Созидание Глава 10 1969 г. Часть 4-14 Мухранская к

                МУХРАНСКАЯ  КРЕПОСТЬ  И  МУХРАНСКАЯ  ДОЛИНА



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА  10   1969 год

ЧАСТЬ  4-14  МУХРАНСКАЯ  КРЕПОСТЬ  И  МУХРАНСКАЯ  ДОЛИНА


Дорога идет по обширной плодородной Мухранской долине, расположенной в нижнем течении Арагви, где она сливается с Курой. Долина представляет собой котловину в межгорье, образованном с юга горами Малого Кавказа, а с севера — отрогами Главного хребта.

 Мухранская равнина относится к территории нового этнографического района Грузии Картли, в который входят города Тбилиси, Мцхета, Гори, Душети, Сурами, Боржоми.

На северном склоне Мухранской равнины вдоль подножия гор тянется трасса оросительного канала, берущего начало от Арагви. В советское время здесь построены головные сооружения еще одного из тбилисских водопроводов — Натахтарского.

На 177-м километре от Военно-Грузинской дороги ответвляется магистраль, идущая через Гори и Сурамский перевал к Черноморскому побережью.

Отсюда с дороги на противоположном берегу Арагви на лесистой горе на высоте 1120 м видны строения монастыря Зедазени. Монастырь был основан христианами в VI в. До конца XVII в. монастырь процветал, но в последующие годы в результате набегов горцев пришел в упадок и в начале XVIII в. вовсе прекратил свое существование. Сохранились ограда, остатки монастырских помещений, а также церковь IX в. В пределах монастыря есть родник с чистой водой. С горы, на которой стоит монастырь, открывается прекрасный вид на долины Арагви и Куры, на Тбилиси и Мцхета.

В 4 км от Тбилиси, у слияния Арагви и Куры расположен небольшой районный центр — Мцхета (530 м над уровнем моря). Это древняя столица Восточной  Грузии (Иберии).

 Точно установить время основания Мцхета не представляется возможным.

Археологическими данными подтверждается, что территория Мцхета была освоена еще во II тысячелетии до нашей эры. Мцхетская культура считается одной из древнейших. Страбон указывает на существование в I в. до нашей эры на территории Мцехта двух городов: Армазика и Севсамора (Армази и Цицамури).

Крепость Цицамури в   IV—V веках до нашей эры находилась у селения одноименного названия и была одним из военных укреплений столицы. Очевидно, в древности Мцхета занимал гораздо большую территорию по обоим берегам Куры и левому берегу Арагви у места их слияния.

 В западном направлении город почти достигал селения Дзегви.

 Рядом с ним, на левом берегу Куры находился металлургический район столицы — Саркинети (дословный перевод — место, где обрабатывают железо) и крепость, делавшая его недосягаемым   для врагов. Здесь были фортификационные сооружения, сохранились развалины железоплавильных печей и ремесленных мастерских.  Железо  выплавляли из  привозного сырья, так как вблизи Мцхета нет залежей руды.

 В самый ранний период истории Иберии Мцхета достиг значительного расцвета.

Будучи расположен на пересечении важнейших торговых и стратегических путей с Северного Кавказа на юг в сторону Армении и Ирана, к Черноморскому побережью, Мцхета играл значительную роль в международной торговле.

 По сведениям историков, в древнем Мцхета имелось много красивых общественных зданий. В середине V в., когда военно-политическая обстановка вынудила царя перенести столицу восточнее — в Тбилиси, Мцхета вплоть до XII в. становится религиозным центром страны, местом пребывания католикоса — патриарха Грузии.

 После переезда патриарха в Тбилиси Мцхета утратил свое политическое и административное значение.

В настоящее время Мцхета — небольшой город, районный центр с железнодорожной станцией на дороге Тбилиси — Батуми.

 Промышленность города представлена лесопильным, керамическим, черепично-кирпичными заводами, предприятиями местной промышленности. В Мцхета недалеко от железнодорожного вокзала расположена турбаза Грузинского республиканского совета по туризму, здесь же организована первая в Грузии водная станция. До сих пор в Мцхета сохранились замечательные древние архитектурные сооружения, являющиеся национальной гордостью грузинского народа.

Военно-Грузинская дорога идет мимо Мцхетской водной станции, сворачивает влево и по железобетонному мосту переходит на правый берег Куры.

