Русский офицер Николай Мясковский

РУССКИЙ ОФИЦЕР НИКОЛАЙ МЯСКОВСКИЙ.
(Небольшая по объему, но очень серьёзная информация по Мясковскому припасена мною для публикации  печатного варианта этой работы. Эта информация существенным  образом повлияет на оценки истории русской музыки начала 20 века.)

  Недавно ко мне обратилась профессор московской консерватории Е.С.Власова с предложением поделиться своей информацией, относящейся к жизни и творчеству Н.Я. Мясковского. Она в интернете случайно попала на одну из моих книг о российских кадетах, в которой были биографические данные об этом замечательном человеке. Конечно, я благодарен ей за приглашение выступить с докладом на юбилейной конференции (1881-2016), и текст этого доклада я решил обнародовать для всей заинтересованной публики.

 Главная мысль, ради которой я затеял этот текст, следующая: Мясковский - русский офицер, ставший композитором и организатором сообщества музыкантов в СССР, а не композитор,  который был офицером. Это разные подходы к пониманию его творчества, которые я считаю принципиально различными.

  Имеется достаточно обширная музыковедческая библиография о Мясковском. Поскольку я в данном вопросе больше дилетант, нежели специалист, то и возьму на себя труд рассказывать лишь о том жизненном фоне, который как-то поспособствует более глубокому пониманию музыки композитора.
   Основные работы, относящиеся к анализу творчества Мясковского, были опубликованы в советский период истории России. Даже при беглом знакомстве с их содержанием бросается в глаза четкая идеологическая зависимость авторов, что намного снижает научный уровень исследований. К сожалению, таковы были "правила игры". Для того, чтобы конкретизировать свою точку зрения, я позволю себе совершить небольшой исторический экскурс в совершенно немузыкальную область.
  После октябрьского переворота 1917 г. правящая верхушка совершила за 40-50 лет практически невозможное: из памяти населения страны была стёрта информация о прошлом. В частности, система образования и воспитания была подстроена под идеологические догмы марксизма-ленинизма, главным достижением стало создание новой общности - СОВЕТСКИЙ народ. Иван, не помнящий родства.
   Мясковский, будучи выходцем из дворян, и не просто дворян, а особо уважаемой в России военной касты, получил образование в кадетском корпусе и инженерном училище. Сын генерала, как это понимается и сегодня, идёт по стопам отца (в данном случае и деда). Несколько слов необходимо сказать о системе военного образования, которая сложилась в России более, чем за 200 лет и заложена была ещё при Петре I. Первый кадетский корпус стал практичеки первым высшим учебным заведением задолго до открытия Московского университета. А Горный кадетский корпус - первым высшим техническим учебным заведением. После 1917 г. были закрыты все (более 50) военных учебных заведений. В этих образовательных структурах основным стержнем воспитания было понятие о долге и чести. Фактически вся российская цивилизация, "РУССКИЙ МИР" складывалась стараниями питомцев кадетских корпусов. Биографический справочник "Не только чиновники и командиры" содержит тому подтверждение. И после 1917 г. выходцы из этой среды продолжали свою благородную миссию несмотря на жестокие репрессии режима.
  Обучение в кадетских корпусах позволяло пополнять и воспроизводить класс чиновников гражданских и военных людьми, обладающими такими качествами, как порядочность, добросовестность, честность, что и в наше время встречается не часто.
  Несмотря на принадлежность части кадет к высшему дворянству (бароны, князи, графы) межличностные отношения были равноправными. Со времён Екатерины II сохранялся дух "рыцарской академии". Кадетские корпуса жили своей жизнью, полной мальчишеской фантазии и жажды приключений. Существовали подпольные литературные журналы («звериады»), сочинялись стихи и музыка к ним. Отголоски этой жизни обна-руживаются в «Козьме Пруткове», поскольку Л.Жемчужников был известным шалуном в 1-м кадетском корпусе. А Павел Федотов не только увлекался рисованием, но и сочинял песни. В редких случаях педагоги поощряли творческие наклонности кадет и вместо военной службы предоставляли возможность учиться любимому делу (художник Н. Н. Дубовской, Киевский кк.). Некоторым кадетам предоставлялось право жить дома, а в корпус являться на все занятия. Таким образом учился А. Н. Скрябин в Московском кадетском корпусе. Это нашло отражение в воспоминаниях однокашника.
Совсем иначе складывалась судьба Мясковского. У сына полковника впереди могла быть только успешная карьера военного инженера. В годы, когда он учился в корпусе, были приняты к руководству ряд документов, направленных на культурное развитие кадет. Кроме того нельзя упускать из виду, что он оказался в Петербурге в 1895г., будучи кадетом Нижегородского КК. Он уже мог сравнивать методы обучения, культурную обстановку, погрузился в культурный мир столицы. Началось посещение столичных театров, музеев. Сыну полковника были открыты те двери, которые по бедности не мог открыть для себя сын капитанской вдовы.
 Никто из исследователей творчества композитора не обращался к тому общественному фону, который формировал его личность. Это вполне объяснимо, так как до 1917 г. фон мог быть только «буржуазным» и враждебным. Достаточно пробежать по тексту Беркова о «Козьме Пруткове».
В этом советская критика является непревзойденной.
Для того, чтобы хотя бы частично понять состояние кадета Мясковского, надо всмотреться в его фотографию того времени.
    Далее было инженерное училище, в котором в это время учился будущий советский генерал Карбышев, окончивший на год раньше Мясковского Омский кадетский корпус. Примечательно, что размещалось оно в здании Инженерного замка, в котором был убит Павел I. В этом здании мне пришлось побывать, когда там помещалась патентная библиотека. Конечно, я воспользовался шансом и прошел по коридорам и залам, куда был доступ. Можно было лишь фантазировать на исторические темы. А в конце XIX века залы дышали историей. Мог ли впечатлительный юнкер Мясковский остаться глухим к отзвукам исторических событий? Вопрос риторический.
