Пролетела Вия редкой птицей... Памяти В. Артмане

                а) "Мать-Латвия".
 
            Уже восемь лет как нет с нами блистательной латвийской актрисы Вии Артмане. Она ушла, добившись небывалой славы на 1/6 части обитаемой суши Земли под названием  СССР. Народы постсоветского пространства не забыли ее. Советский фильм "Родная кровь" окончательно определил место и значение этой актрисы. Невероятная красота и огромный талант соединенный с исторической достоверностью. Ей удавались роли и женщин из народа и королев. И даже... инопланетянок!

              Еще в детстве я услышала от соседей: "По телевизору сегодня вечером "Родная кровь", приходите к нам домой смотреть всей семьей. Кажется меня не взяли, так как время было слишком позднее, но я запомнила название фильма, вышедшего в 1963 году. Думаю, именно тогда на кинонебосклоне взошла звезда божественно красивой и самой необычной латвийской актрисы Вии Артмане. В юности я с наслаждением смаковала созданный и воплощенный ею образ Кристины - прелестной бедной служанки из простого латышского предместья, затем потрясалась сиянию ее ослепительной красоты в фильме "Туманность Андромеды" и, наконец, добралась вместе с ней до "Театра" - большого и великолепного фильма, который явился своего рода итогом ее творческого пути. И каким!

               На родине ее называли «Мать Латвия». Но по сути она была родной и любимой для всех жителей огромной советской державы, смотревших фильмы с ее участием. В фильмографии Артмане - около 40 ролей, она была настоящей мегазвездой.  Возглавляя Союз театральных деятелей Латвии,Вия Артмане шла  в авангарде культурного развития республики, Но конец ее пути был тяжелым, хотя и освященным Православием.

         Мне захотелось не просто рассказать здесь об общеизвестных фактах ее удивительной биографии, а по возможности представить нечто наподобие коллективного портрета трагично и мучительно догоревшей "звезды". Беру в кавычки, так как сама актриса не любила, чтобы ее таковой считали или называли. Не допускала и в мыслях, ибо была не холодной звездой, а самой жизнью в очерченном ей судьбой пространстве под названием "КИНО-ТЕАТР". И еще, я предлагаю два моих поэтических посвящения, написанных не сегодня и невольно связанных лично со мной. А делаю я это потому, что откликнулись на них в свое время не популярные поэты российского национального сервера "стихи.ру", а прежде всего - люди, в том числе, знавшие ее,  созерцатели театральных триумфов "балтийской богини". Я также благодарю некоторых за стихотворные посвящения нам обеим.


                б) судьба  принцессы-пастушки

                Как сообщают хроники, Вия Артмане (урождённая Алида Артмане (латыш. Alиda Artmane)) родилась 21 августа 1929 года в небольшом посёлке Кайве Семской волости Тукумского уезда (ныне — Тукумский край, Латвия)- в крестьянской семье полячки Анны Заборской и прибалтийского немца Фрициса Артманса. Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери – его придавило навесом. Мать Вии была вынуждена устраиваться служанкой к более зажиточным землякам. При этом бедной женщине нередко приходилось скрывать, что у нее вообще есть дочь, потому что для потенциальных работодателей этот факт был сродни «волчьему билету».

            Вскоре ее мама Анна снова вышла замуж, но отчим был пьяницей и часто поколачивал молодую жену и падчерицу. Женщина долго терпела издевательства, но однажды собрала вещи, забрала дочку и ушла куда глаза глядят. Десятилетней Алиде поручили пасти коров, и  так, усердной  пастушкой, девочка пропадала на поле с утра до поздней ночи и первыми ее зрителями стали буренки. Первый свой лат девочка заработала на пастбище.

         Артистические способности будущей легенды проявились также в раннем детстве. Причем, грубоватый и примитивный быт прибалтийского хутора не помешал детской затее -  в одном из сарайчиков устроить самодеятельный театр, где Вия была «королевой», а другие детишки ее верноподданными. Наверно, с этого времени маленькая, но умная девочка с твердым характером стала впервые мечтать о сцене, и, думается, видела себя  на ней настоящей королевой или примой.


        После долгих скитаний мать с пятнадцатилетнею  дочерью переехали в Ригу, где жили в крохотной чердачной комнатке с низким потолком. Вместо письменного стола им приходилось использовать чемодан. Мать работала уборщицей на радио, а Алида помогала ей.  И вот юная и очень симпатичная девушка Алида Артмане поступает  в драматическую школу при Художественном театре. Её талант, красота и трудолюбие заставили забыть, что это девочка начинала свой трудовой путь и заработала первый грош на хлеб простой пастушкой, а мать её была прачкой.  Именно там она придумала себе звучный псевдоним – Вия.  Педагоги же быстро заметили эффектную студентку, и роли посыпались как из рога изобилия: Джульетта, Офелия, королева Елизавета.  Так, прямо из студии она попала в труппу Театра имени Яна Райниса, где задержалась на полвека.

