Работа с Пианолой

  Статья даёт практические советы и пояснения по работе с нотной строкой в программе  Пианола.
  Хочу обратить внимание читателей - даже если Вы не будете работать с Пианолой, но у Вас возникнет необходимость записывать нотные строки в мнемонической и понятной для компьютера форме, то используйте мнемонику, принятую в этом проекте. Она проверена на очень сложных по своей структуре нотных записях https://yadi.sk/d/poMxlrBuxendv и оказалась очень удобной во всех случаях. Поэтому советую - не изобретайте нового, возьмите то, что хорошо себя зарекомендовало.

  Программа Пианола, это программа для создания музыкальных записей - простеньких нотных текстов в мнемонической форме, с возможностью их редактирования и прослушивания. Нотные тексты находятся в строках. В окне программа Пианола показывает только одну из этих строк. Фрагмент окна, со строкой на фоне синего цвета, можно видеть на рисунке. Строки перелистываются нажатием клавиш PgUp и PgDown. В работе используются почти все клавиши клавиатуры.

  Как видно, мнемоника записи нот в строке самая естественная. К общепринятым обозначениям нот с диезами и бемолями (знак минус после нотного обозначения) добавлены некоторые служебные значки, указывающие на длительность звучания нот и на паузы, на изменения общего темпа и на переход звука из одной октавы в другую. Можно указывать также на характер исполнения - легато, нормальная длительность, стаккато и пиццикато (очень короткое стаккато).


   ЗВУЧАЩИЕ КЛАВИШИ

  Клавиши трёх рядов клавиатуры запрограммированы на извлечение звука. Они показаны на рисунке розовым и серым цветом. Расположение звучащих клавиш тоже самое естественное - верхний розовый ряд, это гамма до мажор, переходящая из первой октавы во вторую. Чтобы выделить серые клавиши на клавиатуре компьютера можно заклеить их квадратиками плотной чёрной бумаги, и написать белой гелиевой ручкой на этих квадратиках те знаки, которые были на клавишах.
  Это, если клавиатура белая. А если клавиатура чёрная, как у большинства ноутбуков, то ещё проще - маленькие кусочки белой изоленты, на свободных участках клавиш 1 4 8 и на клавише со знаком минус, прекрасно выделят промежутки между звучащими диезными клавишами.

  Почему я называю чёрные клавиши пианино диезными? Потому, что, если не сделать специальной установки, нажав на клавиши Alt/Q, и установить значок Q, который виден на синем слайде, в положение Q-, то программа будет склонна воспринимать чёрные клавиши именно как диезные, и будет сопровождать нажатие на них звуком и обозначением звучащей ноты со знаком диеза.
  Но если мы играем в бемольной тональности, то так быть не должно, и мы нажимаем на Alt/Q и устанавливаем нужную нам тональность.

  В Пианоле имеется 5 типов настройки частоты звучания клавиш. Равномерно темперированная, по квинтам вниз, по квинтам вверх, по терциям вниз, и по терциям вверх.  Первые три и последние две очень схожи по звучанию внутри своей группы.
  Но между собой эти группы настроек различаются - настройки равномерной темперации и по квинтам создают привычный нам звукоряд с 12-ю ступенями на октаву, а настройка по терциям создаёт 19-ти ступенчатый звукоряд.
 
  В 19-ти ступенчатом звукоряде чёрные клавиши действительно удобно обозначать как диезные. Но к 5-ти диезным клавишам добавляется ещё 7 бемольных, и они располагаются на клавиатуре в нижнем ряду звучащих клавиш.
  Надо сказать, что 19-ти ступенчатый звукоряд был открыт и исследован компьютерными методами сравнительно недавно. Он оказался даже более гармоничным и подходящим для певческого голоса, чем классический. То, что он неизвестен и совершенно не освоен, нисколько не умаляет его достоинств, и Пианола даёт возможности поэкспериментировать с этим звукорядом.
  Специалисты по гармонии находят в 19-ти тонном звукоряде не просто диезы и бемоли, а диезы и бемоли двух сортов, и предлагают ввести для них особые обозначения, но я считаю, что слишком мудрить неудобно, и простое деление клавиш на диезные и бемольные очень упрощает их идентификацию. Также как и расположение этих клавиш - компьютерная клавиатура чудесным образом подошла для этих целей.
  Посмотрите, как удобно играется на ней восходящая 19-тонная хроматическая гамма - по диагоналям снизу вверх и продвигаясь постепенно вправо.
 
  А что, если запись в строку нам не нужна, а звук из клавиш мы извлекать хотим?
  Для этого существует режим Play, в который можно перейти, нажимая клавишу F8 (смена режимов). Но если мы хотим только прикинуть звук, то можно и остаться в режиме Record, а нажимать клавиши, удерживая Shift, тогда мы услышим только звук, а нотные обозначения в строку записываться не будут.