  Довольно суровая обстановка училища не могла не повлиять на формирование его музыкальных пристрастий. Никто из исследователей не потрудился отыскать мотивы, которые побудили его заняться музыкой. Очень трудно представить себе юнкера, вся жизнь которого определена уставами, играющим на фортепиано. В те времена юнкера инженерного училища очень много работали руками и натирали мозоли, особенно в летнее время. Я бы хотел посмотреть на реакцию современного студента консерватории, которому предложили бы вырыть окоп полного  профиля.      
  Художественной самодеятельности в те времена не было, музыкальные занятия в училище скорее пресекались, нежели поощрялись начальством. Да и командиры скорее были солдафонами, чем интеллектуалами. Это самое неизученное место в биографии Мясковского как музыканта, тем более, что он считался хорошим пианистом. Почему он считал годы в кадетском корпусе потерянными? Вероятно, был среди его командиров или преподавателей в инженерном училище человек, повлиявший на его выбор.
  К тому же не стоит забывать, что 10 лет (корпус и училище) он прожил под звуки военного оркестра и военной музыки. Есть большая вероятность того, что в ранних его произведениях мы обнаружим отзвуки военной молодости.
Офицерская жизнь военного инженера также очень плотно заполнена служебными занятиями. Как и когда он мог посвящать время музыке? Судя по его карьере, он тяготился своим статусом. К 35 годам - поручик (старший лейтенант). (В это время Карбышев уже закончил инженерную академию и почти подполковник.) Если вчитаться в письмо отца к нему по поводу ухода из армии, то мы обнаружим немало важных для людей его круга аргументов в пользу военной службы.
 Очень хорошей иллюстрацией к биографии Мясковского можно предложить опубликованные в "Военно-историческом журнале" воспоминания однокашника Карбышева В.М.Догадина (1884-1974), прошедшего путь от кадета до полковника русской, а затем и Красной армии.
Будучи очень порядочным человеком, Мясковский не вступает ни в какие политические игры, как это делали многие творческие личности после октябрьского переворота. За что поплатились своей жизнью впоследствии. Очень показательно, что в партию большевиков он не вступал. Скорее всего, он, как и Алексей Толстой, презирал людей, устроивших в России вакханалию, и просто смирился с неизбежным. Как говорили священники: "любая власть от Бога, в том числе и Советская".
  Он просто добросовестно исполняет функции чиновника и это спасает его от концлагеря в 20-е годы, как это случилось с большинством бывших офицеров. Обращают внимание его фотографии советского времени. Грустное и даже скорбное выражение лица. Почему? Дело в том, что в начале 30-х годов проходят несколько судебных процессов («Весна», дело 1-го Московского КК и др.),в результате которых уничтожены или отправлены в заключение многие его ровесники-офицеры. Эти годы наполнены постоянным страхом за свою жизнь. Не дай Бог, если на допросе кто-то упомянёт его имя как однокашника! Или где-то в общественном месте выразит свою радость от встречи бывший кадет или юнкер. А ведь в это время уже были известными людьми В.В.Куйбышев, кадет Омского КК, В.А.Антонов-Овсеенко (Воронежский КК), М.Н.Тухачевский и др..
     В литературе описан случай, когда в 1922 г. в Москве собрались бывшие кадеты 1-го Московского кадетского корпуса, которые к тому времени были уже добропорядочными советскими гражданами. Почти все они были осуждены в 1931г. за участие в контрреволюционном заговоре, хотя и имели советские ордена. (Н. Л. Кекушев. Звериада. 1991г.).
   "Занимая одно из самых первых мест в музыкальной жизни Советской страны и пользуясь известностью во всем мире,— он мучительно боялся ламп фотокорреспондентов и записных книжек репортеров... Избегал Николай Яковлевич выступать и с публичными речами..." -  это цитата из книги о Мясковском 1981г.
     Ещё одним подтверждением этого тезиса является определение И.Солоневича в книге «Россия в концлагере»: «И вот именно здeсь, в концентрационном лагерe, легче и проще все-го понять основное содержание и основные "правила" той борьбы, которая ведется на пространствe всей социалистической республики». Это утверждает человек, прошедший ГУЛАГ и совершивший успешный побег.
  Отразилось ли это в его творчестве? Несомненно. Надо только тщательно проанализировать с этой точки зрения его музыку.
  Мясковский, как и все кадеты, был воспитан в духе верности Царю и Отечеству. Как и все кадеты знал и повторял ежедневные молитвы, участвовал в смотрах в присутствии императора, несомненно испытывал непередаваемое чувство душевного подъема во время парадов. Можно с уверенностью утверждать, что в 40 лет люди такого склада свои убеждения не меняют. Когда в 1946 г. он представил вариант гимна РСФСР, то в нем, конечно же отразились его представления о патриотизме. Это произведение также ждёт своих слушателей.
Особое место в его биографии занимает долголетняя дружба с С.С.Прокофьевым. Можно считать, исходя из опубликованных писем (их более 400), что эти два великих человека создали эпоху в мировой музыке. Этот исторический факт вообще ещё никем глубоко не изучен. Если человек доверяет свои творческие планы  практически своему конкуренту, то какова степень их взаимного доверия? Можно ли себе представить что-либо подобное между, например, Хачатуряном и  Шостаковичем? Одно дело отношения учителя и ученика, а другое - творческая дружба. Судя по переписке, Прокофьев  полностью не состоялся бы, не будь рядом Мясковского. Видимо. это спасло их от советского "идеологического трактора".
Подводя итог краткому обзору некоторых аспектов жизни Мясковского, можно надеяться, что исследователи сумеют учесть особенности советского музыковедения и тактично откорректировать существующие работы, чтобы в музыке композитора слушатель обнаружил новые  интересные темы и нюансы. Это будет самым лучшим вкладом в сохранение памяти о замечательном человеке.
    Среди русских композиторов лишь единицы были боевыми офицерами русской армии: Алябьев А.А. и Траилин Сергей Александрович. Первый воевал в ополчении в 1812г. А второй прошел путь, аналогичный судьбе Мясковского. Он старше Мясковского на 4 года. Окончил Донской КК, кавалерийское училище на два года позже К. Маннергейма. Автор множества произведений, включая оперы "Тарас Бульба" и "Степан Разин". Дошел до генерала. Эмигрант. Подобно С.Прокофьеву пытался получить в 1951г. советский паспорт, но получил отказ.  Жизнь Траилина в  эмиграции сложилась подобно признанию композитора Рахманинова: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял сам себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».
   
