Аримаспы

      Цитаты из рассказа "Всего один вечер" (книга "Прощание с Птицами")
 
      Скифы относились к белым народам. Сравни имена Колаксай, Арпоксай, Липоксай. Общее в именах окончание – АКСАЙ (ОКСАЙ) «белая вода; ущелье». Легендарное Беловодье воспето в русских преданиях, сказках. Ты же читал в детстве книгу Чапыгина «Белый Скит», где главный герой отправляется в конце книги на поиски  этого Белого Скита – страны справедливых и благородных людей, т.е. «белых скифов». Они наши общие предки.
      Ведь русские казаки входили вольницей в скифскую агломерацию. Они во время войны должны были снабжать скифское войско провиантом. На их земле в мирное время паслись кони скифов, предназначенные для войны. И на их земле, наконец, произошла легендарная встреча с амазонками. Отличительный головной убор их – фуражка (от слова фураж). В битве при Гавгамелах они дерзко отбили у Александра Македонского его обоз, пока он с успехом громил Дария, чем очень расстроили и разозлили Великого полководца. Впоследствии, при заключении мирного договора с царскими скифами (предками казахов), Александр Великий просил вернуть обоз и строго наказать виновников. На это наши предки ответили, что вольница на то и вольница, что по древней традиции ведёт себя вольно, а традиции царские скифы уважают, но попробуют упросить (!) вольницу войти в положение Александра и вернуть ему обоз. Впоследствии предки славян таки вернули Александру его обоз, причём в  самую трудную для него минуту, за что он переименовал их из аримаспов (одноглазых) и арейманов (воинствующих) в «славных», т.е. в славян. Об этой, оказанной Александру Великому услуге, и пишет Карамзин…
      Да! До этого момента славян именовали «одноглазыми» или аримаспами. АРИМА "наполовину" АЗ "слепой" ПУ "народ". Это просто смысловой перевод слова человек! ЧЕЛО-ВЕКО. Кстати, вы, молодёжь часто говорите слово чувак, так это по-болгарски и сербо-хорватски «человек». Только они говорят "човэк". Саклабы – так именовали, и предков славян, и тюркоязычных булгар созвучно со словом циклопы. Полифем, циклоп, который ел спутников Одиссея, был отщепенцем. Он жил отдельно от своего племени. Циклопы же были высококультурным племенем, даже в «Одиссее» об этом говорится. Вероятно, слово энциклопедия произошло от них или в честь их.

      Но ни одни только саки жили на территории древнего Казахстана. На востоке и северо-востоке от саков жили легендарные могущественные племена «аримаспов», с которыми ты уже знаком, «стерегущие золото грифы» и священные «аргиппеи». Краткие сведения о них содержатся в трудах Геродота, Страбона и других древнегреческих историков и географов. До наших дней учёные не могут разгадать тайну этих народов. Ни где они жили, ни кем они были и поэтому многие считают, что все сведения о них это просто красивые и давно забытые сказки. Это не так...

