Спектакль
В школе я, помимо всех иных общественных нагрузок, - редактор школьной газеты… бессменный (с первого года учебы) староста класса… председатель школьной пионерской дружины… председатель учкома... - очень любила сцену, то есть, была постоянным участником бесчисленных смотров художественной самодеятельности: читала стихи и прозу, танцевала и даже, поначалу, пела в хоре. Что касается танцев, то нисколько не кривя душой, могу сказать, что танцевальный кружок нашей школы существовал и гремел на всю область благодаря стараниям моим,- с первого класса я и мои подружки-одноклассницы завоевывали призовые места. Получалось у меня: и подружек собрать, и танец придумать ( и костюмы к нему!), и показать все на сцене в лучшем виде: источниками были кинофильмы и журнал "Огонек", который я регулярно читала у дяди Васи, родного брата мамы, директора нашей школы.
Это не был "ансамбль Моисеева" или "Березка",- но мы старались! И получали от этого огромное удовольствие,- если учесть, что и удовольствий-то во времена нашего детства (послевоенного!) и юности было - кот наплакал: один раз в неделю детский киносеанс в старом, с соломенной крышей, "киносарае"; безбашенное лето: днем в саду с книгой или "на Замке", - на реке,- неподалеку в роще и правда стоял когда-то замок княгини Лопухиной, от которого остались лишь мощные развалины, - на любимом всеми местном пляже, хотя и слова-то такого, - пляж! – мы тогда не знали и не произносили, - оно было из какой-то другой жизни... И длинными летними вечерами, - до полуночи, - "жмурки": играли всей улицей и прятались по всей улице; и страшные истории, что рассказывали и слушали во все уши на старых бревнах у нашего дома: про черный-черный гроб и черную-черную руку!; Танцы в поросшем шпорышем дворе под баян, на котором играл Колька Шост, самый старший в нашей компании, и аккордеон в руках моего одноклассника, - Толика Гридчина, которого мы все почему-то звали Вэй –Вареник…
А вот с началом нового учебного года у нас в школе начинался и новый год художественной самодеятельности. Трижды в неделю после уроков, а в предпраздничные дни и во время оных, - шли репетиции: в спортивном зале (бывшей конюшне, где поставили видавшие виды брусья, прицепили к потолку толстый канат и кольца, и закрепили на цементном полу облезлого "козла"),- пел хор; в нашем классе на пятачке между учительским столом и выцветшей от времени, серой школьной доской на стене, - кружились мы в танце под свои тра-ля-ля, так как Василий Федорович, наш школьный баянист, был в это время занят с хористами. А в десятом классе (мы пока были мелкота) сдвигали парты к стене и репетировали СПЕКТАКЛЬ! При закрытых на ключ дверях! Посторонние не допускались. Один лишь раз я как бы соприкоснулась с этим "таинством", когда мой старший брат, уже будучи десятиклассником, тоже участвовал в спектакле: недели две он с задумчивым видом, прижимая к груди руку и затем широким жестом выбрасывая ее вперед, талдычил перед зеркалом:
- Помнишь, Алеша, дороги смоленщины!...
И всей этой творческой вакханалией руководил Федор Емельянович Божор, наш преподаватель русского языка и литературы. Он же был и режиссером, и постановщиком спектаклей. Как теперь понимаю, мы имели счастье жить рядом с талантливейшим человеком! Великим Учителем!
Во время летних каникул он добывал грузовик (открытый!), в его кузове старшеклассники устанавливали и закрепляли длинные скамьи из школьного клуба и мы какое-то время разъезжали по селам нашего района с концертами для колхозников. И кроме хора и наших танцев привозили СПЕКТАКЛЬ!
В спектакле всегда участвовали только десятиклассники. И надо сказать, представления проходили с большим успехом. Зрители тепло встречали наших артистов: смеялись в постановке о Василии Теркине, плакали, когда смотрели пьесу об ослепшей школьнице…
Были и завистники, и злопыхатели, - за представление "Тиха украинская ночь" Федора Емельяновича обвинили в национализме и некоторое время его в школе не было.
И, наконец, настал наш черед, - наш десятый "А" Федор Емельянович почти в полном составе ввел в новый спектакль! Что-то о войне и партизанах.
Я не сомневалась, - да и другие тоже,- что роль главной героини, молодой подпольщицы, достанется мне: героиня должна быть заметной!
А кто в классе самый заметный? У кого такие косы? И вообще! Я рассматривала себя в зеркале и оставалась довольна. Как-то, я была еще в первом или во втором классе, мама моей лучшей подружки Нади, тетя Женя, сказала, глядя на меня: вот Светка будет настоящей красавицей… Подружки, Надя с Ирой, даже заревновали. Но… красавицы из меня не получилось, но и уродки тоже…
А главную роль отдали Майке Олененко, курносой симпатяшке, любимице всех учителей, очень послушной и примерной отличнице. Мы тоже любили ее, была она доброй, вечно заботилась о ком-то, кому-то помогала. Словом, я ревновать не могла, - Майка была нашей подружкой.