Одновременно с Мясковским учились в инженерном училище:

Бажанов Иван Николаевич 6.11.1880 – после 1974
Русский военный инженер Понтонер, железнодорожник, автомобилист Создатель первого бронированного автомобиля Изобретатель Православный. Уроженец Пермской области. Сын надворного советника. Окончил Сибирский КК. В службе с 31.8.1899 г. Обучался в Инженерном училище. Унтер-офицер (20.11.1900). Награжден призовым оружием за бой на эспадронах (10.11.1901). Младший портупей-юнкер (20.10.1901). Старший портупей-юнкер (23.11.1901). 10.8.1902 – окончил Николаевское ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 9.8.1900) в 8понб. 29.11.1902 – врид заведующего почтовой военно-голубиной станцией при батальоне. 1.11.1903 – обучающий в понтонном классе батальонной школы. 26.1.1904 – направлен (с 22.3.1904 переведен) в Восточносибирский понб. 1.3.1904 – обучающий в понтонном классе батальонной школе и и.д. заведующего швальней. Участник Русско-японской войны 1904-05 гг. Находился в Действующей армии в Маньчжурии (2.7.1904-2.10.1905). Врид батальонного адъютанта (1-6.6 и 22.8.-5.9.1904). Командирован (7.1.1905) в 6сапб для изготовления гранат собственного изобретения. 9.2.1905 – и.д. делопроизводителя батальонного суда. 22.4.1905 – заведующий оружием. Начальник моста у Русской колонии (27.5.-11.11.1905). 15.12.1905 – член суда общества офицеров. 24.12.1905 – кассир ревизионной комиссии офицерского заемного капитала. 6.1.-2.3.1906 – временный командующий 2 ротой (с 24.3.1906 – утвержден). 12.12.1906 – обучающий в понтонном классе. 12.7.1907 – командирован для поступления в Николаевскую ИА. Экзамены не выдержал. 28.8.1907 – зачислен в запас полевых инженерных войск по Петербургскому уезду. 5.12.1909 – определен на службу в 1 отдельную полевую ждр. 29.12.1909 – обучающий шоферскому делу в учебной команде. 3-23.4.1910 – врид начальника учебной команды. 1.8.1910 –заведующий автомобильным гаражом. 9.8.1910 – переведен в 5ждб. 8.9.1910 – врид начальника учебной команды (1.1.1911 – утвержден). Командирован на Русско-Балтийский вагонный завод в Ригу для изучения автомобильного дела (18.8.-18.11.1911). 6.10.1911 – обучающий в шоферском классе учебной команды, одновременно заведующий автомобильным гаражом унтер-офицерским классом. Штабс-капитан (13.11.1911, ст. 16.11.1910). 18.1.1912 – командующий 1 ротой. 13.4.1912-12.1.1914 – командующий 5 ротой. Участник пробега (22.5.-17.6.1912) в Санкт-Петербурге. 9.1.1914 – заведующий гаражом и автомобильным транспортом 5 роты. 18.7.1914 – прикомандирован к 1 запасной автомобильной роте. Убыл для ознакомления с работой различных станков. 6.3.1914 – командующий 2 ротой. 18.7.1914 – исключен из списков батальона и прикомандирован к 1 запасной автомобильной роте. Участник Первой мировой войны. 21.7.1914 – врид заведующий гаражом (до 1.1.1915), мастерскими, автомобильным парком и механика-инструктора.
Находился в Действующей армии (31.7.1914-21.1.1915).
В самом начале войны наша армия столкнулась в Восточной Пруссии с вооруженными пулеметами грузовиками и бронированными дрезинами. Новинкой они для русской армии были недолго – противоядие появилось тогда же, в августе. «Его создателем стал штабс-капитан Иван Бажанов, командир сформированной накануне войны в Вильно 5-й автомобильной роты. 11 августа Иван Николаевич по личному распоряжению генерал-майора Янова убывает в расположение 25-й пехотной дивизии 1-й армии Ренненкампфа, развивавшей наступление по территории нынешней Калининградской области, «для переговоров о приспособлении пулемета на автомобиль», а уже 18-го располагает «грузовым автомобилем, бронированным средствами роты, с поставленными на него пулеметами». Сам Бажанов вспоминал об этом так: «Работа была выполнена в Инстербурге, близ Кенигсберга. Для срочного бронирования использовали грузовой автомобиль итальянской фирмы SPA, который забронировали листами брони из щитов захваченных немецких артиллерийских орудий. Это была первая броневая машина русской армии, вооруженная двумя пулеметами и замаскированная под грузовик...». 10.11.1914 – «В ходе боя «Маннесманн» с 47-мм пушкой застрял в грязи и заглох в нескольких десятках метров от передовых позиций противника. Попав под огонь немецких пулеметов, бивших с костела села Здунская Воля, экипаж покинул машину. Находившийся неподалеку командир 5-й автороты штабс-капитан Бажанов … вместе с морским унтер-офицером Багаевым пробрались к машине. Бажанов занялся мотором, а Багаев «повернул броневую гигантскую пушечную громаду пушкой к немцам и, открыв огонь, сбил пулеметы немцев с колокольни». После этого огнем орудия и пулемета броневик поддержал атаку нашей пехоты, которая через час заняла Здунскую Волю. За это Бажанова представили к ордену Св. Георгия 4-й степени, а Багаев получил Георгиевский крест 4-й степени». В списках награжденных не обнаружен. 21.1.1915 – убыл в распоряжение командира Учебной автомобильной роты. Капитан (30.1.1915, ст. 16.11.1914). 6.11.1915 – переведен в Военную автомобильную роту. 24.1.1916 – прикомандирован к Запасной автомобильной роте (В.А. Мгебров). 30.4.1916 – заведующий мастерскими в гараже «Бенц». 15.5.1916 – заведующий 2 отделением мастерских 1 запасной автомобильной роты. 17.6.1916 – инженер механик 1 запасной автомобильной роты. 3.8.1916 – врид начальника ремонтных мастерских 1 запасной автомобильной роты. 24.8.1916 – врид помощника начальника Военной автомобильной школы по технической части (7.3.1917 – утвержден). 2.6.1916 – совещательный член Технического комитета Управления Воздушного флота с оставлением в списках Школы. По рассказу И.Н. Бажанова (1974), бывшего в 1917 г. заместителем генерал-майора П.И. Секретева, арест произошел при следующих обстоятельствах. «Бажанов шел к Секретеву. Внизу, у двери стоял солдат с винтовкой. «Ты чего тут стоишь?» – спросил Бажанов. «Да вот жду, как генерал выйдет, я застрелю его». – «Ну жди, жди». А сам пошел наверх, предупредил Секретева, чтоб не выходил, не подходил к окнам, сам сел в машину и помчался к Маяковскому, о котором знал только, что тот председатель Комитета солдатских депутатов. Услышав о назревавшем самосуде, Маяковский поспешно сел в машину Бажанова. Подъехали с черного хода, взяли Секретева и отвезли в Думу». Холост.
Награды: ордена: св. Анны 4 ст. с надписью «За храбрость» (11.8.1905), св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом (5.11.1904), св. Анны 3 ст. с мечами и бантом (3.9.1905), св. Анны 2 ст. (26.10.1914), св. Станислава 2 ст. (1.1.1906) с мечами (8.3.1915), св. Владимира 4 ст. (6.12.1916); медали: серебряная – «За спасение погибавших» на Владимирской ленте, светло-бронзовые: в память 300-летия Дома Романовых, на ленте Белого Орла за труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 г.

