Созидание Глава 10 1969 г. Часть 4-12 Крестовый пе

                ДОРОГА   ЧЕРЕЗ   КРЕСТОВЫЙ  ПЕРЕВАЛ

СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА  10   1969 год

ЧАСТЬ  4-12   КРЕСТОВЫЙ  ПЕРЕВАЛ


Миновав Кобийский подъем, Военно-Грузинская дорога начинает спускаться в Кобийскую котловину.

 Хевское ущелье постепенно расширяется, становится более просторным, у его оконечности находится осетинское селение Коби (отметка 1987 м).

  Помимо Южной Осетии осетинские селения встречаются и в других районах Грузии. Жители славятся умением готовить знаменитый кобийский сыр, который можно купить на базарах в Казбеги и Орджоникидзе.

 В прошлом в Коби находилась большая почтовая станция, где можно было заночевать и сменить лошадей. В память об этом при въезде в селение на стенах нескольких домов яркими красками нарисованы картины, изображающие сцены из жизни почтовой станции и быта местного населения.

 Здесь же на небольшой площади поставлен обелиск-стелла с именами жителей Коби, погибших во время Великой Отечественной войны.

 Около Коби, в ущелье реки Нарвандон — правого притока Терека на скалистом выступе сохранились развалины (башня и остатки стен) маленькой крепости Георги-Цминда — передаточного звена между сторожевыми постами в системе сигнальных башен. В былые времена в случае приближения врага на верхней площадке башни зажигался костер, который хорошо был виден во всех селениях, расположенных ниже по течению Терека.

Обширная Кобийская котловина находится на стыке четырех ущелий, ориентированных по сторонам света. На запад уходит Трусовское ущелье, по нему течет Терек, который затем у селения Верхний Коби поворачивает на север, в Хевское ущелье.
На востоке по реке Нарвандон простирается Ухатское ущелье, с юга в котловину открывается Байдарское ущелье.

 Трусовское и Ухатское ущелья следуют направлению Главного надвига Большого Кавказа, который протягивается на сотни километров вдоль Главного хребта.

 С этим тектоническим нарушением связаны магматические очаги, питавшие потухшие вулканы вокруг Кобийской котловины. Как безмолвные стражи, они окружают котловину со всех сторон - на востоке Садзели и Кабарджин, на западе — Хорисар, с северо-запада виден огромный Казбекский массив, на южном склоне которого поднимается конус побочного вулкана Сырхисар. Лавовый поток позднечетвертичного времени, изливавшийся из этого вулкана, образует слева от дороги, на северной окраине селения Коби отвесную стену, состоящую из базальтовых лав со столбчатой отдельностью.
 
В настоящее время вулканы считаются потухшими, однако деятельность магматических очагов не прекратилась. Признаки ее — нарзанные источники, изливавшиеся на поверхность по многочисленным трещинам в зоне Главного надвига. В старой грузинской литературе отмечалось, что эти источники были фонтанами. Прошло столетие, дебит источников понизился, излияние их на поверхность происходит спокойно.

Терек широко разливается по дну Кобийской котловины, разбивается на несколько рукавов, течение его спокойное.

У селения Верхний Коби Военно-Грузинская дорога покидает долину Терека и уходит прямо на юг к Крестовому перевалу по ущелью правого притока Терека — реки Байдары.

Первые километры за селением полотно дороги довольно пологое, ширина долины Байдары 100—150 м. У указателя 86-го километра на правом берегу реки хорошо видно обнажение серых сланцевато-песчанистых пород верхней юры
Вдоль реки Байдары выходят сильно газирующие углекислые источники типа «Нарзан». Они выбиваются по трещинам в андезитовых лавах, покрывающих дно долины реки и прикрытых с поверхности моренами . Вода в источниках очень вкусная и даже в самую жаркую погоду холодная.

 Дорога начинает довольно круто подниматься по моренным отложениям к перевалу. Хорошо видны в осыпях морены крупные обломки черных и красно-бурых лав и светлых известняков. Толщина морены 7—8 м. Отсюда начинается Байдарское ущелье. Продолжается оно до перевала.

Река Байдара получила свое название от фамилии осетина Бидарова, который поселился около Крестового перевала еще при царе Ираклии II (XVIII в.). Развалины жилища и кладбища, где покоятся члены этой семьи, сохранились примерно в 8 км от селения Коби на высоком горном откосе в месте слияния речек Белой и Байдары. В обязанности семьи Бидаровых входило предоставлять кров путешественникам, застигнутым бурей. Иногда Бидаровы в сопровождении собаки разыскивали путников, занесенных снегом.

М.Ю. Лермонтов на обратном пути из Грузии в Россию в 1837 г. из-за непогоды укрылся в хижине Бидаровых.

Здесь он дослушал историю горской девушки Белы, начатую Максимом Максимовичем на подъеме к перевалу с юга.

 В 1941 г. члены семьи Бидаровых переселились из этих мест. На протяжении более 100 лет несколько поколений этой семьи оказывали помощь и давали приют сотням людей.

