Звезды над М5

Литературная охота за трилогией Звёзды над Самаркандом длилась лет пять. Если первые две части Хромой Тимур и Костры похода ещё кое где всплывали, то заключительная часть Молниеносный Баязет была из разряда- даже и не слышали.
В интернет магазинах говорили - Нет.
Поездка в Ташкент ничего не дала.
Букинисты разводили руками.
Под Уфой покупали Мед. Разговорился с пасечником Сабиром. Парень лет тридцати. На лысо брит и кряжист. Кажется, что Сабир растет прям из земли. Пожал мне руку, словно поцарапал. Мозоли.
Подтверждая свое имя, он терпеливо отвечал на мои вопросы из серии: " Так, как на самом деле переводится Башкорт? Главный волк или пчела?
Сабир отверг оба варианта, назвав их народным творчеством.
- Тут скорее от смешения протобулгарских племен, огуров и кипчаков.
- По типу Оногуры? Десять племен и теперь Унгария?
- Да. Как у Венгров. Огуры - тюрки передают название Уграм.
- И хантам с манси - Югра, - вспоминаю я,- хотя и те и другие из другой языковой группы. Сарыгуры, Куртигуры...
- Верно. Только у нас Кипчаки и Огуры. Получается Баш - главный или переходящий в Бес - пять. Баш -гуры. Но тут не ясно ещё, - улыбнулся Сабир, - так сколько Мёда брать будешь? Гречишный хороший. Густой, как шоколадка.
- Давай три литра. И прополиса в шариках.
Сабир развел руками. С утра весь прополис продал. Надо ехать в деревню за ним.
- Если хочешь, поехали вместе. Тут не далеко.
Трасса за четверо суток мне опостылела, жара и ожидание ещё больше. Павел остался в машине.
-Поехали.
Сабир развернул свой мотоцикл – «Урал», завел, пальцем показал мне на люльку и одев шлемы мы выехали на просёлочную дорогу.
До Аула было недалеко. «Узытамак» стоит практически на трассе. Проехали через поле разноцвета, по мостику через речку безымянку и оказались в ауле.
Сабир, подъехал к своему дому. Крепкий деревянный сруб, стоящий на высоком фундаменте - окрашен в салатовый цвет. Покатая крыша, резной палисад. Торцом дом выходил на улицу. Жёлтый, железный забор тянулся через весь двор к соседу. Получалось так, что где заканчивался торец дома, выходящий на улицу, там же и начинался забор. Ровная, без выступов улица. Что творится за забором не видно. Возле дома завалинка.
Мы зашли в дом. В углу сложен белоснежный сувал. Цветастые, ситцевые занавески раздвинуты и связаны тесемкой. Сувал смотрит в центр избы. Красиво. Рядом широченные нары на деревянных подпорках. Минимум человек десять могут одновременно спать на них. Сейчас же, днем, нары укрыты войлоком, паласами и стеганными одеялами. На краю нар – кованный сундук.
Сабир поставил чайник и полез за прополисом в сухой погребок.
- Картатай главным кортом был. Он и дом строил. Историю тоже любил. Вон сколько книг,- Сабир указал на шкаф стоящий в зале.
Я по инерции пошел к нему.
- Вот и мне достались от него , корты, дом, книги. Я и не жалуюсь, даже рад, - говорил он мне складывая шарики воска в сумку.
В шкафу и впрямь были собраны одни исторические книги. Пока Сабир собирал мне прополис, полистал Яна, достал Есенберлина. Сразу и не заметил Баязета. Лишь когда взял в руки - понял. Вот она! Пятилетняя погоня закончилась…
- Продашь? - я показал я книгу Сабиру.
Тот задумался на пару секунд.
- Нет. Не продам. А почитать дам.
- хорошую цену дам Сабир, соглашайся.
Пчеловод замахал годовой.
- Не торгаши мы. Не наше это дело. Мед это одно. Сами делаем. От Деда досталось. Книги тоже от него. Так что не проси. Чай пошли пить.
Он расстелил на нарах одеяла и поставил на чайник на деревянную дощечку. Разлил по пиалам чай. Разломал медовую соту.
- Нары, - Сабир ладошкой поскреб по деревянным доскам, - вот обновил их, чтоб как у предков было, и чай пьем и спим тут. А у вас как?
- Да как у нас, если в деревне, то на топчане, в городе - за столом. В дороге - в кабине фуры.
Сабир усмехнулся.
- Ну да..торгуете…
- А вы нет что ли? Весь день на трассе что делаешь?
- Так свое же. Сам мед делаю, людям сам и продаю.
Я решил не продолжать этот разговор и спросил про сувал.
- Сейчас больше, как декорация наверное, но слежу за ним. Чищу, белю. Иногда топим. По праздникам.
Сувал, нары, заборы…. Прикинул - заберу книги. Соглашусь и ищи ветра в поле. Пусть дальше свой мед продаёт. На фиг ему книги. Итак, умный слишком.
Мы допили чай. Сабир положил книги в сумку к прополису. Поехали до трассы.
Павел ходил кругами возле машины.
- Долго что-то Тимурян, мы так еще неделю ехать будем.
- Не бурчи, нагоним.
Попрощались с Сабиром, просигналили, махнули рукой и в путь.
- Я деда его знал. Ибрагимом звали. Хороший мужик был. Порядочный, - сказал Павел, - и внук его тоже вроде нормальный.
- Угу, - буркнул я и стал доставать из сумки книги.
Одна – Хромой Тимур и Костры походов. Вторая – Баязет.
Рука нащупала третью книгу.
- Смотри, - я показал Павлу книгу, - он мне еще одну оказывается подарил. Дмитрий Донской. Тот же автор, что и Звезды над Самаркандом. Надо же, а я и не знал, что Бородин писал про Куликово.
На книге стоял год издания 1947.
Павел закурил сигарету. Сделал по тише музыку.
- Подарил?
- Ну да.
- Странно, а мне дед его только на время читать давал раньше. Я потом возвращал с рейса. Один раз помню потерял книгу…Ибрагим сказал, чтоб я ему взамен другую книгу привез. Название какое то….Лаша…не помню. Я ее в Москве тогда нашел. Все магазины обошел. Редкая книга.
- А про что книга была?
- Грузины с монголами воевали.
Дурак - подумал я про себя. В этом шкафу была еще и «Лашарела» Абашидзе.
Натуральный дурак. «Лашарелу» еще лет пять искать придется и найдешь, если вот такого же Сабира повезет встретить.
Дальше ехали молча. В рацию предлагали девок по 500 рублей за сеанс. Другие согласны были бесплатно, с довозом до Челябинска. Мне было не до них. Думал - что делать.
Верну Бородина, получу Абашидзе, но как потом забрать Бородина? Проблема.
Ведь его картатай, Ибрагим - Главный пчеловод, с башкирского – Башкорт, книги никому не дарил и не продавал. Вот и внук такой же. Хоть и говорит, что-то про огурский след. Башгур. У Грузинов - Вахтанг Горгасал есть. Значение - волчья голова. Опять же Гурджия страна волков. Basqurt, как писал Марко Поло, в легкую может и как Главный волк переводится. В общем с чем приехал с тем и уехал. Ну не считая трилогии. Бог с ними - волки, пчелы, мед, думать надо, как книги оставить… Но ничего, придумаем, дорога то дальняя…
Павел добавил звук на радио. Там запел Антонов:
…А жизнь еще длинней.


Рецензии