Гершельман Владимир Константинович,19.06.1880-1934
Лютеранин. Из дворян. Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус (1899) и Николаевское инженерное училище (1902). В службу вступил 01.09.1899. Из училища выпущен подпоручиком (ст. 10.08.1902) в 14-й саперный батальон. Позже служил в 6-м Вост-Сибирском и 5-м Вост-Сибирском саперных батальонах. Участник русско-японской войны 1904-05. Поручик (ст. 09.08.1904). Штабс-Капитан (ст. 09.08.1908). Окончил Николаевскую военную академию (1911; по 1-му разряду). Капитан (ст. 07.05.1911). Цензовое командование ротой отбывал в лейб-гвардии Измайловском полку (01.11.9111-01.11.1913). Ст. адъютант штаба 3-й стр. бригады (с 26.11.1913). Участник мировой войны. На 11.02.1915 и 19.06.1915 в том же чине и должности. И.д. штаб-офицера для поручений при штабе 12-го армейского корпуса (с 06.08.1915; на 03.01.1917 в должности). И.д. начальника штаба 68-й (назначен между 03.01.и 08.02.1917), 164-й, 64-й пехотной дивизий (с 15.02.1917 до демобилизации). Подполковник (пр. 10.04.1916; ст. 25.03.1915). 14.08.1917 старшинство в чине Подполковника установлено с 22.03.1914. Полковник (пр. 15.08.1917). И.д. начальника штаба 64-й пехотной дивизии (с 25.08.1917). В РККА добровольно с весны 1918: состоял для особых поручений при штабе Тверского отряда (3 мес.), был помощником начальника и начальником штаба 3-й Московской пехотной (07.1918; 3 мес.) и 7-й стр. дивизий (02.10.1918-30.01.1919; 4 мес.). Работал на различных должностях в штабе Ярославского ВО. В резерве Ярославского ВО (1,5 мес.); Завразведотделения Мобупра штаба Ярославского ВО и и.д. завотделом по формированию войск (4 мес.); начадмупр. штаба Ярославского ВО (2,5 мес.); и.д. начальника штаба Ярославского ВО. Включен в списки Генштаба РККА от 15.07.1919 и 07.08.1920. С 12.09.1919 по 23.10.1920 занимал должность начальника штаба Харьковского ВО, затем служил помощником начальника штаба Украинской запасной армии (с 23.10.1920) и начальником мобилизационного управления штаба войск Украины и Крыма, вскоре преобразованного в Украинский ВО (06.02.1921-01.09.1922). Начальник мобилиз. отдела штаба Украинского ВО (01.09.-20.11.1922). С 20.11.1922 и.д. 2-го помощника начальника штаба Украинского ВО. С 1927 года состоял военруком Харьковских автодорожного техникума и заочного института народного образования. В 1929 избирался депутатом в Харьковский горсовет. Арестован по делу «Весна» в ночь с 15 на 16.02.1931. Признал себя виновным. 24.04.1931 отправлен в Москву, где было заведено особое дело. 08.10.1931 заочно приговорен Коллегией ОГПУ УССР к ссылке в Казахстан на 5 лет. 19.02.1931 мера наказания изменена на 5 лет ИТЛ. Срок отбывал в ТемЛАГе (село Яас, Мордовской области). В 1933 досрочно освобожден из заключения. По данным исследователя Н. Заварзиной, скончался в Астрахани в 1934.
Св. Анны 4-й ст. (1905)
Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (1905)
Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1905)
Св. Анны 2-й ст. с мечами (ВП 11.02.1915)
Св. Станислава 2-й ст. с мечами (ВП 11.02.1915)
Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (ВП 19.06.1915).