Узкое Байдарское ущелье в многоснежные зимы почти непроходимо из-за лавин, скатывающихся по его крутым склонам. Чаще всего завалы бывают на определенных участках, названия которых связаны с людьми, погибшими под лавинами. Так, на Почтовом участке завалило почту, на Персидском — группу персов, на Солдатском — роту солдат, на участке Майорши — жену майора.

Происхождение последнего названия связано со следующим событием. В начале XIX в. по дороге проезжала в карете строптивая майорша в сопровождении горничной. Не поладив с девушкой, она выгнала ее из кареты и заставила идти пешком. На этом участке дороги скатилась снежная лавина и засыпала майоршу вместе с каретой, а девушка осталась жива и благополучно миновала опасный участок дороги.
Сейчас для защиты от снежных заносов во всех опасных местах построены железобетонные сводчатые галереи. Две из них, на 87-м и 88-м километрах дороги, связаны арочным мостом. Третья, под названием Майорша, находится на 89-м километре. Выше этой третьей галереи на 89,5-м километре есть площадка, где останавливаются все машины, двигающиеся по дороге.

Справа от полотна дороги по крутому склону горы спускается «застывший водопад», образованный современными отложениями известковых туфов. Поверхность отложений пологоволнистая бугорчатая, связанная с пульсирующим действием нарзанного источника выходящего на 25 м выше шоссе. В месте выхода источника на поверхность было небольшое озеро диаметром около 6 м, в настоящее время оно каптировано.

Сразу же за площадкой с травертинами у крутого склона долины Байдары на дороге построена еще одна галерея, которая называется Почтовой. Над галереей на склоне горы очень хорошо видны светлые отложения травертинов.

Дорога широкими петлями поднимается к перевалу, идет высоко над руслом Байдары по аллювиальным и моренным отложениям, переслаивающимся с древними травертинами. Склоны гор довольно крутые, покрыты осыпями, изрезаны балками. На склонах и у подножий гор даже в середине лета сохраняются остатки плотного снега. Здесь находится полюс холода Военно-Грузинской дороги. Из-под снежников текут ручьи. Для того чтобы осыпи и вода не мешали движению, на 90,5-м километре дороги сооружена галерея с водосбросом. Рядом на старом полотне сохранился арочный мост.

Дорога идет по широкой долине с крутыми склонами и плоским дном, покрытым альпийскими лугами. Направо открывается прекрасный вид на Кельское плато с конусами отдельных вулканов.

По дну долины течет Байдара, течение ее становится более спокойным, река образует меандры и старицы.

В долине Байдары особенно красиво бывает в начале лета. Цветут крокусы, альпийские фиалки, незабудки. Над травой поднимаются высокие стебли чемерицы с большими жесткими листьями. Это ядовитое растение, скот к нему не притрагивается, а во время сенокоса косцы стараются, чтобы оно не попало в сено. Великолепное разнотравье этих мест кормит большое количество скота в течение 3—4 месяцев в году. Здесь же с отарами овец дежурят пастухи, сменяя друг друга. При приближении к стаду вас встретят большие мохнатые собаки — кавказские овчарки, которые охраняют овец от хищников и спасают в непогоду, сгоняя их в гурты.

Едем дальше - к перевалу.

На 93-м километре дороги находится знак в виде усеченной призмы, поставленной на пьедестал. На нем надпись: Перевал Крестовый 2395 м. Рядом расположено одноэтажное здание метеостанции, работающей круглогодично.

Несколько лет спустя мы во время очередного автопробега фотографировались на этом перевале.

Перевал имеет вид широкой и пологой седловины, сложенной моренными отложениями, и является водоразделом бассейнов Терека с его притоками и Арагви. С Крестового перевала открывается прекрасный вид на окружающие горы и простирающуюся далеко вниз долину Арагви. На юге видна плоская вершина горы Крестовой, по имени которой назван перевал, на западе — горы Красная, Черная и вулканическое Кельское плато с группой потухших вулканов Семь Братьев, или Непис-кало. Все вулканы хорошо сохранили свою первоначальную форму остроконечных конусов — это Хорисар, Эсиком, Лазг-Цити, Классен и другие. На востоке возвышается вулкан Садзели, а на юго-востоке — вулкан Гуд-гора.

На вершину Крестовой горы в 1837 г. поднимался М.Ю. Лермонтов.

Вот несколько строк из описания этого путешествия:

 «… как перевалил через хребет в Грузию гак бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовую) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии, как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства для меня горный воздух — бальзам-хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит — ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел всю жизнь».

 У Лермонтова есть картина «Вид с Крестовой горы». Она находится в музее поэта в селе Тарханы.

А.С. Пушкин во время своего первого путешествия по   Военно-Грузинской дороге, потрясенный красотой и величием этих мест, написал свое знаменитое стихотворение «Кавказ» (1829 г.).

Долина, лежащая сразу же за перевалом, называется Чертовой. Представляет интерес происхождение этого названия.

