Вопросы Мысли

Вопросы мысли.

Он курил. Стоял и курил. Он никогда не курил на ходу. Ему нравилось курить спокойно, не спеша, получая удовольствие от процесса, хоть он и понимал, что удовольствие довольно сомнительное, но тем не менее, это позволяло ему перевести дух, подумать, успокоиться и даже немного расслабиться…
И вот однажды, в такой перекур, к нему пришла одна Мысль.…  Когда он курил, разные мысли посещали его. Но эта оказалась довольно навязчивой. Сначала она выглядела, неопределённой, как дым, потом её очертания проступали всё чётче, они расширялись и углублялись, заполняя всё его сознание, но пределы этой мысли терялись где-то далеко и были то ли в дыму, то ли в тумане.
 Ему всегда хотелось добраться до конца этой Мысли, но заканчивалась сигарета и он возвращался в реальный мир, контуры которого были чётко и точно очерчены – временем, пространством и ещё чем-то непонятным, но таким же точным и чётким…
А Мысль - собственно, это была даже не мысль, скорее Вопрос. Вопрос о выборе. Как всегда о выборе. И, на первый взгляд, казалось такой простой Вопрос, но за ним тянулся шлейф других более сложных вопросов, которые всё умножались и усложнялись. И конца возникновению этих вопросов не было видно. Это становилось похоже на сказку о Змее Горыныче, которому отрубали голову, но появлялось у него две новых…
Так вот, первый вопрос был приблизительно таким…что бы он выбрал, если бы ему предложили прожить последнюю минуту и выкурить сигарету, или две минуты, но не курить!?
Не долго думая, и понимая мизерную разницу, он отдал предпочтение первому варианту…
Но тут же Мысль, или что это такое было, усложнило задачу…пять минут и курить, или десять и не курить…
Немного поколебавшись, он опять выбрал первый вариант…
Но Мысль не унималась…один час с сигаретами, и  вином или два часа без этих атрибутов!!!?
Подумав – он опять выбрал первый вариант!
Мысль оказалась настойчивой… - шесть часов – сигареты, вино, общение с друзьями и сутки без этих сомнительных удовольствий?
После некоторых сомнений и колебаний, он опять выбрал первый вариант!
Однако Мысль оказалась куда изощрённей. Она предложила новый вариант. Но тут надо сделать маленькое отступление или ремарку.
Он был заурядный, простой, нормальный человек. И как принято говорить, ничего человеческое ему не было чуждо. Он не был атеистом, и не был религиозен настолько, что бы считать себя окончательно спасённым или потеряным.… В его жизни было намешано много такого, что он хотел бы забыть, но так же, и были моменты, которыми он – гордился…
Он каждый день ходил на работу, встречался с друзьями, смотрел футбол, любил шумные компании, в которых играл не последнюю роль, был веселым, и даже - не предсказуемым.  Иногда,  вселенская тоска накатывала на него, и он ходил мрачнее тучи. (Банальное сравнение). А иногда ощущение счастья переполняло его, совсем по мелочной причине, например из-за запаха свежескошенного сена, или от тёплого солнечного дня, или просто без всякой видимой на то причины. Он любил животных, больше всего котов и летучих мышей. Первых из-за своего мягкого, но себе на уме характера, а вторых – из-за древней мистической ауры, которой люди наделили этих странных, интересных и не обычных животных. (Прелесть).  А  вот всяческие тараканы, скорпионы и гусеницы - вызывали у него чувство отвращения. (Гыдота).
Так вот, следующий вопрос, который задала Мысль, звучал приблизительно так: всевозможное общение с себе подобными или затворничество, которое принесет несколько дополнительных лет жизни.
               