Замбржицкий Борис Альфонсович 26.12.1881 -  после 1917. Православный. Образование получил в Михайловском Воро-нежском кадетском корпусе и Николаевском инженерном училище (1902). В службу вступил 01.09.1899. Из училища выпу-щен подпоручиком (ст. 10.08.1902) в 12-й саперный батальон. Позже служил в 6-м саперном и (в период русско-японской войны?) 1-м Вост-Сибирском саперном батальонах. Участник русско-японской войны 1904-05. Поручик (ст. 09.08.1904). Штабс-Капитан (ст. 09.08.1908). Капитан (ст. 09.08.1912). Окончил Императорскую Николаевскую военную академию (1912; по 1-му разряду). По выпуску из академии приказом по генштабу №27 за 1913 прикомандирован к 130-му пехотному Херсонскому полку на 1 г. для командования ротой. Участник мировой войны. На 01.1915 в том же чине старший адъютант штаба 5-й пехотной дивизии. На 06.03.1915 и 04.08.1915 в том же чине старший адъютант штаба 3-й Сибирской стр. дивизии. На 01.01.1916 старшинство в чине Капитана - 09.08.1910. И.д. штаб-офицера для поручений отд. генерал-кварт. штаба 2-й армии (с 06.10.1915). Подполковник (пр. 1916; ст. 06.12.1915). Ст. адъютант отд. генерал-кварт. штаба 2-й армии (с 06.12.1915; на 03.01.1917 в должности). Генерал-кварт. штаба 2-й армии (с 02.01.1918). Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. (1905); Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Станислава 2-й ст. (19.05.1912); Св. Анны 2-й ст. с мечами (ВП 01.1915); Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (ВП 06.03.1915); мечи к ордену св. Станислава 2-й ст. (ВП 11.05.1915); мечи и бант к ордену Св. Станислава 3-й ст. (ВП 04.08.1915). Братья Замбржицкий Виктор Альфонсович, Замбржицкий Константин Альфонсович.
 Чины:
на 1 января 1909г. - 6-й саперный Е.И.Выс. Великого Князя Ни-колая Николаевича старшего батальон, штабс-капитан

КОМАРОВ Владимир Павлович, 1882 - 1952. Военный инженер, полковник. Из военной семьи. Окончил 1-й Московский кадетский корпус в 1899, в 1902 -Николаевское инженерное училище, выпущен в 5-й Понтонный батальон. В 1907 окончил Военно-инженерную академию. Служил в Керченском крепостном инж.управлении, затем во 2-й Инженерной дистанции в Москве, после чего вернулся в строй в тот же 5-й Понтонный батальон, где принял роту, и одновременно состоял преподавателем в Киевском военном училище. В 1914 принял участие в Галицийских боях и в осаде Перемышля, после чего был назначен штаб-офицером для поручений при начальнике инженеров Юго-Западного фронта, а незадолго до революции был назначен правителем дел в Офицерской ж.-д. школе (в Киеве). В Добровольческой армии служил по своей специальности в Ростове-на-Дону, а после эвакуации Кавказа - в Крыму. По эвакуации Белой армии попал в Югославию, служил инженером в военном министерстве. С наступлением большевиков на Балканы с семьей перебрался в Германию. Эмигрировал в Австралию. Был основателем и редактором первой русской газеты в Австралии "Единение". Скончался после несчастного случая (сбит автомобилем). Похоронен на местном кладбище.

Костенко Афанасий Михайлович,16.2.1881 – 30.5.1907.  Из потомственных дворян Полтавской губернии. Отец – отставной генерал. 1899 – окончил Петровский Полтавский КК. Поступил в Константиновское артиллерийское училище, а затем пере-велся в Инженерное училище. 1902 – окончил Николаевское ИУ, выпущен в подпоручики 4рез.ждб. Поручик. 1906 – переведен в 1 Кавказский ждб. 5.1907 – из Тифлиса был послан с командой нижних чинов в Александрополь для охраны железно-дорожной станции. И.д. помощника начальника депо. 30.5.1907 – «пал от руки гнусного убийцы, пораженный восьмью пулями», был застрелен на станции Александрополь двумя местными жителями, один из которых был рабочим депо. 1.6.1907 – гроб отправлен для погребения (7.6.1907) в Кременчуг. Холост.
Приказ по 1 Кавказскому железнодорожному батальону, 4 июня 1907 г. № 155. «Доблестный и самоотверженный поручик Костенко, я с гордостью вспоминаю твою двухлетнюю верную службу под моим командованием в 4-м резервном железнодо-рожном батальоне и ныне в 1-м Кавказском железнодорожном батальоне. В самые тяжелые минуты, переживаемые нашим дорогим Отечеством, когда потребовалось нашему батальону доказать на деле беспредельную преданность Царю и Отече-ству, я избрал тебя и командировал в Москву для восстанов-ления прерванного забастовками железнодорожного движения и ты с честью выполнил возложенное поручение. В 1905 г. во время тяжких декабрьских дней, когда в Москве злодеи рево-люционеры дерзнули восстать с оружием против Царя и Отечества, ты вместе с доблестным Семеновским полком стер с лица земли этих гнусных злодеев и предателей. Твои выдающиеся заслуги Престолу и Отечеству были справедливо оце-нены и ты был награжден орденом Св. Владимира 4-й ст. Последний год твоей верной службы на Кавказе в рядах 1-го Кавказского железнодорожного батальона ты беззаветно и преданно исполнял свой долг и был нашей гордостью. Мир праху твоему честный и верный слуга Великой России. Вечная память тебе, дорогой товарищ и сослуживец, по завету предков кровью своей запечатлевший непоколебимую преданность свою Царю и Родине. Слава твоя и имя твое останется навек в сердцах верных слуг 1-го Кавказского железнодорожного батальона».
Орден св. Владимира 4 ст.

