Елизавета Николаевна Трубецкая-Осоргина1865 - 1935
s first cousin five times removed Петр Анатольевич Трефилов Дочь Николая Петровича кн. Трубецкоя и Софьи Алексеевны кн. Трубецкой
Жена Протоиерея Михаила Михайловича (Осоргин)
Мать Михаила Михайловича Осоргина; Сергея Михайловича Осоргина; Софьи Михайловны кн. Лопухины; Ульяны Михайловны Самарины и ещё 3
Сестра Сергея Николаевича кн. Трубецкоя; Евгения Николаевича кн. Трубецкоя; Антонины Николаевны кн.Самарины; Ольгы Николаевны кн. Трубецкой и ещё 5
Полукровная сестра Софьи Николаевны Глебовой; Петра Николаевича кн. Трубецкоя; Георгия Николаевича кн. Трубецкоя; Марии Николаевны Кристи и ещё 1
Елизавета Николаевна Трубецкая (Осоргина) р. 15 август 1865 ум. 4 август 1935
Запись:305362
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Трубецкие
Пол женщина
Полное имя
от рождения Елизавета Николаевна Трубецкая
Смена фамилии Осоргина
Родители
; Николай Петрович Трубецкой [Трубецкие] р. 1828 ум. 1900
; Софья Алексеевна Лопухина (Трубецкая) [Лопухины] р. 1841 ум. 1901
События
15 август 1865 рождение:
брак: ; Михаил Михайлович Осоргин [Осоргины] р. 15 апрель 1861 ум. 2 декабрь 1939
титул: княжна
1887 рождение ребёнка: ; Михаил Михайлович Осоргин [Осоргины] р. 1887 ум. 1950
1888 рождение ребёнка: ; Сергей Михайлович Осоргин [Осоргины] р. 1888 ум. 1957
30 май 1890 рождение ребёнка: Калуга, ; Софья Михайловна Осоргина (Лопухина) [Осоргины] р. 30 май 1890 ум. 13 апрель 1977
1892 рождение ребёнка: ; Ульяна Михайловна Осоргина (Самарина) [Осоргины] р. 1892 ум. 1977
25 октябрь 1893 рождение ребёнка: Калуга, Россия, ; Георгий Михайлович Осоргин [Осоргины] р. 25 октябрь 1893 ум. 16 октябрь 1929
31 октябрь 1897 рождение ребёнка: ; Мария Михайловна Осоргина [Осоргины] р. 31 октябрь 1897 ум. 28 июнь 1977
1901 рождение ребёнка: ; Антонина Михайловна Осоргина [Осоргины] р. 1901 ум. 1985
4 август 1935 смерть: Париж, Франция
Л.П. Паутова - Мария Осоргина — художница дворянского рода из с. Сергиевского
МАРИЯ ОСОРГИНА - ХУДОЖНИЦА ДВОРЯНСКОГО РОДА ИЗ СЕЛА СЕРГИЕВСКОГО
Л.П. Паутова
В 1977 году в Россию вернулась коллекция рисунков Марии Михайловны Осоргиной — калужской художницы.
Она родилась 18 октября (ст. ст.) 1897 года в имении своих родителей Сергиевское, ныне — с. Кольцово Ферзиковского района. Отец — Михаил Михайлович Осоргин (1861 — 1939). Мать — Елизавета Николаевна Осоргина (1865—1935), урожденная княгиня Трубецкая, была дочерью калужского вице-губернатора Н.П. Трубецкого.
В своих «Воспоминаниях» М.М. Осоргин пишет: «18 октября под вечер Бог дал нам Марию. Хотя время было осеннее, и притом погода дождливая, пасмурная, Мария, в противоречие настроению окружающей природы, родилась жизнерадостная, светлая, ясная, как утренняя заря, с чудными золотистыми волосами» (3).
Мария крещена в сельском храме Покрова Пресвятой Богородицы, 200 лет которому исполнилось 14 октября 2010 года.
Крестными ее были: Варвара Трубецкая (Лермонтова) и Федор Самарин — сестра и муж старшей сестры Елизаветы Николаевны Антонины.
Жизнь семьи проходила в основном в имении Сергиевское, на природе, на приволье, на берегу р. Оки, в огромном доме, построенном еще в XVIII веке генералом В.А. Каром.
Мария получила домашнее образование. Она была шестым ребенком. Дети росли под непосредственным влиянием родителей, от которых они восприняли крепкие традиции старинной православной русской семьи. В числе ее предков была св. праведная Иулиания Лазаревская (Муромская), которая прославилась постоянной помощью неимущим и страждущим.
