чер­ной тушью, она со временем перешла на карандаш, что давало ей большую свободу для характеристики модели.

Самые ранние рисунки ее коллек­ции датированы 1917 годом и выполнены еще в имении Сергиевское, а са­мые поздние — последними годами ее жизни во Франции.

В частных коллекциях сохранились и более ранние ее рисунки, например, акварели Сергиевской церкви, использованные для ил­люстрации книги «Воспоминания» М.М. Осоргина (3).

Ближайшими соседями по имению Осоргиных были Дмитриевы-Мамоновы. Они владели                д. Тимофеевкой. Софья Эммануиловна Дмитриева-Мамонова (1860—1946) — дочь Эммануила Александровича Дмитриева-Мамонова — художника-портретиста, рисовальщика, ав­тора галереи портретов писателей, поэтов, историков и общественных деятелей. Софья Эммануиловна—друг семьи, художница, подруга Татьяны Львовны Толстой по московской Школе живописи, ваяния и зодчества. Близкое знакомство с такой семьей, вероятно, имело вли­яние на формирование вкуса и приоритетов в выборе тем для рисун­ков Марии Осоргиной. В 1922 году с большим теплом она вспоми­нала: «... всегда приезжает... Софья Эммануиловна Мамонова,... это каждый раз до боли переносит в Сергиевское и милую Тимофеевку, на их тенистый уютный балкон» (4).

Но учиться живописи, как она мечтала, ей не удалось. Ее моло­дость прошла в годы революционных потрясений, когда нужно было заботиться о выживании родных и близких.

С 1918 года в течение 13 лет она регулярно рисо­вала карандашом, тушью и акварелью интерьеры и пейзажи Измалкова, а также портреты родных и многочисленных гостей.

В 1920 году М.М. Осоргина даже выставляла свои работы на выставке картин, рисунков и скульптуры во Дворце искусств на Поварской улице в Москве, о чем сохранилось официальное удостоверение.

Мария была шестнадцатилетней девочкой, когда началась Первая мировая война. Она стала сестрой милосердия и вместе со своими родными работала в лазарете св. Иулиании, организованном ее отцом в Сергиевском. После выполнения основных обязанностей, Мария пользовалась временем, «чтобы рисовать портреты с раненых — таких портретов набралось у нее целый альбом» (3). Кроме занятий в лазарете, Мария помогала отцу, избранному уездным земством попечи­телем для оказания помощи нуждающимся семьям воинов. Редкий день проходил без того, чтобы у Марии не было целого приема этих женщин, из которых многих она отлично уже знала.

Когда в д. Поливанове была открыта однокомплектная школа, Мария была ее первой попечительницей.

Затем последовали годы крутых перемен, разлучивших и разбросавших по всему свету семью Осоргиных.

В 1918 году Осоргины были выселены из Сергиевского. Вот как пишет об этом Мария в письме своему кузину Николаю Лермонто­ву: «Я вспоминаю наш отъезд из Сергиевского... нас выселили в три дня, не позволили взять с собой ничего, кроме платья, и куда там было уложить сразу все в нашем громадном домине, так все и оста­лось, как мы жили.

Встали мы от завтрака, даже ваза с фруктами на столе осталась, вышли в гостиную, а там фортепиано открытое осталось и ноты, а там в комнатах, биллиардной, кабинете уже хозяйничали комиссары...

Мы поспешили выйти на подъезд, чтобы не происходило это при нас.

В воротах двора и сада столпились кучи крестьян, которые пла­кали и издали нас крестили. Им запрещали подойти проститься, и один комиссар грубо на них стал кричать со словами о помещиках- кровопийцах и т.д.

Когда мы уселись и тронулись, вся толпа сняла шапки, стала кланяться, креститься и причитать.

Но когда мы проехали мимо наших детских окон, где наши ки­сейные занавесочки со знакомой дыркой на одной половинке, за которую мы все лето друг друга упрекали, и я оглянулась в после­дний раз из ворот на двор, круглую лужайку, песочные дорожки, весь этот громадный, знакомый белый домину, так страшно любимый — ох как я заревела, кусая себе губы до боли, и как в тумане видела уже остальную дорогу через усадьбу...