Макеев Сергей Васильевич, 1881 – после 1923. 1889 – окончил Донской КК. В службу вступил в Инженерное училище. 1902 – окончил Николаевское ИУ. На 1909 – штабс-капитан крепостного минного батальона. Подполковник. Военный инженер. Участник Белого движения. Принял участие в Степном походе донских частей Белой армии в Сальские степи (12.2.-5.5.1918). Военная операция, направленная на сохранение кадров будущей казачьей армии. Служил в Донской армии. 12.5.1918 – начальник инженеров ВВД. На 16.7.1919 – штаб-офицер для поручений канцелярии Главного начальника военных снабжений. Полковник. Эвакуирован из Новороссийска. Эмигрировал во Францию. 1921-23 – член Союза русских инженеров.  на 1 января 1909г. - Михайловская крепостная минная рота, штабс-капитан

Модзалевский Вадим Львович, 9.4.1882 – 3.8.1920
Родился в Тифлисе. Отец Лев Николаевич (14.2.1837 – 12.5.1896) – принадлежал к родовым дворянам Петербургской губернии, выдающийся педагог. Преподавал в столичных школах. Переехал в Тифлис в качестве воспитателя сыновей ве-ликого князя Михаила Николаевича, много сделал для развития женского образования в крае. Вернувшись в Санкт-Петербург (1884), способствовал улучшению дела воспитания глухонемых. Детские годы прошли в Петербурге. С детства увлекался историей и литературой. Большое влияние на него оказал его старший брат Борис, ставший литературоведом и пушкинистом. 1899 – окончил 1КК с высоким баллом. Получил право поступления в любое военное училище без экзаменов и выбрал Инженерное училище. 1902 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком в 14сапб (Киев). 1902-05 – батальонный казначей. Подал прошение о выходе в отставку, но добился лишь освобождения от строевой службы. По данным одного источника, участник Цусимского морского сражения (14-15.5.1905) Русско-японской войны 1904-05 гг. Поручик. 1903-05 – избрали членом Черниговской и Полтавской архивных ко-миссий, Киевского общества летописца Нестора. С 1903 – постоянно публиковался на страницах «Киевской Старины», «Записок Научного Общества им. Шевченко во Львове», «Трудов» Черниговской и Полтавской архивных комиссий. Соавтор Малороссийского гербовника. Принял участие в революционной работе, которая велась в саперных частях Киевского гарнизона. В ночь на 1.11.1905 был арестован царской охранкой, но вскоре освобожден за недостаточностью прямых улик. Сотрудничал с журналом «Киевская старина» до его закрытия в 1906 г. 1906 – переведен в Петербург. 1907 – преподаватель 1КК в Петербурге, продолжал работу в петербургских архивах. Член Историко-родословного общества в Москве (22.1.1909). 1911 – уволился в запас, переехал в Чернигов. К этому времени В.Л. Модзалевский приобрел известность в научных кругах, что и сделало возможным его избрание сразу на две должности – управляющего делами Черниговской «Губернской архивной комиссии» и заведующего Черниговским музеем украинских древностей им. В.В. Тарковского. Автор классического труда отечественной генеалогии – справочника «Малороссийский Родословник» (1908-14). Опубликовал «Родословную роспись Модзалевских» (1912), ряд трудов по истории Украины. Лучший и любимейший ученик и последователь А.М. Лазаревского. Занимался проблемами истории украинского искусства, художественной обработки металлов, архитектуры. 1917-18 – директор музея древностей в Чернигове и управляющий делами Черниговской архивной комиссии. 1918 – переехал в Киев и принял активнейшее участие в деле организации новой украинской исторической науки. Один из инициаторов создания Украинской Академии Наук. Возглавлял архивно-библиотечный отдел министерства образования (позже – Главное управление искусства и национальной культуры), некоторое время был начальником Архивного управления и Всеукраинского главного архива. Работал в Украинской АН. Лето 1920 – неожиданно тяжелая болезнь оторвала ученого от любимого дела. Жена (4.1903) Александра Лаврентьевна, урожденная Гаевская. Брак оказался неудачным. Симпатизировал сестре жены Наталье, а жена не желала давать развод.Умер от дизентерии в Киеве. Брат Борис (20.4.1874 – 3.4.1928) – историк русской литературы, генеалог, литературовед-пушкинист, декабристовед, биб-лиограф, редактор, член-корреспондент РАН (1918) и АН СССР (1925). Один из создателей Пушкинского дома. на 1 января 1909г. - Первый кадетский корпус, штабс-капитан, офицер-воспитатель (сверх штата)

Слюсарев Иван Михайлович, 1881 -
1899 – окончил Донской КК. 1902 – окончил Николаевское ИУ. Подполковник. Участник Белого движения. Служил в Донской армии. На 25.7.1919 – состоял в составе Управления началь-ника военных инженеров, установлено старшинство 30.1.1919 г.на 1 января 1909г. - 2-я Восточно-Сибирская рота искрового телеграфа, штабс-капитан
* Источники:
Волков С.В. Генералы и штаб-офицеры русской армии. Опыт мартиролога. – М.: ФИВ, 2012.

САХНОВСКИЙ Константин Викторович, 01.12.1879-1971 . Образование получил в Петровском Полтавском кадетском корпусе (1898). В службу вступил в 1898. Окончил Николаевское инженерное училище (1901; по 1-му разряду). Подпоручик (пр. 13.08.1901; ст. 09.08.1899). Поручик (ст. 09.08.1903). Участник русско-японской войны 1904-05 в рядах 1-го Вост-Сибирского саперного батальона. Штабс-Капитан. Окончил Николаевскую инженерную академию (1908; по 1-му разряду, с малой серебряной медалью и занесением имени на почетную доску в конференц-зале академии). Капитан. На 01.01.1909 в том же чине в Гренадерском саперном батальоне. С 1910 (1911?) участвовал в возведении укреплений Кронштадтской крепости. Подполковник. С началом мировой войны – на возведении оборонительных сооружений на подступах к Петрограду. С конца 1914 –на строительстве Свеаборгской крепости. Полковник (пр. после 01.08.1916). После Октябрьского переворота выехал из Финляндии в Петроград и перешёл на сторону Советской власти. Работал на строительстве Волховской и Нижне-Свирской ГЭС (1918-22), в трестах «Ленинградстрой», «Машинстройпроект» и др. (1925-36), участвуя в проектировании промышленных и гражданских сооружений Ленинграда и др. городов. Один из ведущих специалистов в области железобетонных конструкций. Одновременно преподаватель, затем ст. руководитель Военно-инженерной академии РККА (до 1932). В 1928 участвовал в проектировании и испытаниях нового оборонительного инженерного сооружения – железобетонной долговременной огневой точки (дот). Начальник кафедр строительных конструкций Военно-инженерной академии РККА им. В.В. Куйбышева, Военно-воздушной инженерной академии РККА им. А.Ф. Можайского, Ленинградского института инженеров ГВФ. Доктор технических наук, профессор Ленинградского института инженеров ГВФ (1936-41) и Военно-воздушной инженерной академии РККА (с 1941). Основатель и первый начальник 45-й кафедры (инженерных конструкций и прочности сооружений) Военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского (1941-1962). Ген-майор инженерно-авиационной, затем инженерно-технической службы (с 10.11.1942). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (с 1954). Действительный член Академии строительства и архитектуры СССР (с 1957). До конца жизни преподавал в Военно-воздушной инженерной академии им. А.Ф. Можайского. Сочинения: автор более 70 научных трудов и учебников, в т.ч. Железобетонные конструкции (в 1-м изд. – Железобетонные сооружения, ч. 1-2, 1924-31; выдержало 9 изданий, переведено на 6 языков); Специальные сооружения аэропортов (М.-Л., 1941); Конструкции ангаров (Л., 1952) и др. Награды в РККА: 2 ордена Ленина, орден Красного Знамени, 2 ордена Красной Звезды, орден Знак Почета, медали.