В 1898 году Мария, вместе со своей семьей, была внесена в 6-ю часть Книги дворянских родов Калужской губернии (1).
Вот какой была Мария в 1918 году по описанию ее дяди Г. Н. Трубецкого: «Мария высокого роста, стройная, с яркими цветами румянца и чудных золотых волос, она совсем не сознавала себя красивой. В ней были силы, которым еще негде было развернуться и осознать себя, было, несомненно, дарование к живописи, но не хватало простора и художественного образования. Она была прелестна своей свежестью и голубиной чистотой» (5).
Желание рисовать проявилось у нее еще в детстве, и с годами она усовершенствовала свое мастерство до такой степени, что ее рисунками восхищались даже профессиональные живописцы и рисовальщики: Василий Дмитриевич Поленов, Станислав Юльевич Жуковский, Константин Федорович Юон, Владимир Алексеевич Комаровский, Владимир Михайлович Голицын.
Начав с силуэтных рисунков черной тушью, она со временем перешла на карандаш, что давало ей большую свободу для характеристики модели.
Самые ранние рисунки ее коллекции датированы 1917 годом и выполнены еще в имении Сергиевское, а самые поздние — последними годами ее жизни во Франции.
В частных коллекциях сохранились и более ранние ее рисунки, например, акварели Сергиевской церкви, использованные для иллюстрации книги «Воспоминания» М.М. Осоргина (3).
Ближайшими соседями по имению Осоргиных были Дмитриевы-Мамоновы. Они владели д. Тимофеевкой. Софья Эммануиловна Дмитриева-Мамонова (1860—1946) — дочь Эммануила Александровича Дмитриева-Мамонова — художника-портретиста, рисовальщика, автора галереи портретов писателей, поэтов, историков и общественных деятелей. Софья Эммануиловна—друг семьи, художница, подруга Татьяны Львовны Толстой по московской Школе живописи, ваяния и зодчества. Близкое знакомство с такой семьей, вероятно, имело влияние на формирование вкуса и приоритетов в выборе тем для рисунков Марии Осоргиной. В 1922 году с большим теплом она вспоминала: «... всегда приезжает... Софья Эммануиловна Мамонова,... это каждый раз до боли переносит в Сергиевское и милую Тимофеевку, на их тенистый уютный балкон» (4).
Но учиться живописи, как она мечтала, ей не удалось. Ее молодость прошла в годы революционных потрясений, когда нужно было заботиться о выживании родных и близких.
С 1918 года в течение 13 лет она регулярно рисовала карандашом, тушью и акварелью интерьеры и пейзажи Измалкова, а также портреты родных и многочисленных гостей.
В 1920 году М.М. Осоргина даже выставляла свои работы на выставке картин, рисунков и скульптуры во Дворце искусств на Поварской улице в Москве, о чем сохранилось официальное удостоверение.
Мария была шестнадцатилетней девочкой, когда началась Первая мировая война. Она стала сестрой милосердия и вместе со своими родными работала в лазарете св. Иулиании, организованном ее отцом в Сергиевском. После выполнения основных обязанностей, Мария пользовалась временем, «чтобы рисовать портреты с раненых — таких портретов набралось у нее целый альбом» (3). Кроме занятий в лазарете, Мария помогала отцу, избранному уездным земством попечителем для оказания помощи нуждающимся семьям воинов. Редкий день проходил без того, чтобы у Марии не было целого приема этих женщин, из которых многих она отлично уже знала.
Когда в д. Поливанове была открыта однокомплектная школа, Мария была ее первой попечительницей.
Затем последовали годы крутых перемен, разлучивших и разбросавших по всему свету семью Осоргиных.
В 1918 году Осоргины были выселены из Сергиевского. Вот как пишет об этом Мария в письме своему кузину Николаю Лермонтову: «Я вспоминаю наш отъезд из Сергиевского... нас выселили в три дня, не позволили взять с собой ничего, кроме платья, и куда там было уложить сразу все в нашем громадном домине, так все и осталось, как мы жили.
Встали мы от завтрака, даже ваза с фруктами на столе осталась, вышли в гостиную, а там фортепиано открытое осталось и ноты, а там в комнатах, биллиардной, кабинете уже хозяйничали комиссары...
Мы поспешили выйти на подъезд, чтобы не происходило это при нас.
В воротах двора и сада столпились кучи крестьян, которые плакали и издали нас крестили. Им запрещали подойти проститься, и один комиссар грубо на них стал кричать со словами о помещиках- кровопийцах и т.д.
