Чаепитие

Второй месяц мы всей семьёй пьем чай без сахара,но с вареньем.Варенье вишневое,но тоже сварено бабушкой без сахара и конечно кислое.
 Я помню,как мы с бабушкой рвали вишни на большом развесистом дереве в нашем полисаднике.Я забиралась повыше,а бабушка стояла внизу и забирала у меня маленькие ведерки с вишней,ссыпала их в большой таз,обмазанный глиной,стоящий на кирпичиках посреди двора.Таз наполненный вишней, краснел на солнце рубиновыми ягодами.Бабушка разводилась огонь под тазом и с утра до вечера хлопотала над вишневым вареньем,постоянно помешивая его больший деревянной ложкой.Варенье долго варилось и упаривалось на небольшом огне,вишневый запах витал над тазом и любопытные осы жужжали над ним,а бабушка отгоняла их белым полотенцем и ворчала- Не для вас варим- зима спросит,где лето было.Готовое варенье раскладывалось бабушкой по банкам и прятались в кладовую.
  В те годы сахар в магазинах появлялся редко,мне покупали конфетки цветной горошек и давали несколько горошины к чаю,но и такие сладости были редки.
  Однажды бабушка прибежала домой и сообщила нам,что а магазин привезли колотый сахар,его будут давать по спискам,в руки полкило,нужно записаться и пересчитываться,чтобы не потерять очередь.Мама и папа стоять в очереди не могли - они работали,а вот я и бабушка должны выстоять огромную очередь,несколько раз пересчитаться и принести домой вожделенный колотый сахар.Мы с бабушкой стояли в очереди до глубокой ночи,на руке у меня химическим карандашом был написан номер и каждый раз при пересчете я показывала свою ладошку с номером.Наша очередь подошла к обеду и мы с бабушкой получили свой сахар.Я увидела большие синеватые грудки сахара,он был такой крепкий,что я не смогла его откусить.
- Не порть зубы -сказала мне бабушка- этот сахар не зря называется колотый,его нужно колоть щипчиками на маленькие кусочки,кусочек зажимать зубами и через сахарок пить чай,чай будет сладким и сахар останется на следующий раз.
- Бабушка,так будет не вкусно,сахар нужно в чашку положить и размешать,вот тогда будет вкусно.
- Избаловали тебя родители,так никакого сахара не настачишься.
 Придя домой,бабушка взяла грудку сахара и наколола в вазочку горку малюсеньких кусочков ,дала мне один,я тут же сгрызла этот кусочек.Как был вкусен этот выстраданный кусочек сахара.Бабуля,глядя на меня покачала головой:-Ну,кто так чай пьёт?Я с этим кусочкам ещё и завтра чай пить буду. Вечером при керосиновой лампе состоялось семейное чаепитие с сахаром и вишневым вареньем.На горячей плите стоял большой чайник и тихонько посвистывая,приглашал нас выпить ещё стаканчик душистого чая.


Рецензии
Светлана!
Да, много нашему народу довелось пережить трудностей и невзгод. И об этом должны знать наши дети и внуки. Тем и ценен Ваш рассказ, он - наша история. Пусть читают и узнают, как нелегко жилось их отцам и матерям, дедушкам и бабушкам.
А в какие годы происходили описанные Вами события? В послевоенные?

Колотый сахар. Помню-помню, был такой сахар. Он от раскалывания на куски сахарных головок. Крепкий был сахар. Если чиркнуть куском о кусок, летели искры. А еще он был и экономным, с одним меленьким кусочком можно было выпить стакан чая, с теперешним кусковым выпьешь глоток и он уже растаял. Потому наши бабушки и ценили колотый сахар.

Прочитав название рассказа, решил, что речь в нём пойдет о чаепитии из самовара. Ведь раньше почти в каждой семье имелся самовар и чай пили из самовара. Я очень любил самоварное чаепитие. Моя бабушка была заядлой чаёвницей и проснувшись утром сразу ставила самовар. Вспоминая те годы, я написал рассказ "Гимн самовару", он опубликован на сайте (http://www.proza.ru/2011/09/11/1046), можете познакомиться.

Светлана! Вы посетили мою страницу, я с ответным визитом Вашу. Будем считать, что наше знакомство состоялось.

Новых Вам творческих успехов!
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   11.09.2018 15:17     Заявить о нарушении
Вадим Иванович,действительно,описаны послевоенные
годы в маленьком захолустном городке на Кубани.Это мои первые воспоминания о том времени,остальное,как
в тумане отрывками,мне было года 4,или 4,5!Есть ещё стихи на стихах ру "Послевоенное детство"

Светлана Баранник   11.09.2018 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.