О психологии

   А.Н. Леонтьев писал: "Какова деятельность, таково и психическое отражение". У животных эта формула действует непосредственно, поскольку животные непосредственные существа. У человека его деятельность тоже определяет его сознание, но деятельность человека преломляется через призму общества. Деятельность человека, в отличие от жизнедеятельности животных, становится созидательной. И это является решающим фактором. Роли людей в производстве разделяются, появляются общественные отношения. У человека появляется новообразование - личность, которая является социальной характеристикой человека, его местом в системе общественных отношений. Таким образом, появляется квазиизмерение - общество, которое опосредует отношения деятельность - психика.
   Личность есть совокупность деятельностей, опосредованных сознанием. Эти деятельности образуют иерархию, которая определяет деятельностные предпочтения. Личность есть не только место человека в системе общественных отношений, но и совокупность деятельностей, в которых с одной стороны личность себя реализует, а с другой стороны в этих деятельностях личность развивается.
   Квазиизмерение, о котором идет речь, создано руками человека. Рукотворность этого человеческого измерения обеспечивает его все более глубокое проникновение в реальность. Можно отметить активность человека в сравнении с пассивностью животного. Животное принадлежит реальности, в то время как человек активно взрезает пласты этой реальности. Создав руками свой мир, человек вышел из природы, создав таким образом в себе первого в истории субъекта. Этот субъект уже не принадлежит природе, он принадлежит особому человеческому измерению. Природа выступает для него как объект.
   В обществе человек занимает различные позиции. В этой совокупности общественных позиций и проявляется его личность. Эти, зачастую неофициальные позиции, определяют психологический облик человека. Это и есть общественный человек, о котором писал К.Маркс. Социальные позиции человека обеспечивают его познавательные процессы. Они в деле являются не только средствами познания, но и средствами участия человека в жизни общества.
   Сознание человека объективно отражает мир. Но на этом сознание не исчерпывает себя. Субъективную окраску сознанию придает отношение человека к объектам окружающего мира. Весь спектр отношений человека выдает в нем деятеля, который не довольствуется только объективностью, но и старается придать смысл окружающему его миру. Этим самым он становится активным, выходит за пределы природы. Психика животных лишена объективности сознания. В отличие от сознания, она не постоянна, а ситуативна. Животное придает биологический смысл ситуации деятельности и оперирует только ситуацией. При выходе из ситуации у животного полностью теряется интерес к данной ситуации. Отражение животного еще можно назвать фрагментарным. Человек придает действительности не биологический, а субъективный смысл. Он оперирует со всей действительностью, а не только с ситуацией. Освобождаясь от ситуативности, человек обретает способность к познанию Вселенной.
   Сознание определяет деятельность человека. Объективное отражение окружающей действительности позволяет осуществиться производительной деятельности. У животных объективность фрагментарная и связана с биологическими потребностями. Как только биологическая потребность иссякает, животное перестает интересоваться данной действительностью. Вообще и в целом психику животных можно назвать фрагментарной. Чем более высокоразвито животное, тем меньше там содержится фрагментарности.
   Главной чертой личности является самосознание. Это самосознание личности является ни чем иным, как осознанием своего места в системе. При выходе за пределы системы, личность перестает существовать, появляется самость, которая открывает дорогу к свободе человека. Конечно, личность в классовом обществе будет существовать всегда, как фактор сдерживающий и закрепощающий человека. Можно сказать иначе - личность это психологическая характеристика классового общества. И она всегда фальшива, как фальшивым является классовое общество. Единственно личность не теряет, а обретает себя в системе в бесклассовом обществе, когда раскрываются ее сущностные силы (способности). В ситуации равенства личность обретает новые системные свойства, которые отсутствуют при классовом обществе. Деятельность личности начинает раскрываться с новой стороны - стороны деятельности во имя блага системы, поскольку система не закрепощает человека, а дает ему свободу для раскрытия его способностей. Таким образом способности становятся едиными с личностью, которая посвящает их системе.
   Личность человека это его субъективное отношение, а вернее совокупность его отношений к объектам окружающего мира. Сознание человека это объективное отражение окружающего мира. Деятельность человека это реализатор как субъективных его отношений, так и объективных.
   Субъективное отношение для личности изменяется, когда она вступает в общественные отношения. Оно становится проявленным как цели и задачи деятельности. То, что человек как-то относится к другому человеку совершенно по-особому проявляет себя в деятельности общения. На первый план выходит объективная ситуация общения. И напротив - совпадение смыслов и значений, которые человек проявляет в деятельности порождает появление такого явления как подлинный человек. В подлинности проявляется экзистенция.
   Людей между собой связывают отношения. На чем они основаны? Они основаны на осознании человеком своего места в системе общественных отношений. Общественные отношения объективны настолько, насколько они могут быть. Сознание как таковое объективно в силу природы человека. Общественные отношения заданы исторически. Они показывают человеку его место в системе разделения труда. Общественные отношения надприродны, они образуют общественное квазиизмерение. В то же время сущность не является слепком общества. Скорее происходит обратное - сущность, экзистенция противостоит попыткам общества закрепостить ее. Истинный расцвет сущность обнаруживает только в бесклассовом обществе.
   

                2016 г.    
 


Рецензии