Когда мы уселись и тронулись, вся толпа сняла шапки, стала кланяться, креститься и причитать.
Но когда мы проехали мимо наших детских окон, где наши кисейные занавесочки со знакомой дыркой на одной половинке, за которую мы все лето друг друга упрекали, и я оглянулась в последний раз из ворот на двор, круглую лужайку, песочные дорожки, весь этот громадный, знакомый белый домину, так страшно любимый — ох как я заревела, кусая себе губы до боли, и как в тумане видела уже остальную дорогу через усадьбу...
Ты ведь сам знаешь, Николай, как мы страстно любили наше единственное, родное Сергиевское» (4).
Из Сергиевского Осоргины переехали в подмосковное имение родственников Измалково, жили на даче в Лукине, на 17-й версте возле Переделкино.
В изгнании Осоргины стремились сохранить свой домашний уклад жизни, зарабатывали уроками для детей из окрестных деревень и поселков. Мария бралась за любую работу: по заказам чертила таблицы, диаграммы. В свободное время она не расставалась с карандашом. Составился альбом карандашных портретов Осоргиных, их родственников Самариных, Трубецких, Мансуровых, Голициных, Комаровских, а также друзей семьи - Истоминых, Урусовых, Раевских, Толстых и других. Многие из них погибли. Эта трагическая галерея лиц — своего рода историческая ценность. Имена многих портретируемых связаны с историей Калужского края, и их портреты бесценны для калужских краеведов.
В 1931 году Мария Осоргина была арестована и провела два месяца в Бутырской тюрьме, а потом ее сослали в г. Малоярославец.
Отсюда она выехала во Францию и присоединилась к своей семье, эмигрировавшей после расстрела в Соловецком лагере ее брата Георгия Осоргина.
Во Франции Мария Осоргина служила в разных местах, в годы Второй мировой войны работала в госпитале. Она много помогала больным и одиноким людям, оказавшимся в эмиграции. В одном из ее помяников, хранящимся в женском монастыре в Бюсси, нет имен родных, но он весь посвящен этим умершим на чужбине русским людям, за которых молилась Мария Осоргина. Она часто навещала свою сестру Антонину, ставшую монахиней православного Покровского монастыря в Бюсси. В 70-е годы она сделала серию рисунков для открыток, которые выпустил этот монастырь. Художница рисовала Россию, такой, какой она осталась в ее памяти: церкви, бабы в платочках, лошади, запряженные в сани, снега, березки...(2). Отлично владея иностранными языками, она в последнее время работала переводчицей в русском отделе ООН в Женеве и Нью-Йорке.
Мария всегда стремилась рисовать, но ее работы никем не собирались, многие погибли при переездах, обысках, высылках.
То, что уцелело, характеризует М.М. Осоргину как незаурядного мастера портрета и пейзажа. Россия была ее единственной привязанностью, и, даже прожив большую часть жизни за границей, она не изменила этой любви.
Умерла Мария Осоргина в 1977 году и похоронена на кладбище в Кламаре — пригороде Парижа.
Художественное наследие Марии Осоргиной — это серия силуэтных рисунков, выполненных в Сергиевском в начале XX века, карандашные портреты обитателей Осоргинского дома в 1920-е годы, акварельные пейзажи Сергиевского и Измалкова, серия открыток тушью, созданная во Франции, а также многие произведения, рассеянные по квартирам родственников в Москве, Париже, Нью-Йорке.
Коллекция из 200 отреставрированных рисунков М.М. Осоргиной особенно интересна для калужан, это еще одна ниточка, соединившая прошлое с сегодняшним днем, и хочется выразить надежду, что мы сможем увидеть их на ее персональной выставке в Калуге.
Библиографический список
1. Булычов, Н.Д. Дворянские роды Калужской губернии / Н.Д. Булычов. — 1908.
2. Комаровская, А.В. Графика М.М. Осоргиной. Образы минувшего / А. В. Комаровская. — Весь Сергиев Посад, 2002.
3. Осоргин, М.М. Воспоминания, или Что я слышал, что я видел и что я делал в течение моей жизни. 1861 — 1920 / М.М. Осоргин. — М., 2009.
4. Осоргина, М.М. Письма Н. Лермонтову / М.М. Осоргина//Там же.
5. Трубецкой, Т.Н. Осоргины в Сергиевском / Г.Н. Трубецкой // Подмосковное Измалково. — М.: Индрик, 2006.
Свидетельство о публикации №216101101286