Тапилин Михаил Дмитриевич
29.10.1881 – 8.9.1937, Православный. Из потомственных дворян Области Войска Донского. Уроженец г. Олькуш (Польша). Русский. Окончил Донской Императора Александра III КК. В службу вступил 1.9.1900 г. Поступил в Инженерное училище. Унтер-офицер (9.10.1901). 10.8.1902 – окончил 2 курса Николаевского ИУ по 1 разряду. Выпущен подпоручиком (ст. 13.8.1902) во 2 Восточносибирский сапб. 22.11.1902 – переведен в 1 Уссурийский ждб. 21.12.1902 – прикомандирован ко 2 Восточносибирскому сапб. Командирован во Владивосток в Управление Уссурийской железной дороги для изучения телеграфа (28.4.1903). Участвовал в формировании, а затем пере-веден во 2 Уссурийский ждб. 1.12.1903 – назначен и.д. контролера телеграфа Владивостокского участка. Участник Русско-японской войны 1904-05 гг. Состоял в крепости Владивосток (27.1.-16.8.1905). Командирован в Корею (г. Панзан) в распоряжение начальника телеграфной роты (16.8.-13.9.1905). Поручик (ст.13.8.1905). 10.12.1905-12.3.1906 – батальонный казначей и квартирмейстер. 20.1.-12.3.1906 – заведующий штаб-ной командой батальона. 12.3.1906 – контролер-механик 3 и 4 участков Уссурийской железной дороги, заведующий 4 участком (13.11.1906). 11.3.1906 – наблюдающий за Муравьев-Амурской командой нижних чинов. 2.10.1907-30.4.1909 – окончил Военную электротехническую школу по 1 разряду. 31.7.1909 – адъютант штаба Уссурийской ждбр. на 1 января 1909г. - 2-й Уссурийский железнодорожный батальон, поручик
Штабс-капитан (13.8.1909). 9.8.1910 – переведен в Учебную автомобильную роту. 11.9.1910 – заведующий гаражом и авто-мобильным парком, а также и.д. адъютанта роты и заведующий оружейной частью. 13.9.1910 – врид старшего офицера роты. 4.7.1911 – временно командующий ротой и и.о. старшего офицера роты. Член комиссии на пробеге грузовых и санитарных автомобилей (25-29.7.1911) по маршруту: Санкт-Петербург – Нарва – Ревель – Санкт-Петербург. Участник пробега легко-вых автомобилей (24.5.-11.6.1912) по маршруту: Санкт-Петербург – Псков – Двинск – Вильна – Ковна – Гродна – Ба-рановичи – Минск – Орша – Смоленск – Вязьма – Юхнов – Мо-сква – Вышний Волочек – Новгород – Санкт-Петербург. Участник пробега грузовых автомобилей (19.9.-12.10.1912) по мар-шруту: Санкт-Петербург – Новгород – Валдай – Вышний Воло-чек – Тверь – Москва– Юхнов – Рославль – Брянск – Орел – Тверь – Вышний Волочек – Валдай– Новгород – Санкт-Петербург. 1.11.1912 – старший офицер роты, одновременно заведующий солдатской лавкой, наблюдающий в трех классах школы военных шоферов, заведующий лабораторией, хором певчих и хором балалаечников, ротной хлебопекарней. 18-22.2.1913 – в Риге принимал на завод автомобили. 20.3.1913 – заведующий командой мотоциклеток и велосипедов. 20.6.1913 – наблюдающий за практическими занятиями в офицерском классе Учебной автомобильной роты. Капитан (ст. 13.8.1913). Командировки: 2.8.-9.9.1914 – в Москву, Варшаву, Киев, Одессу, Ростов-на-Дону для проверки формирования автомобильных рот и приемки автомобилей по военной повинности; 25.9.-5.10.1914 – в Гельсингфорс для покупки автомобилей для Во-енного ведомства. 5.10.1914 – утвержден командующим 9 Ав-томобильной ротой, им же сформированной (с 22.9.1914). 27.5.1915 – заведующий автомобильной частью 4А. 18.6.1915 – переведен во 2 Сибирский ждб. 28.11.1915 – переведен в Ижевскую отдельную ждр. 6.1.1916 – старший офицер и на-чальник хозяйственной части, заведующий хозяйством команд военнопленных, заведующий парком Ижевской военной же-лезной дороги. 23.2.1916 – заведующий охраной Ижевской военной железной дороги. Женат первым браком на Людмиле Константиновне, урожденной Литвинцевой. Дети: Татьяна (24.9.1908), Игорь (7.2.1912). В советское время – беспартийный, заведующий мехстройотделом Дома техники, проживал по адресу: Ленинград, Боровая ул., д. 26, кв. 15.
 5.3.1937 – арестован. 8.9.1937 – Особой тройкой УНКВД Ленинградской области приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде.
ордена: св. Станислава 3 ст. (8.3.1908), св. Анны 3 ст. (6.12.1913), св. Станислава 2 ст. (8.4.1915), св. Анны 2 ст. (8.6.1915), св. Владимира 4 ст. (22.5.1915); медали: светло-бронзовые: за Русско-японскую войну 1904-05 гг., в память Отечественной войны 1812 г., в память 300-летия Дома Рома-новых.