 Тут он попросил более чётко сформулировать условия, так как ему не совсем были понятны и видны контуры Вопроса или Задачи, которую предстояло решить. Потому что  Выбор уже не казался ему таким простым и легким…
Но Мысль, вдруг, начала упорствовать, настаивая на том, что всё и так просто и понятно, и что если он не в состоянии ответить на такой простой Вопрос, то Она найдет себе более достойного, кто бы мог давать Ей Ответы на Её Вопросы.
Борьба продолжалась не долго, так как Мысль наперед знала все его аргументы и в конце концов, ему пришлось смирится, и дать свой Ответ на поставленный Вопрос…
Возможно, этот Ответ был чуть спровоцированный конфликтом с Мыслью и не совсем  точно отвечал его чувствам и ощущениям на данный момент, но он опять выбрал первый вариант!
Мысль такой Ответ ничуть не смутил, казалось Она была готова к такого рода Ответу. Она не раз общалась с другими Мыслями, которые приходили в его голову, поэтому приблизительно могла предположить развитие ситуации или ход химико-биологических превращений в его голове, которые приводят его к тем или иным умозаключениям и поступкам…
Ей хотелось опять усложнить и быстро задать новый  Вопрос, но вдруг Она поняла, что у него в голове,  происходит что-то  не так. Что работает только чисто физический, материальный комплекс, состоящий из  химических  и электрических превращений, которые, как Она не раз уже убедилась, выдают не всегда адекватные результаты.
Было понятно, что надо срочно поменять тип Вопроса, что бы он не зациклился и не закрылся. Что бы вытянуть его из этого порочного круга, где нет места чувствам, а есть только зримые, доступные, банальные, простые и тупые, как обух топора – ощущения.
Но где взять такой Вопрос, чтобы расставил все точки над «і». И надо ли  эти точки  ставить именно сейчас? 
Может с начала дать ему возможность решить, какую не будь  простую житейскую задачу?
Пока, Она так долго думала, прошло несколько тысячных миллисекунды…
Он уже докурил  сигарету и занялся своими делами.
Работа у него была не пыльная, ему надо было принимать заказы, передавать их другим сотрудникам, а потом просто контролировать их выполнение. Поэтому его голова   была почти всегда свободна и её посещали всякие разные, иногда не самые достойные, как ему казалось, мысли.
С некоторыми он расправлялся быстро и просто, отправляя их в самые далекие и потом трудно доступные уголки своей памяти. Некоторые принимал к сведению, некоторые – к исполнению.
Но эта, последняя Мысль, как-то смогла задержаться в его близкой памяти и всегда всплывала в самый неподходящий момент, когда он хотел просто расслабиться или заняться банальным созерцанием окружающего мира. Вот и теперь он опять,  ощутил Её присутствие и явственно услышал очередной Вопрос. Он был не такого рода, как прежние, но в Нём чувствовался некий, то ли подвох, то ли  скрытое двойное дно…
Он выглядел приблизительно так:
- Почему ты останавливаешься возле больной, с перебитым крылом птицей, пытаясь помочь, но проходишь мимо лежащего среди толпы человека!!?
Сперва, казалось, что можно было бы ответить просто,  привести массу аргументов  для объяснения таких своих действий, но что-то ему мешало однозначно ответить на этот Вопрос. Он чувствовал, он сам пытался докопаться до истины, и поэтому  все его ответы   казались формальными, расплывчатыми и не давали точного представления  о сути его поступка. 
Но в концы концов, он как-то сумел удовлетворить, объяснить, разложив ответ и Вопрос на мелкие составляющие, и Мысль отстала.
Но осадок остался у него в душе. И хотя он, опять  задвинул  рассмотрение проблемы более скрупулёзно подальше,  отложив её  на неопределённый срок,   пообещав себе, обязательно вернутся к ней, но всё же что-то  продолжало его беспокоить и не давать настроится на обычный простой все объясняющий и всепрощающий жизненный ритм, который он с таким трудом строил последнее время…
И Мысль, как будто чувствуя его состояние, и чтоб не дать ему расслабится и опомнится, решила задать очередной Вопрос. Но, боясь опять встретить неприятие или нежелание вникнуть в серьезность и глубину проблемы  Вопроса, задала простой, понятный и однозначный Вопрос.
Он звучал примерно так:
 Хватит ли у него силы воли или чувства меры, а может того и другого вместе, если при стечении определенных обстоятельств, на него свалится немыслимая возможность приобретения или получения всевозможных материальных благ…, остановится на определённом этапе и на каком именно!? Другими словами, сколько денег ему нужно для полного ощущения счастья?..
               
Ему даже стало немного смешно. Он вспомнил Остапа Бендера и Шуру Балаганова, и его ответ на почти такой же вопрос.  Ответ, ему казалось, был прост и ясен, тем более, что он не раз задавал себе подобные вопросы. И в зависимости от неких обстоятельств Ответ был почти  всегда одного  уровня притязаний. Но он понял, что тут отшутится не удастся, и потому  ответил прямо и точно, сказав, что да, сумеет на каком то этапе сказать: «Всё! Стоп! Хватит!» хоть и не совсем точно представлял, где и когда этот момент наступит…
Он прекрасно понимал алчную природу человека, его ненасытность и всеядность. Благо за примерами далеко ходить не приходилось. Можно было их черпать из «Фауста» и «Шагреньевой...», и естественно из жизни дорвавшихся и зарвавшихся у власти и богатстве,  бывших комсомольских бессребреников… Да и  из собственного опыта он знал, что чем больше имеешь, тем больше, почему то, еще хочется и хочется!
Нельзя сказать, что Мысль осталась полностью удовлетворена таким Ответом, но она так же понимала, что это не такой уже важный Вопрос и что можно более снисходительно отнестись к такому ответу и принять его.
Но теперь Мысль решила, что уже можно усложнить правила игры, так как увидела, что он пребывает в некоем философско-абстрактном настроении, и способен, возможно, воспринять более сложный Вопрос.  Она не хотела возвращаться к Вопросам сравнительного характера, поэтому на этот раз выбор пал на  Вопрос совсем иного плана.
Но перед этим Мысль предложила ему сыграть в блиц вопросы-ответы.
Он согласился.
 -И так, считаешь ли ты себя достойнее других?
- Да.  Многих, но не всех!
- Ты хочешь, чтобы положение вещей изменилось?
- Да.
- А что ты для этого делаешь?
- Ничего.
- Почему?
- Потому что не могу изменить обстоятельства.
- И что дальше?
- Буду совершенствоваться.
- Чтобы изменить обстоятельства?
- Нет. Попытаюсь изменить отношение к ним!..
- Зачем?
- Потому что не могу изменить обстоятельства….
Мысль поняла, что они зашли в тупик. Но сочла возможным задать свой Вопрос, так как посчитала разминку  все же успешной.
Он был сформулирован приблизительно так:
 -Потеряет ли он для себя друга, с которым они вместе начинали, но он (друг), не обладая твоими талантами, знаниями и работоспособностью, не прилагая, как казалось никаких усилий, обошел тебя в карьерной гонке, стал богатым и успешным?

