Бугры. 50-й отдельный... Глава 6

                Глава 6. Радиомастерскя.

   После учений "Горизонт-74" главной заботой технической части стало налаживание чётко действующего технического обслуживания комплекса "Терек". Радиоузлы: командно-слежечные, сбора и обработки результатов пеленгования разместили на краю плаца в непосредственной близости от здания приёмного центра, а пеленгатор - там же, где был "Пеликан", то есть за совхозными парниками на окраине Бугров. Чаще работали в автоматическом режиме, но иногда для того, чтобы радисты узла связи и пеленгаторщики не растеряли навыки, переходили на "ручной режим".

   В автопарке завершилось строительство пункта технического обслуживания (ПТО). Точнее - ходовая часть радиоузлов и транспортных машин уже давно обслуживалась там. Однако, командир части полковник Русенко задался целью организовать комплексное обслуживание. То есть пока на радиоузлах будут осуществляться авторемонтные работы, должно быть проведено тестирование радиоэлектронной аппаратуры и устранены выявленные неисправности. Идея сама по себе очень хорошая, но вот, как её осуществить, никто не знал.

   Помещение радиомастерской примыкало к задней стенке ПТО. И для того, чтобы осуществить идею командира полка, необходимо было оборудовать рабочие места радиомастеров. А эти рабочие места уже в свою очередь должны коммутироваться на соответствующие пульты, к которым и будут подключаться радиоузлы. То есть, с одной стороны - радиомастерская с набором рабочих мест, с другой стороны - ПТО с радиоузлами, а между ними - пульты коммутации.
   Вот эту задачу и поставил передо мной подполковник Башмаков, который, честно говоря, сам ничего не понял, а просто передал требование командира. Ну, а дальше мне пришлось "отдуваться" лично перед командиром полка.

   А пока радиомастерская представляла из себя пустое помещение мне ясно было одно - надо оборудовать её рабочими местами с набором всех необходимых радиоизмерительных приборов. А их у нас как раз и не хватало. Выручил один боец-радиомастер, у которого отец служил в военной приёмке радиозавода имени Козицкого. Там в отделе радиоизмерительной техники накопилось много "излишеств", которые они мечтали передать "с баланса на баланс", а затем списать. Я доложил об этом Башмакову и с его благословения отправился на Васильевский остров, где располагался радиозавод.

   Сперва я пообщался с заместителем руководителя военной приёмки, после чего он свёл меня с женщиной, заведовавшей имуществом отдела измерительной техники. С ней то мы и отобрали необходимые приборы, оформили в бухгалтерии завода документы по передаче и подписали их у руководства. Перемещаться приходилось из корпуса в корпус, а в бухгалтерию - даже на другую улицу через проходные дворы жилых домов. Мы с ней так увлеклись этими перемещениями, что не заметили, как я увёз с собой в часть все три экземпляра документов.
   Через несколько дней пришлось вернуться, найти её и передать два экземпляра. Вот как может вскружить голову случайная встреча!

   С личным составом радиомастерской, который был приписан к роте обеспечения, мы оборудовали рабочие места для ремонта радиоприёмников, промежуточной аппаратуры, средств радиосвязи и функциональных узлов комплекса Р-368 "Терек". Попутно было подано множество рационализаторских предложений, на которые получены свидетельства.
   На сборе командиров частей радиоразведки Лен.ВО, который проводился на базе вч 75752, полковник Русенко представил участникам и радиомастерскую. В ходе показа он рассказал о своей идее комплексного тестирования и ремонта. Однако, и после я не представлял себе, как всё это можно осуществить. И мы по старинке таскали неисправную аппаратуру в мастерскую, а там уже на специализированных рабочих местах занимались ремонтом.

   В частях округа приближалась итоговая проверка за 1973/1974 учебный год. Отдельный радиотехнический полк ОСНАЗ, дислоцировавшийся в городе Павловске должен был подвергаться комплексной проверке. Проверочная комиссия, в основном, состояла из офицеров вч 75752. В неё вошли: подполковник Башмаков, майор Мезин, капитан Антипов, старший лейтенант Сназин и старший лейтенант Аганин.

