Созидание Глава 10 1969 г. Часть 4-6 Военно-Грузин

    ДОРОГА  ПЕРЕД  КРЕСТОВСКИМ  ПЕРЕВАЛОМ,  А  ЗА  НИМ  -  ГРУЗИЯ.
  Мы ехали на своей маленькой красной машинке, преодолевая километр за километром, по этим,
иногда почти отвесным дорогам Кавказских гор...


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 10  1969 год

ЧАСТЬ 4-6  ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ  ДОРОГА


И опять я сетую на то, что в том – 1969 году, находясь в очень интересном отпуске, мы не вели дневник. Были ещё не опытными, молодыми путешественниками.

Но уже в те годы было достаточно путешественников, колесивших по нашей огромной советской стране, которые делали снимки красивых мест, где они побывали и вели записи об увиденном.

Мне хотелось отыскать один из таких дневников, в котором была бы описана – Военно-грузинская дорога, по которой мы проехали в том памятном году.

Наконец, мне повезло. Я в интернете набрела на  книгу, довольно   большую по объёму, рассказывающую о геологической экскурсии по Военно-грузинской дороге в 1988 году. Эта экскурсия состоялась после нашей поездки – через 20 лет. Но горы, долины, реки и посёлки оставались всё ещё советскими, и, видимо поэтому почти не изменились.

Поскольку я придерживалась при рассказе об этом маршруте желания – привести точные названия горных достопримечательностей мест, которые мы приезжали, я просто приведу выдержки из книги, автором которых являются: В.С. Мильничук, Р.Г. Никитина, А.В. Ярошенко. Может быть с какими-то другими дополнениями.

На этот раз обращаться к авторам за разрешением воспользоваться их материалом было не обязательным, так как имеется предложение желающим -скачать этот материал, размещённых на сайте Дениса Сысоева -
stepnoy-sledopyt[a]yandex.ru



            Геологическая экскурсия по Военно-Грузинской дороге

                (200 километров геологических загадок)

                ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящей жемчужиной Кавказа является район Военно-Грузинской дороги, пересекающей самые высокие в Европе горные сооружения.

 Идя по дороге, путник может читать геологическую летопись интереснейшей горной страны. В самом названии дороги сохранился отзвук грозного прошлого, когда этот проход через горы служил ареной кровопролитных сражений как враждовавших племен, издавна живших на Кавказе, так и кавказских народов с иноземными захватчиками.

 Последние сражения происходили на подступах к Орджоникидзе и Военно-Грузинской дороге в годы Великой Отечественной войны, когда героические защитники Кавказа отражали ожесточенный натиск фашистов из специально обученной для войны в горных условиях дивизии «Эдельвейс».

Память об этих событиях запечатлена на многочисленных обелисках и в мемориальных местах.

Военно-Грузинская дорога сейчас — это прекрасная, с каждым годом благоустраивающаяся дорога, связывающая столицы двух республик — Орджоникидзе и Тбилиси, являющаяся кратчайшим путем между ними, с почти круглогодичным активным пассажирским и грузовым автомобильным движением и поэтому имеющая большое экономическое значение.

Уникальная возможность ознакомиться с геологическим строением Кавказа с помощью маршрутов по Военно-Грузинской дороге и прилегающим к ней территориям широко используется не только в туристских, но и в научных и учебных целях. Здесь прошли маршрутами многие известнейшие ученые, такие, как Г.В. Абих, В.П. Ренгартен, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг и др.

Среди наиболее посещаемых мест едва ли не первое место принадлежит Кавказу — краю, удивительному по разнообразию рельефа, ландшафтов, растительности, приметам быта его населения, хорошо сохранившимся памятникам истории и культуры, позволяющим проникнуть в далекое прошлое живших здесь народов.

Протяженность Военно-Грузинской дороги известна точно — 192 километра.

 В справочниках зафиксирован год, когда здесь открылось постоянное сообщение — 1799-й. Вдоль всей дороги размечен километраж. Пеший путник и турист, едущий в комфортабельном автобусе, могут видеть белые столбики с указателями — на одной их стороне отмечены километры от Орджоникидзе, на другой — от Тбилиси.

 Откуда же начинается Военно-Грузинская дорога? И в Орджоникидзе и в Тбилиси любой житель непременно покажет начало дороги.

 Каждый из больших городов-столиц (Орджоникидзе — столица Северо-Осетинской АССР, Тбилиси — Грузинской ССР) считает себя началом Военно-Грузинской дороги. Не будем спорить.

Военно-Грузинская дорога сегодня — это кратчайший путь через Центральный Кавказ, причем наиболее благоустроенный и удобный.

 Его можно проделать за 4—5 часов. Путешествие по железной дороге от Орджоникидзе до Тбилиси (1400 км) требует 30—35 часов.

 Первые километры Военно-Грузинская дорога идет по долине реки Терек, потом поднимается над долиной, прижимается к отвесным скалам, минует мрачные ущелья, стремится все выше и выше на Крестовый перевал (2395 м).

Отсюда начинается крутой зигзагообразный Млетский спуск.

 Петли дороги зависают над долиной серебристой Арагви.

 Далее дорога становится просторнее. Справа и слева открываются ровные площадки, покрытые садами и огородами. Селения мелькают одно за другим.

Вот Мцхета — древняя столица Грузии, переезжаем через Куру — и мы в Тбилиси.

Этот путь по долинам Терека и Арагви известен с древних времен.

 Дорога упоминается в старинных хрониках. Греческий историк и географ Страбон (I в. до нашей эры) в очерке об Иберии пишет, что эта горная дорога трудна и опасна, так как путешественник должен взбираться на вершины по узким тропам, на которых не могут разойтись два человека.

 В самом узком и труднодоступном месте — Дарьяльском ущелье находилась крепость. Недаром это место называлось «врата Грузии». Об этом же свидетельствуют грузинские летописи II в. до нашей эры. Они сообщают, что набеги кочевых племен с севера были частым явлением в жизни Грузинского царства, и один из грузинских царей приказал заложить самую узкую часть ущелья камнями.

 Позднее, в I в. до нашей эры, в ущелье Дарубал на высокой скале была построена крепость, а на гранитных скалах возле нее повесили деревянные, окованные железом ворота. Название «Дариал» по-персидски означает «врата аланов». Аланы заселили Предкавказье в начале нашей эры и, по свидетельству грузинских историков XI в., вели непрерывные войны с иберами, населявшими Грузию, за овладение Дарьяльским горным проходом.

 Грузины называют ущелье «Арагвис кари» (Арагвские ворота). В ущелье сохранились развалины древней крепости, имевшей оборонное значение Часть восточной стены хорошо видна с дороги и известна как «Замок Тамары».

Значение Военно-Грузинской дороги определяло время.



Рецензии