        Она переиграла весь классический репертуар, а хотела играть женщин с неустроенной судьбой, ранимых, терпеливых и любящих. Это могли быть современницы и героини из других эпох и даже стран. И такие роли появились, правда, в кино. Но "кино" это тоже театр, ибо там также играются сцены. Известный на "стихи.ру" поэт Леонид Зеленский из Латвии вспоминал по этому поводу следующее: "Я очень много раз бывал с женой в театре,где Вия с блеском играла, и пытался сравнить, где она лучше в кино или в театре. Вывод прост,талант - везде талант".


                в) "Эдгар и Кристина" или любовь нетленная.

             Фильм "Эдгар и Кристина" -достоверная картина жизни латышских крестьян середины Х1Х века - стал прологом к славе. Красота и "светлость" прекрасной Вии Артмане прозвучала в должной мере в этом уникальном латышском кино-эпосе. Были созданы реальные образы влюблённых, ставшие хрестоматийными. Фильм и глубоко исторический, и по-настоящему народный. Я смогла воочию представить быт моих предков, которые жили в краю озёр - в Виндзере. Весь этот "колорит" я подспудно увидела в фильме в жилищах бедняков, в их непрерывной борьбе с нуждой. Но главное в фильме, это любовь. Вия Артмане сыграла восемнадцатилетнюю Кристину в тридцать лет, но ее девственная красота покоряла своей неповторимостью и скромностью. Это было лицо неискусственное - без грима. Я невольно представила себя, (а скорее, жившую во второй половине 19 века свою латышскую прабабушку Элизабет Грислис), что привело к написанию этого стихотворения.

                Кристина и Эдгар

                Вии  Артмане

В какой-то жизни я была  Кристиной -
Янтарной тайной из балтийских  саг.
Такой  же светлой,  трепетной и милой,
Еще... любил меня Эдгар-варяг.

Кристину счастьем жизнь не обделила -
Не обошла красавицу  судьба:
Характером упрямым  одарила
И  сердцем, что затронула мольба

Бунтующего парня-работяги,
Который в кабаке знал  забытьё.
Согрела  долю горькую бедняги
Душа Кристины  и  любовь её.

Вглядевшись в образ старого экрана,
Я узнавала прошлую себя -
Красавицу-латышку без изъяна,
Что превзошла душой, увы, меня.

А "мой  Эдгар" так и остался в прошлом -
В  архивах позабытого кино.
Актриса  боль святой  загладит ложью:
То  было и неправда и давно!


                7.09.06


Вот такие строки, на которые мне пришло сразу несколько стихотворных откликов от дружественных поэтов "стихиры" - Е.Войде, Л.Волынской, и особенного, самого короткого - от настоящего рижанина, ныне проживающего в Москве А.Стабурагса.
"Как много здесь латышской крови
И веет мудростью строка...
Но зарождаясь на основе,
Родного русским языка". (АС).


           В этой роли и судьба самой Вии Артмане, которая вышла замуж за не совсем достойного, к тому же ревнивого и вспыльчивого человека. Ее муж Артур Димитерс был очень противоречивым человеком и не слишком удачливым  актером, а также снобом и любителем острых ощущений, особенно по части спиртного. У нее также были проблемы с горячо любимым сыном Каспаром, который какое-то время шел в направлении отца. Своего мужа она невероятно ценила, как актера мыслящего нестандартно и глубоко, а за сына боролась до конца своих дней.

         О филигранности актерской игры Артмане ходили легенды.  «Вия Артмане редкая актриса, у нее ум, воля и эмоции были развиты гармонично и пропорционально. В отличие от многих ее коллег, она не ждала, что на нее снизойдет вдохновение, - говорил режиссер Янис Стрейч в интервью «Фактам и комментариям». - Просто выходила на съемочную площадку и работала до седьмого пота, делая столько дублей, сколько просил режиссер. При этом каждый эпизод будто записывался у нее внутри на невидимой магнитофонной пленке, потому что всегда после команды «Мотор!» она играла точно так же, как и в предыдущий раз. Если другие актеры играют одну и ту же сцену то сильнее, то слабее, то ее дубли можно было наложить один на другой — они были идентичны. С каждым годом работы Артмане становились все интереснее и ярче, особенно в театре, где у нее, в отличие от кино, не было ни одной проходной роли».