Ты ведь сам знаешь, Николай, как мы страстно любили наше единственное, родное Сергиевское» (4).

Из Сергиевского Осоргины переехали в подмосковное имение родственников Измалково, жили на даче в Лукине, на 17-й версте возле Переделкино.

В изгнании Осоргины стремились сохранить свой домашний уклад жизни, зарабатывали уроками для детей из окрестных деревень и поселков. Мария бралась за любую работу: по заказам черти­ла таблицы, диаграммы. В свободное время она не расставалась с карандашом. Составился альбом карандашных портретов Осоргиных, их родственников Самариных, Трубецких, Мансуровых, Голи­циных, Комаровских, а также друзей семьи - Истоминых, Урусовых, Раевских, Толстых и других. Многие из них погибли. Эта трагичес­кая галерея лиц — своего рода историческая ценность. Имена мно­гих портретируемых связаны с историей Калужского края, и их портреты бесценны для калужских краеведов.

В 1931 году Мария Осоргина была арестована и провела два ме­сяца в Бутырской тюрьме, а потом ее сослали в г. Малоярославец.

Отсюда она выехала во Францию и присоединилась к своей се­мье, эмигрировавшей после расстрела в Соловецком лагере ее брата Георгия Осоргина.

Во Франции Мария Осоргина служила в разных местах, в годы Второй мировой войны работала в госпитале. Она много помогала больным и одиноким людям, оказавшимся в эмиграции. В одном из ее помяников, хранящимся в женском монастыре в Бюсси, нет имен родных, но он весь посвящен этим умершим на чужбине русским лю­дям, за которых молилась Ма­рия Осоргина. Она часто навещала свою сестру Антони­ну, ставшую монахиней право­славного Покровского монас­тыря в Бюсси. В 70-е годы она сделала серию рисунков для от­крыток, которые выпустил этот монастырь. Художница рисова­ла Россию, такой, какой она ос­талась в ее памяти: церкви, бабы в платочках, лошади, запряжен­ные в сани, снега, березки...(2). Отлично владея иностран­ными языками, она в последнее время работала переводчицей в рус­ском отделе ООН в Женеве и Нью-Йорке.

Мария всегда стремилась рисовать, но ее работы никем не собирались, многие погибли при переездах, обысках, высылках.

То, что уцелело, характеризует М.М. Осоргину как незаурядно­го мастера портрета и пейзажа. Россия была ее единственной привязанностью, и, даже прожив большую часть жизни за границей, она не изменила этой любви.

Умерла Мария Осоргина в 1977 году и похоронена на кладбище в Кламаре — пригороде Парижа.

Художественное наследие Марии Осоргиной — это серия силу­этных рисунков, выполненных в Сергиевском в начале XX века, ка­рандашные портреты обитателей Осоргинского дома в 1920-е годы, акварельные пейзажи Сергиевского и Измалкова, серия открыток ту­шью, созданная во Франции, а так­же многие произведения, рассеян­ные по квартирам родственников в Москве, Париже, Нью-Йорке.

Коллекция из 200 отреставриро­ванных рисунков М.М. Осоргиной особенно интересна для калужан, это еще одна ниточка, соединившая прошлое с сегодняшним днем, и хочется выразить надежду, что мы сможем увидеть их на ее персональной              выставке в Калуге.

 

 

 

Библиографический список

 

1.        Булычов, Н.Д. Дворянские роды Калужской губернии / Н.Д. Булычов. — 1908.

2.        Комаровская, А.В. Графика М.М. Осоргиной. Образы минувшего / А. В. Комаровская. — Весь Сергиев Посад, 2002.

3.        Осоргин, М.М. Воспоминания, или Что я слышал, что я видел и что я делал в течение моей жизни. 1861 — 1920 / М.М. Осоргин. — М., 2009.

4.        Осоргина, М.М. Письма Н. Лермонтову / М.М. Осоргина//Там же.

5.        Трубецкой, Т.Н. Осоргины в Сергиевском / Г.Н. Трубецкой // Подмосковное Измалково. — М.: Индрик, 2006.


Рецензии