Созидание Глава 10 1969 г. Часть 4-9 Дарьяльское

                ДАРЬЯЛЬСКОЕ УЩЕЛЬЕ


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА  10   1969 год

ЧАСТЬ  4-9   ДАРЬЯЛЬСКОЕ  УЩЕЛЬЕ


На 47-м километре дорога начинает сужаться и входит в Джераховское  ущелье, промытое Тереком в Боковом хребте.

 Скалистые склоны долины покрыты шлейфами сланцевых осыпей. На отвесных скалах чудом прилепились к камням крючковатые сосны, на более пологих площадках растет низкий лес. Вершины скал теряются в облаках. В пойме видны отдельные кусты и заросли облепихи.

От селения Верхний Ларе начинается знаменитое Дарьяльское ущелье (Тагаурская теснина) — одно из самых красивых ущелий Терека. В придорожных обнажениях видны темные до черных кварциты нижней юры, рассеченные жилами белого кварца и темно-зеленых диабазов.

 На 54-м километре дороги кварциты сменяются серыми гранитами, названными по их местоположению у входа в ущелье — дарьяльскими.

 Возраст гранитов более древний, чем контактирующих с ними кварцитов. Выходы дарьяльских гранитов тянутся вдоль дороги на расстоянии 1,5 км, но не образуют монолита, а рассечены жилами диабазов на отдельные блоки. Цвет пород серый, в свежем сколе хорошо видны крупные кристаллы слагающих их минералов — кварца, полевых шпатов роговой обманки, слюд.

 Граниты — это древнейшие кристаллические породы Большого Кавказа, выходящие на поверхность в районе Военно-Грузинской дороги. Они образовались много миллионов лет назад — в палеозойскую эру. Во время формирования Кавказа как горной системы (кайнозойская эра) твердые граниты были приподняты и разбиты густой сетью трещин. По этим трещинам из недр земли поднимались магма и горячие воды, содержащие кремнезем. При остывании они образовали систему диабазовых и кварцевых жил, пронизывающих все тело гранитов. Толщина их различна — от нескольких сантиметров до 15 м. По подсчетам геологов, на долю диабазовых жил приходится до 20 % площади в обнажениях гранитов в Дарьяльском ущелье.

Военно-Грузинская дорога по мосту пересекает Терек и ныряет в тоннель.

С левой стороны сбоку от тоннеля со времен Великой Отечественной войны сохранился дот.

 Рядом с ним по левому берегу Терека идет новая дорога. Сооружение ее связано со строительством газопровода.

Сохранились старое полотно дороги и узкий чугунный мост (Чертов мост), построенный в 20-х годах XIX в.

По старому полотну путешественники продолжают путь, поражаясь суровой и величественной красоте этих мест.

Через 500 м —  снова тоннель, построенный сравнительно недавно. Долина Терека здесь превращается в глубокий каньон шириной не более 100 м с почти отвесными стенами, сложенными кварцитами и диабазами. Высота склонов долины достигает 1000 м, вершины их, иногда, скрываются за облаками. Уклон дна русла настолько крут (8 м на 1 км), что вода мчится с большой скоростью, передвигая не только мелкие обломки, но и глыбы пород.

 Перекатываясь по дну, ударяясь о берега, сталкиваясь друг с другом, они создают такой шум и грохот, что заглушают человеческий голос. Вода в реке кипит и пенится, как в котле.

 Формирование Дарьяльского ущелья — это событие сравнительно небольшого отрезка геологического времени. Углубление его продолжается и сейчас, поэтому те постройки, которые находились несколько веков назад у уреза воды, сейчас высоко подняты над руслом.

Кругом, насколько видит глаз, стоят скалы, склоны которых покрыты осыпями («каменными реками») высотой 100-150 м и шириной у основания до 300 м.

 Они сложены обломками гранитов, диабазов, кварцитов размером до 3-4 м в поперечнике. Осыпи связаны с современными геологическими процессами — выветриванием и формированием элювия, а также сползанием пород по крутым склонам под действием силы тяжести — образованием коллювия.

Дикая красота Дарьяльского ущелья поражает воображение путешественника, она была источником вдохновения для многих поэтов, писателей и художников.

