Мудры преподаватели

" Мудрых преподавателей слушал я невнимательно...". Но, в отличии от героя песни Аллы Борисовны, я, помня,себя в школьные годы, преподавателей слушал внимательно, но, "изображая грозу, я, -также,- получал козу".Мудрый преподаватель литературы,Ангелина Ивановна,говорила мне:"Ты ,Усов,или дурачок,или притворяешься".И вот по какой причине: я героями нашего времени,ничтоже сумняшася, назвал:Стаханова,Гагарина и Гаганову.

 Ангелина Ивановна доверительно сообщала мне:"Печорин-герой нашего времени,мой юный друг", и я искренне удивился:"Не знаю такого,сталевар, наверно?!" Ангелина Ивановна ,как-то странно посмотривала  в мои, наивные глазки, после чего и произнесла окончательный вердикт:
--Чувствую, что бесполезно мечу бисер перед тобой. Прикрепляю к тебе Курносову Валю,пусть поработает над тобой,а я умываю руки,-закончила она, театрально взмахнув руками.

Курносова Валя, слыла отличницей в классе и к ней иногда прикрепляли слабаков, вроде меня.
И вот, после трёхдневной работы на совхозном поле по сбору картофеля, мы порой в учебное время, с бухты- барахты начинали помогать подшефному совхозу в уборке картофеля. И вот началось моё обучение. Мы остались после уроков в классе. Валька, задала мне вопрос:
--Ну,чё у тебя там за проблемы?
--По моему, проблемы не у меня, а у Ангелины Ивановны,- сходу взъерошился я.
У Вальки глаза на лоб полезли.
--Я спросил у неё,-продолжил я,-Печорин, сталеваром что ли был,после чего она отослала меня к тебе.
--С чего ты взял,что сталеваром.
--Да я сказал, что просто не знаю такого героя нашего времени: Гагаринаа знаю, Гаганову…
--Ты,  Лермонтова не читал что ли?-перебила меня Валюха
--А когда читать, всё время на картошке.
--Печорин- лишний человек.
--Тунеядец,что-ли? Вроде Антошки.
Валюха, ваще вытаращилась на меня
--Какого Антошки?
--Ну тот который не хотел копать картошку.А как насчёт пожрать то первый. Где, мол, моя большая ложка.
--Ты чё, Усов, совсем дурной?
--Одна костерила, костерила,и ты туда же. Растолкуй в конце концов: что это за тип такой, этот Печорин?
--Слушай, тогда внимательно, Усов. Печорин и Онегин были одного поля ягодки. И от безделья не знали, куда себя деть.
--Не скажи,жрать захочешь,работать начнёшь.Голод не тётка.У нас лозунг: кто не работает,тот не ест.В газете читал.
--Ну это у нас.А тогда совсем было другое дело.
--Чё,не жрали.?
--Ну ты,и тупой.
--Ты ,Валька, таво, следи, за речью,а то и схлопотать можно.
--Для них первичным был дух, а еда вторична.
--Не скажи,брюхо подведёт…
--Замолчи ,а то сейчас расплачусь,-взмолилась Валюха.-Ты про Кащея Бесмертного сказку знаешь?
--Ну.
--Где его жизнь была спрятана?
--Ну там целя история,-мне хотелось немного реабе
литироваться своим знанием перед ней.Доказать ей,что я, не  не совсем дуб,и продолжил,--Стоял дуб, высокий-превысокий, а на самом верху дуба, в самом дупле дуба, был спрятан сундук, запертый на семь замков с кодами,в сундуке заяц,в зайце утка, в утке яйцо,в яйце игла,а на конце иглы…
--Хватит.Скажи, а чем, находясь за семью печатями и замками с кодами, питались заяц и утка-  ошарашила меня неожиданным вопросом, Валюха?
--Ну, это же сказка, в ней главное, идея,-нашёлся я.
--С Печоринам и Онегиным тоже самое – главное - идея.
Я хотел возразить Валюхе,что мол одно дело сказка,а другое - живые люди, и нафига изучать этих бездельников непонятно. Одно дело математика Дважды два четыре,тут и ежу ясно,что четыре.Полезная информация.В жизни пригодится.А тут,какая-то мура.Ещё героями выстывляют.Медаль им.А, хохо не хохо.Только время зря теряем на их изучение.

 Но посмотрев в глаза Валюхи, которые просто умоляли меня помолчать.Решил помолчать, хотя внутри меня всё так и зудело.Хотелось напомнить,  ещё Валюхе, сказку про сороку-белобоку, которая всем дала,а Печорину- фиг, ибо по труду и честь.Валюха некоторое время смотрела на меня,убедившись,что я внял её просьбе, продолжила:
--Вот, что, говорил Белинский: Онегин и Печорин не смогли найти своего применения в консервативном, закостеневшем обществе. Вот, поэтому, стали лишними людьми в обществе своего времени. Или как, иронизировал Лермонтов, назвав Печорина: Героем нашего времени.Ясно?