Трикоза Евгений Владимирович, 4.9.1881 – 30.3.1974
Сын офицера. 1899 – окончил 2-й  Московский КК. 1902 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком в понб. Возможно, участник  Русско-японской войны (1904-05). Окончил Николаевскую  ИА. Военный инженер. на 1 января 1909г. - 1-я Восточно-Сибирская рота искрового телеграфа, штабс-капитан. Участник Первой мировой войны. Полковник. Участник Белого движения. Эмигрировал в Турцию. 1921-23 – член Союза русских инженеров. Переехал во Францию. Преподавал Службу радиотелеграфа на Высших ВНК в Париже. С 1926 – член Союза русских дипломированных инженеров во Франции, избирался членом Суда чести Союза (с 1932), был его председателем (с 1959); на протяжении многих лет входил в ревизионную комиссию (1951-67). С 1920-х – состоял в Объединении бывших воспитанников 2 Московского КК, был членом его правления (с 1933); член Суда чести Общекадетского объеди-нения (с 1962), член Союза российских кадетских корпусов. Член Русского общевоинского союза. Член Объединения Ни-колаевских ИА и ИУ, председатель Объединения (с 1962), по-четный председатель (с 1970). Член Общества любителей рус-ской военной старины, где выступал с докладами. Последние годы провел в Русском доме в Сент-Женевьев де Буа. Жена Надежда Львовна (1882 – 26.12.1987). Похоронены на Алексе-евском участке кладбища Сент-Женевьев де Буа.

Унгерман Николай Иванович, 1882-1958.  КК?
В русской императорской армии с 1899 г. (полковник). Окончил НИУ  -1902. В РККФ с 1918 года. Бригинженер(1936). Дивинженер (1939). Генерал-майор инженерных войск (1940). Генерал-лейтенант инженерных войск (1944). ГВ – старший производи-тель работ. После войны на преподавательской работе. С 1941 по 1942 год в распоряжении начальника Инженерного управления ВМФ. С мая 1942 снова на преподавательской работе. В отставке с 1956 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Боль-шеохтинском кладбище.

Хартлинг Карл (Кирилл) Николаевич, 1881 – 9.4.1937. Происходил из семьи российских шведов. 1899 – окончил 1-й кадетский корпус. 1902 – окончил Николаевское ИУ. Выпущен подпоручиком. Служил во Владивостоке. на 1 января 1909г. - Владивостокский крепостной минный батальон, штабс-капитан. Во Владивостоке служил в минном батальоне (Гнилой Угол) до отъезда на фронт Великой войны. Подполковник. Участник Первой мировой войны. Участник Белого движения. Служил в белых войсках Восточного фронта. Весна 1918 – глава сторожевого отдела Лиги благоустройства во Владивостоке. НИВ на Гродековском антибольшевистском фронте. 6.1919 – командир роты и временно командир батальона в Военно-инструкторской школе (Школа НОКСА) во Владивостоке. Полковник. Эмигрировал через Шанхай на о. Яву в Индонезию. Был протестантом и только на Яве присоединился к православию и из Карла превратился в Кирилла. Здесь прожил более 10 лет, служил долгое время в электрическом отделе городского управления г. Соло (столица одного из Яванских султанатов). Был единственным русским в этом городе. Второй русский жил в 70 милях от него, а третий – в 120 милях. Небольшая русская колония была в Бандунге, а в Батавии (столице Голландской Индии) – центр белых русских. Наладил связь со многими центрами русского беженства: Харбин, Шанхай, Париж, Берлин, Мюнхен, Прага, Сан-Франциско и др. Писал статьи, заметки в газеты и журналы, главным образом военно-исторического характера. Сочинение: На страже Родины. События во Владивостоке конец 1919 г. – начало 1920 г. – Шанхай, 1935. Женат. Двое сыновей: Ростислав (1916, Владивосток – 1945) – учился в Харбине, работал шофером в лесной конторе «Кондо-Ринг», жил в Цзямусы (Китай), арестован (21.8.1945) отделом контрразведки «СМЕРШ» 15А, осужден (30.9.1945) военным трибуналом 15А по ст. 58-4 УК РСФСР к 7 годам ИТЛ; реабилитирован (9.3.1957) военной коллегией ВС СССР за отсутствием состава преступления; второй сын тоже учился в Харбине. Скончался после очередного приступа астмы в Батавии (Ява, Индонезия).

Хомутов Владимир Николаевич, 4.1.1882 –    Родом из Романова Ярославской губернии. Сын офицера. 1900 – окончил Нижегородский КК. 1902 – окончил Николаевское ИУ. 1 января 1909г. - 2-й Восточно-Сибирский саперный батальон, поручик. 1909 – окончил Офицерскую электротехническую школу. 1914 – окончил Николаевскую ИА. Военный инженер. Подполковник 10 строительной партии. Служил в армии УНР. Взят в плен в Крыму. Жена Екатерина Федоровна. Сын Всеволод (1908). Сестра Лидия, в замужестве Лаврова.

Макаров  Михаил  Николаевич, 1882   - 11.3.1902. 1899 – окончил  Петровский  Полтавский КК вице-унтер-офицером. 1899-11.3.1902 – обучался в Николаевском ИУ (не окончил). Застрелился на выпускном курсе.


Рецензии
Интересная подборка. Прочитал с интересом. Вы просто Молодец. Удачи.

Александр Аввакумов   16.01.2017 12:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.