 А.С. Пушкин во время путешествия по Военно-Грузинской дороге в 1829 г. прошел Дарьяльское ущелье пешком и в повести «Путешествие в Арзрум» так описал свой путь, рассказав не только о своих впечатлениях при путешествии через Дарьяльское ущелье, но и об истории его названия и строений в нем:

 «Скалы с обеих сторон стоят параллельными стенами. Здесь так узко… что не только видишь, но, кажется, чувствуешь тесноту. Клочок неба как лента синеет над вашей головою. Ручьи, падающие с горной высоты мелкими и разбрызганными струями, напоминали мне похищение Ганимеда, странную картину Рембрандта. К тому же и ущелье освещено совершенно в его вкусе. В иных местах Терек подмывает самую подошву скал, и на дороге, в виде плотины, навалены каменья. Недалеко от поста мостик (Чертов мост)  смело переброшен через реку. На нем стоишь как на мельнице. Мостик весь так и трясется, а Терек шумит, как колеса, движущие жернов.
 Против Дариала на крутой скале видны развалины крепости. Предание гласит, что в ней скрывалась какая-то царица Дария, давшая имя свое ущелию: - сказка.
Дариал на древнем персидском языке значит ворота. По свидетельству Плиния, Кавказские врата находились здесь. Ущелие замкнуто было настоящими воротами, деревянными, окованными железом. Под ними, пишет Плиний, течет река Дириодорис. Тут была воздвигнута и крепость для удержания набегов диких племен…».


Сразу за вторым тоннелем, на 56-м километре, между дорогой и руслом Терека открывается довольно большая площадка, на которой сохранились развалины Дарьяльского укрепления, построенного русскими войсками в начале XIX в.

 Рядом с укреплением в 1984 г. в честь 200-летия подписания Георгиевского трактата поставлен памятник. Здесь же находится кафе.

На левом берегу реки, напротив Дарьяльского укрепления, видны остатки старинной крепости. Хорошо сохранилась башня, обращенная фасадом к ущелью.

Об этой крепости пишет М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Тамара» (1841 г.) :

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна, как ангел небесный,
Как демон коварна и зла.

Благодаря стихотворению крепость с середины XIX в. стали называть «Замок Тамары». Героиню стихотворения часто неправильно отождествляли со знаменитой царицей Грузии Тамарой (1184-1213 годы). В исторической литературе нет упоминания о замке Тамары. При создании стихотворения М.Ю. Лермонтов использовал легенду о ссыльной имеретинской красавице-царевне, жившей в Дарьяльской крепости в XVII в.

Постройка крепости относится, по свидетельству Страбона, к I в. до нашей эры. Упоминание о крепости Кумания — форпосте Грузинского царства на востоке можно найти в хрониках римского писателя Плиния (I в. нашей эры).

Крепость имела оборонное значение. В дальнейшем грузинские цари заботились об ее укреплении. Благодаря крепости, в случае необходимости, можно было закрыть дорогу в Грузию.

 В V в. крепость вновь соорудил в ущелье царь Вахтанг Горгасал. Ему приходилось вести непрерывные оборонительные бои с аланами. В XII в крепость была укреплена царем Давидом Строителем.

Крепость была построена на высокой скале, имеющей форму усеченного конуса с плоской вершиной, занимала площадь около гектара и была обнесена двойной каменной стеной с амбразурами и бойницами. С севера и востока, откуда ожидалась самая большая опасность, стена была неприступной из-за крутизны скалы. С запада путь к крепости шел по перешейку, соединяющему скалу с соседней горой, а с востока — через русло Терека.

 В настоящее время остались только развалины западной стены и следы кладки других стен. Над уцелевшей стеной высятся три сторожевые башни.

Вход в крепость, по-видимому, был с юга. Во дворе крепости сохранились фундаменты хозяйственных построек. В южной стене была проложена сводчатая галерея, по которой проходил подземный ход к Тереку. К галерее примыкал тоннель, по нему доставлялась вода из реки. Толщина его стен доходила до 2 м.
Западнее крепости, на высоком отвесном утесе, стоит еще одна сторожевая башня. Отсюда открывается прекрасный вид на ущелье и окружающие его горы. За крепостью, высоко над урезом воды видна полузасыпанная осыпями старая дорога. Она ведет к крепости. Несколько веков назад дорога, как и крепость, была ближе к урезу воды.

И еще одна достопримечательность уже нашего времени, увековеченная   И. Ильфом и Е. Петровым в романе «Двенадцать стульев», находится в Дарьяльском ущелье.
 Речь идет о скале, на которой спасался отец Федор от преследовавшего его Остапа Бендера. Скала находится здесь же, на 56-м километре, напротив кафе.

 На ней есть соответствующая надпись, и, глядя на почти отвесные стены, нельзя вместе с авторами романа не удивляться тому, «... чем живет и как туда попал живой человек», просидевший там в одиночестве долгих десять дней и ставший одним из объектов, демонстрировавшихся экскурсоводами наряду с Замком царицы Тамары.

За Дарьяльским укреплением дорога пересекает правый приток Терека - реку Кистинку.