Я смотрел на Валюху разинув рот.Шпарила,заковыристыми словечками,как по писанному.Просто зауважал, что она так,запросто, могёт такое, без шпаргалки шпарить по русски.
--Запиши мне, ни за что не запомню. Постараюсь зазубрить.-попросил я её.
--Флоринский, с тобой?
Я утвердительно  кивнул головой. Валюха, отметила в книге нужные места и благословила:
-- Зубри, по отмеченному.
И я зубрил, ненавидя себя за тупость, заодно  Белинского и Флоринского за умничанье. Но ничего не помогло. Ангелина Ивановна, всё равно по окончании учебного года поставила мне неуд, и оставила меня на второй год. Чтобы я глубже мог проникнутся духом лишних людей. Это было выше моих сил,повторять то,  что до глубины души считал, чушью собачьей.

 Уговорил Ангелину Ивановну, перевести меня в следующий класс, после чего я,мол, уйду из школы. Уговорил. Ушёл. Удачно поступил в строительный техникум, который успешно закончил,потом,окончил строительный институт.Потом работал в проектном институте. Такое разнообразие последовательно произошло в моей жизни.

 Постоянным  оставалось только сбор картошки в совхозе:"Путь коммунизма»,  по месяцу, осенью, ежегодно и регулярно. В какой бы организации я  не работал «Путь Коммунизма» преследовал меня постоянно, пока Союз не развалился. Что примечательно.В выражении: «Любовь не картошка не выбрасешь в окошко».Картошка привалировала.Особенно во время правления Горбачёва,когда появились талоны на продукты .И, это был вообще нонсенс.

 На вьезде к совхозу:Путь коммунизма», красовался огромный баннер,из которого следовало: совхоз миллионер, сдал в закрома государства, сельхоз продуктов.в два раза больше чем пологалось. По таким показателям получалось,что сельхозпродукты должны были валом валить  в город.Но город видел только талоны.

 Получалось,что по ошибке продукты, по дороге в город,власти приняли за контрофакт,подавили бульдозером,потом извинились,ошибка мол вышла,бывает.Вон,де, америкосы, целые госпиталя по ошибке бомбят и ничего,с них,как с гусей вода, извинились.И всё.И снова права качают, как ни в чём не бывало.

Пока хватит о шкурные делах,гутарить. Начну про другое.Меня постоянно терзало чувство моей духовной неполноценности. Тавро, поставленное на мне Ангелиной Ивановной висело надо мной как дамоклов меч. Я, усиленно пытался избавиться от него: читал много художественной литературы. Пытался понять Гегеля, Ницше,Шопенгаура, Фрейда и др. умников,но эти ребята оказались мне не по зубам, если не сказать точнее: вдарили меня зубам,. как следует.Я, воочию ощутил,что гранит науки, воистину, твёрд.Сказались пробелы, из-за отвлечений на сельхозработы.

Если Лермонтов в 26 лет умер, и успев написать к этому времени, уйму умнейших книг. А я, к этому времени, был: ни тпру, ни но, ни кукареку, только глазами хлопал,  классно, мог  картошку собирать,и быкам хвосты крутить. Пришлось упущенное, навёрстывать самообразованием. Этому, удачно способствовал, бум того времени, создавший моду на художественную литературу.

 И я, удачно воспользовался моментом. И, просто, пожирал книги. Как одна мадам пожирала бриллианты. Граждане, Советского Союза, считались на то время самой читающей публикой. Брендом времени считались шкафы в квартирах, заполненные книгами.  Когда мода на книги прошла, их просто- напросто сдали в макулатуру. Обладатели дефицитных, некогда фолиантов, с большим трудом достававшихся по знакомству,говорили,мол,будя, начиталисьу по второму разу читать жирно будет. Хотя, мне кажется ,что многие из них к книгам даже и не прикасались, просто фасон держали. И потом много  информации пошло по телевидению, а позже и по интернету, так что книги ушли в аут.
 
При диспутах с приятелями, я вдруг обнаружил,что на меня обращают внимание как на интеллектуала. Вот где я возрадывлся.Ура.Сработал философский закон: перехода количества в качество. Посмотрела бы на меня сейчас Ангелина Ивановна,но времени прошло много,и она поди уже почила,ибо и тогда была уже немолодой, а жаль, а то бы показал ей язык, ишь на второй год оставила.Съела, да?  Валюха, вышла замуж за немца и после развала Союза уехала в Германию,работает домохозяйкой и воспитывает двух прекраснейших внуков.К Валюхе уважиха.Так что, хвастать уже было не перед кем. Но негативное отношение к Флоринскому сохранилось. Неужели его до сих пор изучают в школах.?


Рецензии