Двадцать третий цех

               
     После окончания школы и получения аттестата в 1959 году  мне не нужно было срочно поступать в институт, чтобы избежать службы в армии. Перенесенное в детстве заболевание сердца привело к тому, что мне на определенный срок был выдан “белый билет”. Тогда по совету отца и при содействии знакомого я поступил на работу на Электромеханический завод имени Владимира Ильича (тогда он еще так назывался). Завод был известен тем, что его основали в 1847 два англичанина для ремонта импортного оборудования, а так же тем, что в 1918 году здесь было совершено покушение на Ленина. В 1922 году завод стал носить имя вождя пролетариата.
   После оформления документов меня направили на работу учеником токаря в 23 цех, который считался секретным. Цех был разделен на две половины: на одной, где работал я, производили металлические изделия для мирной продукции, а на другой - за высокой перегородкой – изготавливали  бронебойные артиллерийские снаряды нескольких видов. Мне было интересно туда заходить и держать в руках тяжелые заготовки снарядов. Причем там работали только глухонемые. Мы могли свободно переходить из одной половины цеха в другую, но общаться с глухонемыми было, по известной причине, затруднительно. Хотя мы все участвовали в футбольном турнире завода и играли в одной команде.
     Позднее я узнал, что завод был режимным объектом и входил в структуру Народного комиссариата боеприпасов СССР. Если по другим цехам завода можно было беспрепятственно ходить, то  в наш цех нужен был специальный пропуск. Причем опаздывать на работу было нельзя. После семи часов утра прием пропусков заканчивался, и этот день считался прогулом. Уйти раньше тоже было нельзя, так как пропуск выдавался индивидуально под роспись только после окончания смены.
     Через год после начала работы на заводе я был переведен в гальванический цех, где проработал еще один год. Все это время я готовился к экзаменам для поступления в медицинский институт. Как раз в то время накал холодной войны несколько снизился, и в родном мне 23 цехе перестали производить снаряды. Цех больше не считался секретным, так как в нем те же глухонемые рабочие стали делать стиральные машины для Кубы. Я успешно сдал  экзамен в институт и больше на заводе не был. К сожалению, судьба завода оказалась плачевной: в начале 2000-х годов он перешел в частные руки, и сейчас выпускает только электрические плиты и электродвигатели. 


Рецензии
Во времена холодной войны много было режимных предприятий.
А у нас была стиральная машина "ЗВИ" (завод Владимира Ильича), сейчас она на даче. И надо сказать крепко же она сделана - в рабочем состоянии до сих пор, хотя ей уже почти полвека. Правда мы ей не пользуемся давно.
Думаю, что ее сделали на том самом заводе, о котором Вы, Александр, и написали этот рассказ.

Татьяна Борисовна Смирнова   01.07.2023 21:01     Заявить о нарушении
Относительно стиральной машины, Татьяна, думаю, Вы правы. Она, скорее всего, там и была произведена. А о качестве и говорить не нужно - и так ясно. Мне есть о чём вспомнить, включая и 23 цех. Спасибо за прочтение и комментарий. Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   05.07.2023 16:56   Заявить о нарушении