 Порожистая, «молочная» от пены река Кистинка или Белая, берет начало у ледника Кибиш на горе Куро (Боковой хребет).

Через реку переброшен мост, по которому идет дорога. Воды Кистинки приводят в движение турбины небольшой Казбекской ГЭС, расположенной около устья этой реки, у самой дороги. Электроэнергия используется горными селениями.

 До установления Советской власти сакли горцев освещались и отапливались кострами. Одна из таких саклей описана М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» (1839 г.):

«Сакля была прилеплена одним боком к скале; три скользкие, мокрые ступени вели к двери. Ощупью вошел я и наткнулся на корову (хлев у этих людей заменяет лакейскую). Я не знал, куда деваться… К счастью, в стороне блеснул тусклый свет и помог мне найти другое отверстие наподобие двери. Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля  была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно из отверстия на крыше, расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осмотреться».

Двигаемся дальше по ущелью. На противоположном склоне долины Терека до реки Кабахи прослеживаются две надпойменные террасы, образование которых связано с оледенениями Кавказа в четвертичное время.

 Высота нижней террасы 2-5 м, верхней 20 м. В 1 км от Кистинки на левом берегу Терека открывается ущелье реки Кабахи, в верховьях которой лежит один из самых мощных ледников Казбека – Девдоракский.

В хорошую погоду из ущелья Кабахи видна белая шапка Казбека.

 В прошлом столетии с Девдоракским ледником были связаны катастрофические разрушения. Причиной их являлось положение ледника — конец его висел на крутом северо-восточном склоне Казбека; при сползании лед дробился на огромные глыбы, и они скатывались по Кабахскому ущелью в Дарьял.

 Особенно разрушительным был обвал в августе 1832 г.

 Огромная масса льда, снега и камней завалила Дарьяльское ущелье на протяжении 3 км, образовав гигантскую плотину высотой до 100 м и перегородив Терек. Образовалось озеро, разлившееся за плотиной на 2 км. Только через 8 часов напиравшая вода нашла проход под снегом и прорвала плотину. Масса воды, снега и льда понеслась по ущелью, разрушила дорогу на протяжении 15 км и уничтожила все селения, расположенные на высоте 70 м над рекой.

 Дорога была восстановлена лишь через два года. Остатки льда таяли еще в течение двух лет. Все это время сообщение велось по узкой тропе, проложенной частью по скалам, частью по залежам снега. Остатки этой тропы сохранились над дорогой на правом склоне Дарьяльского ущелья.

 Один из таких обвалов описал А.С. Пушкин во время путешествия в 1829 г.:

Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
        Загородил,
И Терека могущий вал
         Остановил.
Вдруг, истощась и присмирев,
О Терек, ты прервал свой рев;
Но задних волн упорный гнев
         Прошиб снега ...
Ты затопил, освирепев,
         Свои брега.
И долго прорванный обвал
Неталой грудою лежал ...

Еще более значительный обвал произошел в июне 1876 г., когда льды и камни перегородили Терек на более длительное время.

 В XX в. обвалы Девдоракского ледника прекратились, что объясняется некоторым отступлением ледника по сравнению с прежним уровнем.

 В настоящее время сохранилась троговая долина ледника, по которой течет река Казбек. В устье реки находится конечная морена ледника, образующая уступ высотой 75 м, она хорошо видна на 59-м километре дороги.

 Моренные отложения состоят из остроугольных и не окатанных глыб до 2 м в поперечнике, щебня, песка и перемежаются с более окатанными обломками, сглаженная форма которых связана с деятельностью водных потоков. Обломки представлены разнообразными породами — гранитами, диабазами, кварцитами, сланцами и т.д.

Разрушения последних лет на Военно-Грузинской дороге связаны, в основном, с ливневыми дождями, которые являются причиной оползней и селей.

 Наиболее часто сели образуются в долине Кистинки, где скапливается много обломков пород.

 Один из разрушительных селей прошел по Дарьялу в августе 1953 г. Всю неделю до этого шли непрерывные дожди, которые смыли со склонов ущелья большое количество грязи и обломков пород, подпрудивших во многих местах русло реки.

 В Дарьяльском ущелье вода Терека поднялась на несколько метров и с большой скоростью понеслась вниз по долине, перекатывая огромные валуны и разрушая все на своем пути. На протяжении 8 км, от Гвелетского моста до Верхнего Ларса, дорога была полностью размыта. Мост через Терек у здания Дарьяльской ГЭС Терек удерживался на месте только на левом берегу реки. Связь между Орджоникидзе и Тбилиси была восстановлена только через несколько дней.