   ЗАПИСЬ В СТРОКУ СЛУЖЕБНЫХ ЗНАКОВ

  Чтобы записывать в нотную строку буквы, цифры и символы, можно перейти в режим TEXT. Но и режиме RECORD имеется такая возможность.
  Некоторые символы, такие как "<" и ">" (клавиши нажимаются с Shift), означающие замедление и ускорение темпа; тильда и штрих, означающие длинную и очень короткую паузу, а следующие сразу после обозначения нот - продление длительности их звучания вдвое и укорочение в 4 раза, восклицательный знак, доллар, звёздочка, минус и подчёркивание - все эти символы набираются в режиме RECORD с клавиатуры непосредственно.

  Другие символы - все цифры, крыша, апостроф; буквы i j o; скобки с точкой, используемые для указания на изменение общего темпа; Z с точкой - для указания на паузу, длительность которой задаётся численно - эти символы вводятся нажатием клавиш, одновременно с нажатием клавиши Alt.
  Клавиша Alt используется и для других целей - перестройка тональности (Q# Q- об этом уже говорилось), выход из программы Alt/E и повторение начальной настройки по таймеру Alt/T (при такой настройке устанавливается темп 2 четвертных ноты в секунду).

  Знак диез вводится в строку нажатием клавиши со знаком минус (знак бемоля), одновременно с клавишей Ctrl.
  Клавиша Ctrl используется ещё в двух случаях - для вызова редактируемой строки из памяти Ctrl/Home, и для добавления к существующим нотным строкам ещё одной в самом их конце Ctrl/End.
  Клавиша Ctrl используется также для снятия установленного ранее темпа ввода (о темпе ввода см. ниже).

  Знаки l n s p t-трель m-мелизм вводятся непосредственно из трёх правых клавиш нижнего ряда.
  Знаки \ и /, означающие повышение и понижение тона, вводятся нажатием клавиши табуляции. Эта же клавиша, нажатая с Shift, очищает строку.

  Обозначения нот a и b отслеживаются при проигрывании (хотя клавиш этих нот нет на клавиатуре), но этот случай редкий, и если очень хочется, то эти ноты можно ввести в  нотную строку в режиме TEXT.


   КЛАВИШИ СВЯЗАННЫЕ С ПРОИГРЫВАНИЕМ СТРОКИ

  Нажатие клавиши V вызывает появление под курсором голубенькой стрелочки. Но если курсор перемещается по позициям строки обычным способом - клавишами перемещения, то голубая стрелочка перемещается не по позициям строки, а по нотным обозначениям. И перемещается она клавишами < и >, нажатыми без Shift.
  Ноты, проходимые таким способом вправо, звучат, а проходимый путь запоминается и может быть скопирован в эту же строку, или в другую - вправо от позиции курсора, если нажать клавишу B.

  Строка может быть проиграна не пошагово. а целиком, от самого начала и до курсора, если нажать клавишу M (без Shift). Проигрывание может быть прервано нажатием клавиши Пробел, и продолжено нажатием M на Shift-е.
  Если же нажать клавишу N, то программа не начинает проигрывание с начала строки, а ищет первый пробел слева от позиции голубой стрелки, и начинает проигрывание фрагмента с этого места.
  В обоих случаях ведётся счёт проигранного времени, выраженный в количестве четвертных нот, приходящихся на это время. Естественно, что одна и та же строка может быть проиграна за разное время, в зависимости от того, из нот какой длительности она состоит.
 
  В обычной нотной записи половинные, целые, четвертные и другие ноты различаются по написанию. В мнемонической записи такой возможности нет, но длительность звучания нот варьируется знаками продления и укорочения. Длительность ноты, не обременённой этими знаками, называется указываемой длительностью, или длительностью основных нот.
 
  Какая нота - целая, половинная четвертная или другая принята за основную, видно в меню над нотной строкой. На слайде рисунка это нота длительности 1/2.


   КЛАВИША ЗАДАЮЩАЯ ТЕМП ВВОДА И О ТЕМПЕ ИСПОЛНЕНИЯ НОТ

  Темп ввода задаётся четырьмя ритмичными ударами по клавише с изображением слежи, а снимается однократным ударом по ней, или нажатием клавиш Ctrl/T.
  То, что программа восприняла заданный темп, она отмечает тем, что печатает скобки, и некое число внутри скобок, например (866). Это число пропорционально скорости работы программы внутри той компьютерной среды, в которую она помещена.
  После того, как темп ввода задан, программа начинает отслеживать длительность подачи нот, и сопровождает нотные обозначения знаками продления или укорочения длительности звучания, в зависимости от того, в какую сторону мы отклоняемся от заданного темпа, печатая клавиши.
  Это даёт возможность правдоподобно повторять в звуке, те импровизации, которые мы делаем на клавиатуре, не заботясь о правильной записи длительности нот. То, что не понравится при прослушивании, можно отредактировать потом.