   Павловский ортп ОСНАЗ был образцовой частью, поэтому при проведении проверки мы ни с какими трудностями не встретились. Мезин и Сназин проверяли службу войск и строевую подготовку, Антипов - состояние спецрадиосвязи, а я - выборочно радиоприёмную аппаратуру и техническую подготовку у личного состава.
Башмаков же осуществлял общее руководство. Он ещё до ДВО служил в этой части, многих офицеров знал по своей прежней службе и ему было о чём с ними поговорить.

   По итогам проверки часть подтверждала своё звание "отличной". Начальник разведывательного управления Лен.ВО генерал-майор Берёзкин был очень доволен. Командование части решило "поощрить" проверочную комиссию и выдало нам два больших пакета "всего самого необходимого".
   Вот с этими пакетами мы и решили отправиться в Павловский парк к скульптуре Аполлона Бельведерского. Уже темнело, парк для посетителей был закрыт. Однако, подполковник Башмаков знал, как туда проникнуть. Дойдя до скульптуры Аполлона, мы достали содержимое пакетов и приступили к трапезе.

   В связи с этим, мне на всю жизнь запомнилась шутка майора Мезина. Вначале всё шло правильно: сперва - спирт, потом - вода. Но при повторном тосте Мезин сперва подал мне воду, которую я выпил залпом, а потом - спирт, от которого у меня глаза вылезли на лоб. Но майор оправдался, сказав, что он просто перепутал.

   В связи с нехваткой жилья в Буграх, КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть) Ленинградского округа начала выделять жильё для офицеров в городе на проспекте Луначарского. Конечно, это можно было только приветствовать. Однако, возникал вопрос с оповещением офицеров по тревоге. Решить эту проблему предстояло моей радиомастерской.

   У меня в подчинении был очень способный молодой человек, который закончил Ленинградский радиополитехникум и перед призывом успел немного поработать на предприятии "Светлана". Порывшись в журналах "Радио", мы нашли схему радиоприёмника оповещения в СВ-диапазоне частот с выходным усилителем, нагруженным на реле, включающим обычный дверной звонок. Так как радиоприёмник принимал немодулированный сигнал, он имел узкополосный усилитель промежуточной частоты, что обеспечивало применение пьезоэлектрического фильтра.

   Мы с Серёжей (фамилии его я уже не помню) отправились на "Светлану" и он выпросил там необходимых нам радиодеталей. Когда начали проверять работоспособность нашей конструкции в части, то прибор срабатывал при первом же нажатии на ключ радиостанции Р-140. Оставалось только проверить в городе. Я договорился с новым начальником штаба майором Лысым, что, как только позвоню по телефону из города, он тут же даст команду узлу связи "нажать на ключ". Однако, реально получалось не всё так просто.

   Забравшись на крышу дома на проспекте Луначарского, мы обнаружили, что наш прибор срабатывает от искр трамвайной дуги. Всё стало ясно: трамвай на перекрёстке даёт искру (или целый сноп), искра имеет спектр в виде "белого шума", а помеха заставляет срабатывать звонок.
   После недолгих размышлений пришли к выводу: "надо поставить реле времени". Но с реле времени тоже пришлось повозиться, подбирая временную задержку опытным путём.
   (Позднее, когда я после увольнения из рядов ВС РФ, работал на заводе начальником штаба ГО, мне попал в руки радиоприёмник оповещения "Альпинист", выполненный по нашей схеме).

   Так как я до апреля 1975 года проживал в Буграх по улице Шоссейная 26, то иногда в критической ситуации на радиопеленгаторе оперативный дежурный полка вызывал меня туда. Такой случай произошёл со мной зимой 1975 года.      

   За окном стоял сильный мороз. А с вечера началась метель. Снег валил такими хлопьями, что в десяти метрах невозможно было разглядеть идущего человека. По этой причине рабочий день прошёл в кабинетах за оформлением отчётной документации, на которую в обычной суете не хватало времени. Поэтому после восемнадцати часов всех как ветром сдуло.