 Случались обвалы и сели позже. На правом берегу Терека близ устья Кистинки сохранился большой конус выноса обломочных отложений, образованный селем в 1966 г. Поток грязи и обломков засыпал дорогу и разрушил здание кафе.

А мы проезжали по этим местам в 1969-м – три года спустя после этого селя.

На этом участке Военно-Грузинской дороги есть интересный геологический объект.

 Это кварциты нижней юры, образующие тектонический клин, зажатый между двумя гранитными массивами — Дарьяльским и Гвелетским.

 Последний находится несколько южнее, на 60-м километре. Боковое давление двух гранитных массивов приводит к развитию в кварцитах трещиноватости. В трещинах встречаются молочно-белый кварц, иногда кристаллики горного хрусталя и пирита. По трещинам кварциты раскалываются на отдельные глыбы, скатываются к дороге и попадают в русло Терека.

Граниты скалистыми обрывами уходят на юг вдоль Терека, а мы переезжаем реку по мосту и оказываемся в селении Гвелети.

Селение Гвелети расположено на левом берегу Терека, на высоком конусе выноса горной речки Гвелетис-цкали.

 При въезде в селение справа от дороги стоит обелиск. Он поставлен трудящимися Казбегского района как память о военной помощи, которую оказал революционный отряд под руководством известного грузинского большевика Алексея Гегечкори крестьянам, восставшим в 1918 г. против меньшевистского правительства Грузии.

У селения Гвелети долина Терека резко сужается, и расстояние между противоположными склонами составляет не более 100 м. Слева от дороги за поймой реки высятся обрывы гранитов, справа — крутые уступы черных кварцитов и сланцев нижней юры, перекрытые лавовыми потоками Казбека.

Если оставить машину в селении Гвелети, можно совершить 2-3-часовую экскурсию вверх по реке Гвелетис-цкали к водопаду.

 Путь по тропе составляет около 1,5 км. Склоны Гвелетского ущелья сложены темными глинистыми сланцами и андезитовыми лавами. Тропа довольно круто идет вверх, в некоторых местах полузасыпана осыпями и заканчивается у отвесной скалы.

 Обойдя скалу, мы оказываемся перед водопадом, который падает с высоты 25 м двумя отвесными струями. Над водопадами стоит облако брызг и водяной пыли, у подножия скалы — глубокая воронка, вдолбленная водой, которая здесь бурлит как в кипящем котле.

Едем по основой дороге дальше.

 Она постепенно поднимается на высоту около 100 м и делает крутые петли на почти отвесных скалах. Слева от полотна дороги скалы вертикальными стенами обрываются вниз.

Повороты очень крутые, в некоторых местах с трудом разъезжаются встречные грузовые машины.

Одно из таких мест до последнего времени называлось «Чертовыми воротами». Оно находилось на 64-м километре дороги, на восточном конце Циклаурского лавового потока, где дорога проходила как бы в полутоннеле, огибая отвесную скалу «Пронеси господи».

 При реконструкции, которая проводилась в последнее время, скала была взорвана, дорога расширена, укреплена подпорными стенками и огорожена низким бортиком.

 Обрывистые скалы и уступы дороги  в этом месте сложены сланцами нижней юры (в них построен тоннель). На сланцах мощной толщей лежат морены и позднечетвертичный аллювий Терека с прослоями вулканических пеплов и обломками лав.

На расстоянии 100 м к югу от тоннеля есть указатель: направо — селение Цдо, или  Циклаури. Оно находится в 2,5 км от дороги.

 За тоннелем долина Терека становится шире и образует просторную котловину.

 Терек извивается по ее плоскому дну и разбивается на несколько рукавов.

Котловина хорошо освещается солнцем, склоны Казбека (на западе) и массива Куро-Шино (на востоке) покрыты низким лесом, кустарником и зелеными лугами, над которыми белеют снежные вершины. Отсюда открывается вид на город Казбеги.

Не доходя до Казбеги, можно сделать еще одну остановку.

 На 66-м километре Военно-Грузинской дороги, справа от полотна дороги, видна осыпь, состоящая из остроугольных темных обломков базальтовых лав, причем, обломки имеют огранки шести- и пятиугольных призм и приблизительно одинаковый размер — 20-15 см в диаметре. Высота осыпи более 100 м, а выше нее залегает лавовый поток со столбчатой веерообразной отдельностью.

 Обломки лав под действием силы тяжести скатываются с дороги. Лавовый поток называется «Чхери» — по названию реки, впадающей в Терек слева, несколько дальше по дороге.

Вдоль правого берега Терека уступами тянутся древние аллювиальные отложения.
Процессы выветривания создали в них причудливые формы, напоминающие башни, столбы, пирамиды. Красота!



Рецензии