  Но может быть, нас не устраивает темп, с которым идёт прослушивание?
  И это поправимо. Заданный темп ввода можно передать на раздачу нот, которая будет происходить, однако, в полтора раза быстрее - так сделано, чтобы было удобно, чтобы не очень торопиться, набирая ноты.
  Чтобы передать введённый темп на раздачу, нужно нажать ту же клавишу - слежу, но уже на Shift-е. Программа печатает знак вопроса, и даёт два звуковых сигнала с интервалом, соответствующим интервалу раздачи нот.

  Но может быть, Вас и полученная скорость раздачи не очень устраивает? Например, она скорее в полтора раза, а Вы хотите сделать её равной скорости ввода?
  Тогда увеличьте число в скобках в полтора раза - не (866), а (1300), и поставьте эту скобку в начало строки (отступив от начала на одну позицию - первая позиция в строке не всегда читается). В процессе проигрывания эта скобка будет пройдена и интервал раздачи нот будет увеличен.
  Между тем, скорость ввода останется прежней и интервал между нажатиями на клавиши будет отслеживаться как и раньше.

  Сделанные назначения темпа не нужно повторять в каждой строке, они сохраняются на всё время работы с программой.

  Надо сказать, что число в скобках воспринимается программой именно таким образом - как указание на перестройку таймера, только если число находится в интервале от 99 до 10009. Но в скобках может быть указано и другое число. Если это число больше, чем .1, но меньше или равно четырём, то число воспринимается, как некий множитель, задающий общий темп, и не связанный с перестройкой таймера.
 
  Чтобы не мучатся с точным заданием темпа триолей, для них предусмотрено задание (-3), равноценное заданию (.666666666).
  Но можно и в дробном виде. Если задано (-R) и -R<=8, то коэффициент темпа вычисляется по формуле 8/R. То есть (-12) это триоль, а (-10) это пентоль.
   
  Вы видите, что возможности задания темпа в программе предусмотрены самые разнообразные. И это удобно.


   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КЛАВИШИ

  Клавиши F1-F4 переключают октавы и изменяют вдвое длительность нот, указываемых в нотной строке. Если в меню указано 04 - это первая октава. Если в меню указано 1/2, то в строке - половинные ноты. Но счёт всегда идёт на четверти.
  Клавиша F8 переключает режимы, а на Shift-е она же создаёт в конце строки стопор, не позволяющий автоматически переходить на следующую строку, когда места для записи нот на текущей строке почти не остаётся.
  Клавиша F9 переключает настройки.
  Клавиша F10 переключает характер исполнения нот. Указываемый характер исполнения устанавливается в самом его начале, а в дальнейшем он может быть изменён значками l n s p, стоящими в строке. То же относится к другим параметрам, указываемым в меню.

  Клавиша F7 копирует содержимое строки, показывая его в окне строкой, ниже голубой стрелочки. Если мы переходим на следующую строку, то в этом случае скопированное содержание предыдущей строки нам видно. Скопированное ранее, можно скопировать в строку обратно, для этого нужно нажать клавиши Shift/F7.

  Прослушивание строк, начиная с текущей и до конца записи, запускается нажатием клавиши F5. Клавиша F6 позволяет прослушать запись целиком, начиная от первой строки. Эти же клавиши, нажатые на Shift-е, запускают прослушивание, сопровождая его показам проигрываемых строк и движением голубой стрелки по этим строкам.
  Прослушивание можно прервать, нажав клавишу Пробел.


   КЛАВИШИ УПРАВЛЕНИЯ СТРОКАМИ

  Эти клавиши выделены в отдельную группу.
  Если не нажимать клавишу Ctrl, то клавиша Home переведёт то, что мы видим на экране, в содержимое нотной строки.

  По клавише End, нажатой без Ctrl, программа запомнит содержимое экранной строки в нотной строке и перейдёт на следующую строку, не раскрывая, однако, её содержимого - строка на экране будет совершенно чистенькой. а в дальнейшем, уж как вы распорядитесь.

  Впрочем, перейти на следующую строку можно, нажав клавишу Down, тогда содержимое следующей строки будет сразу видно, правда, предыдущая строка запоминаться при этом не будет. Клавиши Up и Down просто перелистывают строки вверх и вниз.

  Клавиши Del и Ins, как и положено им, удаляют текущую строку в буфер и вставляют её из буфера. И, заметьте, делают это вместе с надписями в меню выше строки.

==============
  Более подробно о работе с Пианолой можно прочесть в Пояснениях.
  Скачать всё необходимое можно по адресу http://yadi.sk/d/5u-HJdxls6LKS
Современный вариант программ проекта Пианола-Трио можно скачать отсюда -
http://yadi.sk/d/VEN-Ok3B3NiUqj работа с клавиатурой чуть отличается от описанного выше. В программах есть подробный Help, в котором всё объясняется.

P.S. Возможности Пианолы по созданию музыкальных записей для последующего их озвучивания были опробованы на пьесах П.И.Чайковского "Баркарола" и "Осенняя песнь" из цикла Времена года. Записи этих пьес можно прослушать здесь -
https://disk.yandex.ru/d/gig0GTxx33LU92
https://disk.yandex.ru/d/5HWAg0V-33LWiw

   


Рецензии