      Режиссер, который знал Вию Артмане с ранней молодости,отмечал и особенности ее "нордического" характера: она была стойкой и умела держать «дистанцию». В общении с людьми казалась  милой, приветливой  и открытой, но на самом деле  такая «доступность» были лишь внешней: существовала грань, за которую она не позволяла переступать никому , кроме самых близких людей.  Но даже самые преданные и старые друзья  не  были вхожи в ее семейный круг. Вия дорожила своей семьей и не показывала на людях свои страдания по поводу  непрерывных любовных интрижек и  выпивок мужа. Несмотря ни на что, она доверяла  художественному видению Артура Димитерса, как мастера сцены, и постоянно советовалась с ним относительно очередной роли, а после его смерти  в 1986-м ее карьера резко пошла на спад.

          Да, как и ее героине Кристине, Вии Артмане  слишком много  пришлось работать с детства и юности. Но все шло в толк, все в рост. Так, приучилась к порядку, что прочно заложила в устав всей дальнейшей жизни. Считала главным не убранство комнат, а безукоризненную чистоту.  С детства и всю жизнь стирала только сама, отсюда - неженственные натруженные руки. Стирка же, на изумленье всех театральных  модниц и снобов, была для нее самым любимым домашним занятием, что-то вроде ритуала очищения. Никто не видел в ее квартире стиральной  машинки. Голодное детство вообще научило обходится малым.  Никогда не имела дорогой машины «Волги» или иномарки,  а ездила на простеньком  «жигуленке».  Единственным  по-настоящему дорогим подарком судьбы  Народной Артистки СССР, кандидата в члены ЦК компартии Латвии  была только государственная квартира в центре Риги, та площадь, которой, в связи со сменой строя и  по реституции,  так незаслуженно ее лишат  в конце жизни.



                г) "Она была королевой..."(Я.Стрейч).

         Выдающийся режиссер Янис Стрейч, который поставил фильм «Театр» знал Вию Артмане с первых шагов на сцене и в кино.  «Она была королевой — величественной и недостижимой. Если в кино и на сцене ей удавался образ легкомысленной кокетки, то в жизни она была настоящей аристократкой. В юности Вия дружила с одной, как тогда говорили, старорежимной латвийской семьей, в которой ее, студентку театрального вуза, очень любили и хорошо принимали. Именно там она научилась безупречным манерам, этикету, умению одеваться со вкусом, накрывать на стол и принимать гостей».
            Именно так воспринимала ее и я, когда писала стихотворение  «Театр Вии Артмане».

Джулия  сыграла  много  сцен.
И  ждала  лишь  "ту" - себе взамен!
Белоснежно-мраморной  красою
Взмыла  Вия  над  Балтийским  морем.

Ламберт - европейской славы имя.
Артмане - особая фамилия!
Ведь  её  носила  королева
Той страны, откуда род мой шёл...
Я была в той сказке юной девой.
Помню  сосны  и  янтарный  стол.

Пью  сегодня  за  одну  актрису:
Дочь батрачки, чья  судьба - ТЕАТР.
Пролетела Вия редкой птицей,
Объявив в конце большой антракт.   
                23.08.09


             Вии Армане тяжело дался  развал СССР. "Латвия для меня мала, мне не хватает пространства, я не привыкла так узко жить. От общения с русскими я преобразилась. У русских открытая душа, уникальное восприятие человека. Латыши другие. Русские очень близки мне", — говорила актриса.

            Представители нового режима сразу резко невзлюбили Артмане за любовь к русским и участие в российских проектах. Они отлично были осведомлены о ее прошлом кандидата в ЦК Компартии Латвии и подозрительно отнеслись к ее не участию в политической жизни Латвии независимой. Это было не совсем так. Вначале она сама вместе с архивами решила "сжечь" своё коммунистическое прошлое и после выхода Латвии из СССР в парламете своей страны голосовала за реституцию. Но травля, увы, не прекращалась. Она и не предполагала тогда, что по подложным документам у неё отберут квартиру, которая досталась любовнице внука бывшего когда-то владельца. Да, политика бывает безжалостна, ведь новая власть порой не щадит тех, кто служил старой.

             Правда, в начале нашего века латвийские власти всё-таки опомнились и воздали "Матери-Латвии" по заслугам. Ей предоставили квартиру в центре города, которую семья тут же продала из-за накопившихся долгов. Тогда же власти Латвии наградили актрису "За вклад в искусство театра и кино", похвальной грамотой и премией в размере 500 латов. А в 2007 году Вия Артмане, наконец, удостоилась высшей награды Латвии — ордена Трёх Звёзд IV степени.