   Дома было тепло и уютно. Жена на кухне готовила ужин, а дочка спокойно играла в своём манеже. С этим манежем была целая история. В те годы ничего подобного в магазинах и в помине не было. А чтобы ребёнок не ползал по всей квартире и давал возможность жене спокойно заниматься своими делами, такое приспособление являлось незаменимой вещью. Вот я и разработал чертёж и отправился с ним на лесопилку. После недолгих переговоров я сговорился со столяром на две бутылки водки, палку колбасы и буханку хлеба. Зато теперь в гостиной у нас стоял новенький манеж, от которого шёл приятный сосновый аромат.

   После ужина сели с женой смотреть телевизор, предварительно уложив дочурку спать. В этом году решено было торжественно отметить 30-летие Победы. Вообще-то, до этого времени эту торжественную дату отмечали не так широко. Поэтому на центральном телевидении уже начался кинофестиваль, посвящённый Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Мы с женой с большим интересом смотрели киноэпопею "Освобождение".

   Досмотрев очередную серию до конца, мы с женой отправились в спальню. Под одеялом было очень тепло и уютно, несмотря на то, что за окном завывала вьюга. Сон пришёл быстро, и я погрузился в приятные сновидения...
   Уже в половине четвёртого ночи на кухне начал трезвонить телефон. Я с трудом оторвал голову от подушки, надел тапочки и поплёлся к телефону. На том конце провода оказался оперативный дежурный. Он пояснил, что с трёх часов в части не было электроэнергии, а когда включили "свет", то на пеленгаторе не смогли включить аппаратуру. "Выручай, Владимир Александрович, ты ближе всех к пеленгатору", - сказал оперативный.

   И действительно, мой дом находился на краю посёлка и от него до радиостанции по прямой было не больше километра. Вообще-то, пеленгаторы устроены таким образом, что их необходимо разворачивать на больших расстояниях от переизлучателей. По этой причине они и располагаются на отшибе.

   Надев тёплую зимнюю куртку с капюшоном и валенки, я вышел из дома. Уже на улице я завязал на подбородке шнурки шапки-ушанки и поднял капюшон. Прикинув направление на радиостанцию, я направился через поле по прямой. Снег залепливал глаза, ветер жёг щёки, но я постепенно продвигался к поставленной цели. Смотреть можно было только себе под ноги. Вокруг было только ровное белое поле. И вдруг я почувствовал, что проваливаюсь в какую-то глубокую яму.

   Когда я ощутил под ногами твёрдую землю, то оказалось, что стою по самую грудь в сугробе. Попятился назад, подскользнулся и снова очутился в этом овраге. Пришлось выбираться на брюхе. Наверху я почувствовал, что валенки полны снега, и он уже начинает таять. Пришлось снимать валенки и выколачивать из них снег. Затем, обойдя на ощупь овраг, я двинулся дальше. Через несколько минут завиднелись очертания радиостанции.

   Войдя внутрь пеленгатора, я обнаружил, что освещение есть. Прибор на силовом щитке показывал 220 вольт.
Но странное дело - приёмоиндикаторы были обесточены.
   - Как вы это объясните? - спросил я у начальника смены.
   - Не знаю - мы просмотрели все блоки. Вроде бы, всё в порядке.
   - Странно - странно! - сказал я и опустился в кресло оператора.

   Пока я соображал, что может препятствовать включению аппаратуры, мой взгляд упал на панель блока питания под столешницей оператора. Темблер "СЕТЬ" находился в положении "ВЫКЛ."
   - Эврика!!! - воскликнул я и включил тумблер. Приёмоиндикаторы засветились.
   - Запомни, сержант! Пушка никогда не стреляет, если не заряжена!

   - Товарищ старший лейтенант! Прошу вас не рассказывайте никому, что тут у нас произошло. А то ведь засмеют! - попросил начальник смены.
   Я снял трубку телефона и доложил оперативному дежурному, что неисправность устранена.
   - А что там было? - поинтересовался оперативный.
   - Сгорел стабилизатор, пришлось повозиться, - ответил я и подмигнул начальнику смены.

   Мои старания не пропали даром. Оперативный дежурный отметил меня в суточном рапорте. А по итогам месяца я был признан лучшим инженером.

           (Далее:http://www.proza.ru/2016/10/18/1415)


Рецензии