      Аримаспы или славяне на востоке. Вроде бы ахинея. Но, не спеши с выводами... Живёт в Сибири, говорящий на русском языке автохтонный народ, называющий себя по-разному, то сармятами, то самарцами, то ассами, то буртасами, то цингалами, то вятичями и т.п., но всех их объединяет одно, они все твердят, что они выходцы с Чалого Дона. Поэтому их зовут чалдонами. Они являются объектами насмешек, т.к. в тюркских языках ЧАЛА, ШАЛА означает «ненастоящий», т.е. получается, что они с «Ненастоящего Дона». Тогда с какого? Но самое главное: когда они пришли в Сибирь? Ещё их называют желтопупыми, т.к. у этнически чистых чалдонов, их желтоватый цвет лица и тела у пупа сгущается. Ещё их характерная особенность, они раскосые и широколицые. Их сразу узнают коренные сибиряки, т.е. те которые давно живут в Сибири. Хотя по настоящему, это чалдоны коренные сибиряки. Ну, ладно, к делу. Когда я летал во Владивосток в командировку, возвращался поездом, и в районе озера Байкал ко мне казаху пристала старушка с вопросом: «Не чалдон ли я?» Тогда я не знал, кто такие чалдоны. Потом заинтересовался.
      В Восточной Сибири чалдонами называли раньше только выходцев из Забайкалья потомков семей от русско-бурятских браков. В быту женская половина отделена от мужской и нарушать такой порядок не в характере чалдонов. Сами они называют себя выходцами с «Чалдон-озера» или уверяют, что пришли на челнах с Дона.
      Значит, их могли вначале переселения звать челндоны, раз они пришли на челнах. Тогда челндон просто калька со слова человек. Ведь НЮДЭН «глаз» в бурятском. ЧЕЛ-НДЭН это опять же «чело-глаз» или «чело-веко». Следовательно, название чалдон это смешанное славянско-бурятское «человек». Челдон в словаре Даля обозначает «бродягу» с монгольского, т.е. скитающегося по-гречески, а значит это обозначение скифа. Но не просто скифа, а скитальца-аримаспа. Так, когда же чалдоны пришли в Сибирь?
      В 1985г. в газете «Енисей» со слов местного учителя было записано, что чалдоны переселенцы с Абиссинии (Эфиопии) во времена Перикла, добровольно переселившиеся в Сибирь и принесшие сюда свет христианства. Перикл современник Геродота. А последний как раз писал об аримаспах на востоке от скифов.
      В Якутии и Хабаровском крае есть горный хребет Сунтар-Хаята. Эвенки передают предание, что в предгорьях этого хребта есть подземное озеро, если в нём искупаться, то станешь бессмертным. В центре озера есть остров, на нём трон из яшмы. Восседает на нём седой старец Алтон. Небольшая горная вершина, высотой 1542 метра в этом хребте носит название – Алтон. В осыпи этой горы часто находят просверленные камушки. Этот камушек надо искать в полном одиночестве, кто найдёт его, будет счастлив, это так называемый «глаз Алтона». На северном склоне горы есть пещера. Стены её в резных геометрических узорах, а в ней сложенные из камней пирамидки, эвены их не трогают и называют «маонами». Здесь в предгорьях когда-то был дольмен, но сейчас его не могут найти. Но самое странное, об Алтоне знали мальтийские рыцари. Более того, они записали в своих книгах в XVI веке, что в XXI веке магический центр и «Знамя родосских рыцарей (иоаннитов) переместится в Алтон».
      Седой Алтон, т.е. чалый, в комплексном чтении даёт Чалтон. Меня заинтересовал «глаз седого Алтона». Не говорит ли это о том, что по преданиям у седого Алтона был один глаз, если в осыпи горы Алтон можно найти его глаз? А подземное озеро может носить название «Чалтон-озеро» - производное от седого Алтона.
      Во времена Чингисхана в Сибири и Монголии проповедовал и правил поп Иоанн или просто поп Иван. /Ср. мальтийские рыцари иоанниты!/ Его ещё звали Ван Хан Керейский. Знамя его было как у Аттилы – на нём был косой крест.
      Если применить тюркскую этимологию к этническому названию чалдон, то получится ІШ «живот» АЛДОН это АЛТЫН «золотой», т.е. чалдон это буквально «золотой живот». Сравни с их прозвищем «желтопупые».
      Если верить свидетельствам, а оснований не верить нет, аримаспы переселились в Сибирь в V веке до нашей эры и постоянно поддерживали связь с прежним миром. Иначе, как бы они принесли христианство?! А то, что аримаспы жили в непосредственной близости от Эфиопии сказано в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». В отрывке, где Прометей напутствует Ио (возлюбленную Зевса, превращённую им в корову):

       «… Войска одноглазого
Остерегайся Аримаспов-конников,
У золототекучего  кочующих
Плутонова потока! На краю земли
Найдёшь народец чёрный, обитающий
У солнечных ключей, где Эфиоп-река».

      Возможно, китайцы именно чалдонов называли словом «бома», что означает пестроконные. Интересен образ жизни бома. Они пашут на лошадях, строят избы, т.е. ведут уклад жизни как их родственники на Руси. АЛ АТ «пёстрый конь» по-казахски. Возможно, они уже тогда ездили на тройке с бубенцами в тулупах или шубах. «Три пёстрых коня и шуба» получается по-казахски чалдон. Вот во что вылилась легенда об аримаспах.

 (из книги "ПРОЩАНИЕ с ПТИЦАМИ" - ISBN 978-601-06-3799-3,
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1951 от 19.09.16г.)
© Изъящев Т.П., 2016


Рецензии