 Кура — самая большая река Кавказа. Истоки ее находятся на территории Турции, впадает она в Каспийское море.

 Мост через Куру был построен в 1926 г. инженером Б.Микеладзе по проекту М.И. Карелина почти на 500 м выше по течению реки от старого Мцхетского моста, затопленного при строительстве плотины для Земо-Авчальской ГЭС.

 Первые сведения о Мцхетском мосте встречаются в произведениях античных греческих авторов II—III веков нашей эры в связи с описанием похода в Закавказье в 65 г. до нашей эры римского полководца Помпея.

 Когда войско Помпея приблизилось к Мцхета, грузинский царь Артаг приказал сжечь деревянные пролеты моста, чтобы преградить римлянам путь в центральную часть города, расположенную на левом берегу. Мост был реставрирован и расширен при царе Вахтанге Горгасали.

 Строители усовершенствовали систему водоспусков на случай паводка и расширили въезд на мост. По обеим сторонам моста были построены башни, имеющие оборонительное значение. В них помещались стража и таможенная застава.

 В начале XIX в., когда движение по Военно-Грузинской дороге увеличилось, встал вопрос о строительстве нового моста. Этот вопрос был решен с согласия царя Николая I во время его путешествия по Военно-Грузинской дороге в 1837 г.

Мцхетский мост был первым каменным мостом, сооруженным царским правительством на Кавказе. Строительство его продолжалось с 1839 по 1841 год под руководством русского инженера Термина на месте древнего моста.

 В течение 85 лет каменный мост находился в эксплуатации, и только в 1926 г. в связи со строительством плотины от него пришлось отказаться, он был затоплен водами Куры.

В этом месте реки, по левой стороне дороги, по плану ГОЭЛРО в 1927 г. были построены головные сооружения первой в Грузии Земо-Авчальской ГЭС имени В.И. Ленина. Это одна из первых гидроэлектростанций в Советском Союзе после Волховской ГЭС.

 Годовая мощность ее после введения в строй в апреле 1938 г. второй очереди составляет 36 тыс. киловатт. Архитектурный ансамбль ГЭС удачно завершен одним из лучших памятников В.И. Ленину, автором которого является И.Д. Шадр.

За мостом через Куру дорога идет у подножия горных склонов, покрытых кустарниками. С правой стороны ей сопутствуют горы системы Малого Кавказа, а с левой — южные отроги Главного Кавказского хребта.

Около генераторного здания Земо-Авчальской ГЭС Военно-Грузинская дорога проходит под арочным пролетом железнодорожного моста и, минуя мост-акведук через Куру, по красивой аллее вступает в пригороды Тбилиси.

 Здесь находится район города, называемый Дигомским полем. Совсем недавно он представлял собой невзрачный пустырь.

В настоящее время это утопающий в зелени новый жилой массив, связанный с центром Тбилиси регулярным автобусным сообщением. В районе разместилось учебно-опытное хозяйство виноградарства Грузинского сельскохозяйственного института, на полях которого студенты проходят производственную практику. На Дигомском поле расположены мотель и кемпинг.

Несколько километров дорога идет по правому берегу Куры над скалистым откосом, затем взбирается на обширное плато, где расположен один из районов Тбилиси — Сабуртало.

Здесь начинается городская улица, которая так и называется — Военно-Грузинская дорога. Минуем мост через реку Вере и попадаем на площадь Героев.

 Последний исторический пункт на дороге — старый мост через Вере. В настоящее время движение идет по новому мосту, который был сооружен в начале 20-х годов нынешнего века, когда Тбилиси стал интенсивно расти в северозападном направлении.

Старый каменный мост, занесенный песком и илом, сохранился в пойме реки Вере как памятник древнего мостостроения.

 По историческим данным, мост был построен в XVII в. и представлял собой уменьшенную копию знаменитого кирпичного Красного моста через речку Храми, который существует и поныне.

 Однако некоторые специалисты считают, основываясь на внешнем облике моста, что он построен значительно раньше.

 Его строительство приписывается древнему полководцу Помпею, находившемуся в Грузии в I в. до нашей эры.

Наше путешествие по Военно-Грузинской дороге закончилось.
 
Мы приехали в город Тбилиси — столицу и самый крупный научный и культурный центре Грузии. Здесь находятся Академия наук Грузинской ССР, научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения, музеи, театры.



Рецензии