 Существует два мнения. Некоторые справочники и путеводители по Военно-Грузинской дороге связывают это название со словом «черта», ссылаясь на то, что здесь некогда проходила северная граница (черта) Грузинского царства.
 Однако в истории Грузии не было такого периода, когда северные рубежи страны проходили в районе Крестового перевала.

 Согласно второму предположению, такое название дано местности из-за двух крутых и опасных спусков с Гуд-горы и Крестовой, сходящихся в этой долине. Чертова долина образована моренными отложениями и покрыта беспорядочным скоплением обломков красноватых и черных лав. Этот каменный хаос находится у подножия Гуд-горы.

Вот что говорит об образовании скоплений камней у подножия горы старая легенда в изложении В.Г. Цабаева.

Давным-давно в ущелье, у подножия Гуд-горы, у бедняка-горца родилась девочка. Назвали ее Нино. Девочка была так хороша, что при виде ее люди останавливались, чтобы полюбоваться ею. Однажды девочку увидал старый Гуд — горный дух, хозяин Гуд-горы. Пораженный ее красотой, он полюбил ее пылкой и нежной любовью юноши.
Пока девочка подрастала, горный дух незримо покровительствовал ей, выполнял все ее желания, оберегал, когда она уходила в горы, помогал находить самые красивые цветы и пышные травы.

Но вот Нино выросла и полюбила одного из местных юношей — статного, красивого Сосико, лучшего в округе стрелка, танцора и силача. Узнав о любви Нино и Сосико, старый Гуд решил погубить юношу. Во время охоты он заводил его в трущобы, застилал туманом пропасти на пути или неожиданно посылал на него метель. Однако из всех расставляемых Гудом ловушек юноша выходил невредимым.
 Все чаще и чаще встречались Нино и Сосико, что приводило в дикую ярость старого Гуда. Тогда он решил поссорить влюбленных. И когда ему, наконец, удалось это сделать, он от радости разразился таким страшным громовым хохотом, что с окружающих гор посыпались в долину камни. Так и лежат те камни до сих пор, образуя каменный хаос.

На вершине Гуд-горы находится «хати» — священный камень, к помощи которого когда-то обращались бездетные женщины.

Ниже перевала на крутых склонах Гуд-горы построена новая дорога.
 Она петляет между рукавами «каменных рек» и в лавиноопасных местах укреплена галереями.

Дорога выводит на поверхность Гудаурского лавового потока вулкана Садзели.

 В долину Арагви поток обрывается крутыми уступами, на которых проложен знаменитый Млетский спуск. Справа от дороги — долина Белой Арагви. Она располагается примерно на 1200-1300 м ниже Крестового перевала.

 Река образована двумя рукавами — притоками, берущими начало с Кельского плато. Одна из речек находится к юго-востоку от перевала и образует 400-метровый каньон в лавах вулкана Садзели. Этот каньон называется Гудаурская пропасть.

 На площадке в 1984 г. в честь 200-летия Георгиевского трактата (1783 г.) была поставлена диорама, символизирующая братскую дружбу русского и грузинского народов. Отдельные фрагменты диорамы рассказывают о героических защитниках Кавказа.

 В 2 км от площадки несколько лет назад выросла двухэтажная гостиница «Бидара», где можно заночевать.

Серпантин дороги ведет вниз, и на высоте 2196 м расположен небольшой поселок Гудаури. Раньше здесь находились почтовая станция, служебные помещения шоссейного ведомства, придорожные духаны и постоялые дворы.

В  1887 г. при гудаурской и кобийской дорожных службах были организованы метеорологические станции.

 Селение Гудаури — самое высокогорное на Военно-Грузинской дороге.
Здесь зимой выпадает много снега, и он держится до мая. Интересно отметить, что еще в прошлом веке этим местом восторгался Александр Дюма. Побывав тут, он писал:

«По всей Военно-Грузинской дороге нет такого более соблазнительного своей красотой и многоцветьем впечатлений места, каким является спуск с Гудаури…».
С дороги ниже села Гудаури хорошо видна красивая долина Белой Арагви с останцами лавовых потоков, поросших невысоким лесом и кустарником, Эта долина называется Кайшаурской. Она давно была заселена горцами, которые занимались скотоводством и, где позволяла почва, земледелием. До сих пор сохранились развалины древних строений.

 Эта долина описана М.Ю. Лермонтовым в романе «Герой нашего времени»:

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает как змея своею чешуею».

Развалины на одном из останцев лавового потока над Арагвой М.Ю. Лермонтов описал в поэме «Демон» как развалины замка Гудала:

На склоне каменной горы
Над Койшаурскою долиной
Еще стоят до сей поры
Зубцы развалины старинной.

За Гудаури начинается знаменитый Млетский спуск.

Дорога образует петли с крутыми поворотами. Справа блестят темными гранями базальты левого потока вулкана Сакоха-Садзели.

На противоположном (правом) склоне долины Арагви видно, что в нее впадает много речек и ручьев, иногда низвергающихся водопадами. Они прорезают в легко размываемых темных сланцах нижнего мела глубокие овраги.

Через мост по новому полотну дороги переезжаем на правый берег Арагви, и мы в селении Млети.



Рецензии