          И все же очень жестоко и некультурно обошлись с ней! Бедная женщина месяцами безуспешно ходила по инстанциям. В итоге у актрисы случились два инсульта, а когда её сын написал статью в газету: "Сколько стоит Вия Артмане?", его тут же обозвали попрошайкой, желающим нажиться на популярности собственной матери. Я смотрела все передачи, посвящённые ей, где многое сообщалось о её последних годах. Знаю также, что из РФ помогали ей, живущей в дачном домике под Ригой.

            Она переносила все эти испытания стоически. Актриса научилась экономить и перешивать свои старые платья. "Людям легче жить, когда они узнают, что я живу так же трудно, как они", — говорила Артмане. И философски резюмировала: "Я ценю даже боль, оставляю её в своей внутренней копилке. Возможно, она мне пригодится, и я выплесну её на сцене". И еще в своем последнем интервью телепередачи "Обидеть королеву" она сказала, что у страны, которая, подобно Латвии, так относится к своим бывшим героям - нет будущего. 

            И настоящим вызовом существующей  системе, по существу, диктатуре, стал переход Вии Артмане в Православие. За несколько лет до смерти Артмане крестилась в православной церкви под именем Елизавета и много времени проводила в Свято-Троицком монастыре, где за ней ухаживали монашки. В православную веру обратился и ее сын, став  прихожанином Латвийской православной церкви. Он принимает участие в реставрации и росписи православных церквей в Латвии, работая как художник, каменщик и плотник.

           В октябре 2008 года у актрисы случился сердечный приступ. "Несмотря ни на что мама уходила счастливым человеком! — Рассказывал Каспар Димитерс. — Перед смертью она просила у Бога об одном — дать ей силы перестать ненавидеть собственных врагов". Кстати, после смерти горячо любимой матери, сын  отказался от латвийского гражданства, став негражданином.   

       Вии Артмане всегда хотелось, чтобы люди видели ее  в самом приподнятом настроении. И это правда!  И можно сказать, что в фильме «Театр» она сыграла саму себя. Даже походку ей придумали особенную – пружинящую, подскакивающую.               
        Вот что мне написала  в рецензии к моему стихотворению поэтесса  Галина Юркевич Родригес: «Вия Артмане была очень весёлой женщиной! Как-то, будучи на одном из актёрских вечеров (у меня подруга работала на киностудии), мы сидели за столиками и чувствовали: вот-вот что-то должно произойти очень важное. И дождались! Как королева, в сером облегающем платье вошла в зал АКТРИСА. Её встретили аплодисментами и стоя. Вечер продолжался...Разговоры, тосты - много тостов! Это понятно - богема! И вот, опять-таки, как королева бала, Вия встала и начала прощаться. Надо сказать, что она была прилично навеселе и, думаю, ей было бы довольно сложно сохранять безупречную походку. Тогда, чтобы избежать конфуза, несколько молодых актёров подхватили её на руки и понесли, как истинную королеву, к выходу. Она смеялась, разбрасывала воздушные поцелуи и признавалась в любви ко всем собравшимся.
Такой я её и запомнила навсегда и такой она и была в реальной жизни - лёгкой и весёлой!»
 


*   *

            И на этой ноте мне хотелось бы закончить свое повествование о неповторимо прекрасной  женщине и актрисе Вии Артмане. Думаю, мы не забудем ее еще очень долго. И еще не раз с горестью вспомним о ней из-за чувства солидарности. Когда-то в советские годы Вию Артмане называли "Мать-Латвия". После распада СССР,  она осталась без работы и квартиры, доживая свои дни на старенькой даче под Ригой, а умерла в психиатрической больнице в полной нищете.Вия Францевна ушла из жизни 11 октября 2008 года. Никакой заботы государства, за исключением круга близких людей, над ней не осуществлялось.  Очень несправедливо, что ее родина, которой она  верно служила своим творчеством и государственной деятельностью, обошлась с ней столь бесчеловечно и жестоко. После смерти актрисы театровед Лия Дзене отозвалась о ней так: «Её слава шла далеко за пределы страны. Огромное признание в России было в одно и то же время и лестным, и осуждающимся в нашей национальной среде. Медленно уходит эпоха больших актёров и больших личностей».


                11 октября 2016


Рецензии
Прекрасная актриса! Чудные фильмы!

Мила Тонова   12.04.2017 17:29     Заявить о нарушении
Людмила, спасибо огромное.
Лавры "королевы" этой актрисе достались по заслугам.
С добром,

Елена Грислис   13.04.2017 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.