…Надо сказать, что у каждого человека, вероятно, есть такие случаи или он их просто себе придумывает, считая себя умнее других. Но как говорят американцы : - Если вы такие умные, то почему такие – бедные? Значит, причина здесь кроется в чём то другом. В более тонкой материи, чем просто – ум!
У него тоже был такого рода опыт, как с одной, так и с другой стороны. Но ему как-то удалось суметь сохранить и в одном, и во втором случае – дружеские отношения. А там где наблюдалось некое охлаждение в отношениях, он пытался оправдать большей занятостью или еще какими- то важными на его взгляд причинами. Его друзья остались для него друзьями, навсегда и он был готов начать или продолжить их отношения с той запятой, которая возникла в их жизни. Он всех давно оправдал, понял, вошел в их положение и не держал обид. Так что ответ в этом случае был однозначен – нет! Не потеряет!
Мысль на минутку задумалась, анализируя ответ, и пришла к выводу, что он немного лукавит и, вероятно, с самого начала. Но так как не могла уловить причину и смысл, ей ничего не оставалось, как опять удовлетворится таким ответом.
Зная его, Мысль предполагала, что он попытается любой вопрос смягчить, перенаправить, срезать острые углы, а если получится, и как делают все люди , выхолостить и даже перевернуть Вопрос. Разбить его на мелкие составляющие, что бы потом, как веник по веточке сломать, нивелировать, лишить смысла, и потому, ответ тоже будет приглаженным, удобоваримым, тихим и в общем - бессмысленным.
Но Ей все же хотелось задать свой главный вопрос. Но вместе с тем Она понимала, что честной игры не получится, если  идти прямо в лоб, на пролом. Возможно, надо его вывести из благодушного, спокойного, все понимающего и принимающего настроения?
Но тогда он мог впасть в другую крайность. Закрыться, ощетиниться, обозлится и в итоге, ответ будет, измазан только одной  черной краской! Ситуация становилась патовая!
  И тут он, как будто чувствуя сомнения и  не решительность Мысли – перешел в            контрнаступление. Первое, он обвинил Мысль в том, что Она слишком много на себя берет, что не дает отдохнуть и расслабится, а своими дурацкими и детскими вопросами сбивает с толку и лишает возможности, как следует подумать о хлебе насущном. Своей абстрактностью и туманностью ломает чёткие, устоявшиеся правила его жизни. Пытаясь с помощью этих самых Вопросов, как Ей кажется, наставить его на путь истинный… но он уже не мальчик… И где она была раньше? И вообще он всё понимает…Но к сожалению он стал собакой Павлова. Да и не он один.
Потом он немного успокоился, но продолжал по инерции бурчать, ссылаясь на плохое настроение, осеннею депрессию, враньё политиков, бездарный отечественный футбол, и  неадекватность начальства. И тем не менее он готов снова выслушать детский лепет Мысли.
  Но, как ни странно, он не услышал и не почувствовал ни слова обращенного к нему!? Он закурил еще одну сигарету, но так и не уловил присутствие Мысли… Он продолжал курить сигарету за сигаретой, его уже начинало тошнить от них, но никакие, даже самые захудалые мысли не промелькнули у него в голове. Ему стало одиноко и тоскливо. Дождь смывал последние листья с деревьев, птиц не было видно и слышно. И только темные рваные тучи носились по небу…  Невдалеке, в новом большем, только что построенном доме вдруг загорелось одно окно. Одно окно на весь большущий, казалось совсем черный пустой и не живой дом. И вдруг ему стало тепло и хорошо. Может из-за маленького лучика света, которое лилось из окна, а может  из-за людей,  которые там за стеклом… «может пьют вино, может так сидят»… И Он всё понял, даже не понял, ощутил, почувствовал… его Мысль превратилась в Свет!
   Он увидел Свет, который горит невзирая на непогоду, тупость начальства, продажность политиков, зиме и осени, ночи и сумеркам, боли и печали… Он освещает путь домой, Он облегчает страдания, Он приносит умиротворение, Он даёт Жизнь… Надо только суметь увидеть, услышать, почувствовать Его и…  Поверить!!!


Рецензии