Главного героя, - командира партизанского отряда, - играл Валька Акимов, самый старший в классе, переросток, прогульщик и двоечник, но… почти все наши девочки,- кто явно, кто тайно,- сохли по нему. Ему так шли военная фуражка и шинель!
Я по отношению к Вальке дышала ровно, - мое внимание всегда было обращено к старшеклассникам, - а тем более сейчас, после истории с моей первой любовью, что прошлась по мне тяжелым катком в девятом классе… Но не будем о грустном! Все было в прошлом, хоть и не забылось, но уже не мешало. И помогло повзрослеть. Может моя посерьезневшая физиономия, а может мое положение в классе: вечный староста-"мамка", - но мне досталась роль матери главной героини. А так как для нас тогда все старше сорока уже были стариками, то и роль матери взрослой девушки в нашем представлении была ролью старухи. Словом, я должна была играть старуху.
Я влезла в широкую и длинную юбку моей бабушки, которая завязывалась на талии длинным шнурком и пышным парашютом пузырилась на моем тощем заду. На меня надели вязаную, необъятных размеров, кофту, натянули сверху старую безрукавку, до самых глаз повязали голову толстым платком, - и велели войти в роль. На репетициях, может, что-то и получалось, но на сцене!...
Помню, я ходила на деревянных ногах, голос осип. Руки были лишними, я не знала, куда их девать. Словно со стороны я видела неестественность своих движений и… остро ненавидела себя! По роли я должна была все время переживать за дочь, часто плакать, словом, страдать. И вот страдать совсем не получалось. Я горбилась, морщила лицо, кривила губы, терла глаза, - и... еле сдерживалась, чтобы не расхохотаться: в кулисах в это время Сашка Синицын, - он был в роли отца главной героини, ну, и моего супруга, естественно, - "страдал" вместе со мной, - кривлялся и копировал меня. Мне хотелось дать ему по башке портфелем, как когда-то в детстве, особенно когда он на сцене все время обнимал меня за плечи, прижимал к своей груди в колючей и вонючей меховой кацавейке и тихо говорил на ухо: "Имею право!"
Командир партизанского отряда (Валька Акимов) был влюблен в главную героиню, - по сценарию, - и в одной из сцен происходило их объяснение. Героиня должна была заботливо произнести что-то типа: "Холодно. А ты всегда ходишь расстегнутый", - и, говоря это, застегивать на нем (на Вальке) шинель. Но в этот момент шинель на Вальке оказалась застегнутой! Спохватившись, Валька стал торопливо расстегивать пуговицы на шинели! Но не тут-то было! Шинель была новехонькая, взяли в военкомате, - а там, -для спектакля! – дали ни разу "не одеванную", и петли не поддавались…
Какое –то время он и Майка вместе пыхтели над пуговицами, потом героиня в полной "безнадеге" провела рукой сверху вниз по этим пуговицам застегнутой шинели и кое-как добубнила свой любовный монолог. Не помню, заметили ли это в зале, но мы за кулисами лежали вповалку…
И в одной из заключительных сцен, когда подруга героини, - ее играла наша красавица, блондинка Любка Кругляк, - запрыгивает в комнату через окно, чтобы предупредить героиню об опасности: к дому идут немцы, они хотят забрать героиню в гестапо! - свою роль сыграл приличных размеров гвоздь, коими наш завхоз, Степан Иванович, на скорую руку сколотил декорации: Любка повисает на своей юбке, зацепившись за этот гвоздь…
Громко стуча сапогами, на сцену выходят "враги": немецкий офицер, - его одежда заслуживает отдельного рассказа, собранная из "подручного материала", почти, как на сатирических рисунках газет и журналов тех лет, - и полицай. Офицер – Витька Песков, - он весь в образе: кривит губы в презрительной усмешке, щурит глаза, шлепает зажатыми в руке старыми кожаными перчатками по раскрытой ладони другой руки. Полицай – Васька Сущенко, - этот для большей убедительности в своей мерзости (по роли!) надувает щеки и пучит глаза.
При виде барахтающейся Любки, повисшей на злосчастном гвозде, их физиономии расплываются и они уже едва сдерживают смех. Трагически-героическая сцена приобретает комический характер и Майка, чтобы хоть как-то спасти положение, угрожающе, большими шагами приближается к "врагам", поднимает перед их рожами свои два маленьких кулачка и уже не говорит, а истерично кричит что-то похожее на "…всех не заберете!" или "…всех не перевешаете!" - не помню. Я уже откровенно хохочу и Сашка Синицын одной рукой обнимает меня за трясущиеся плечи, а другой с силой прижимает мою голову к груди, - лицом в вонючую кацавейку!
И уже до конца спектакля мы играем в состоянии, когда: покажи палец! – и все умрут со смеху!...
Свидетельство о публикации №216101102105
Любовь Ковалева 11.06.2018 18:59 Заявить о нарушении
Светлана Компаниец 12.06.2018 23:34 Заявить о нарушении