Рыжики - это не только...

Из книги "Современные сказания о лесах, водах и ремёслах лесных на землях Урала Северного"
Глава "Картинки детства"


                Рыжики – это не только…

                Посвящается маме моей,
                Ираиде Васильевне Соловьёвой

      Наверно так я назову рассказ об этих грибах, с которыми у меня связано много воспоминаний детских и которые повлияли в какой-то мере даже на выбор профессии.  Рыжики одни из тех грибов, которые являются полноценным объектом «тихой охоты». Так издавна зовут сбор грибов. Это занятие очень разнопланово и для каждого грибника индивидуально, хотя результат общий – найти, собрать и в дальнейшем превратить их в пищевой продукт. Некоторые виды грибов в урожайные годы не представляют никаких проблем в процессе сбора. Те, которые растут просто равномерно-повсеместно или большими колониями, «мостами», как говорили уральские грибники. Не знаю, забыли это слово нынче или нет, но я помню. К ним применимо выражение - пришёл, увидел и собрал. Опята, лисички, маслята всех видов – вот типичные представители таких заготовок. Какие-то виды растут в строго определённых местах, которые нужно знать или найти и затем обнаружить их там не составляет труда. Рыжики же я отношу к особенной группе, куда входит ещё белый гриб.  Они не столь многочисленны, растут в определённых местах, а их поиск очень специфичен. Не очень часто они растут открыто, обычно на горельниках прошлого года, в сосновых борах. Несколько лет рыжик лезет здесь открыто, пока пожар плотно не затянется травяной растительностью и она заглушит грибницу. В основных же своих местах этот хитрый гриб растёт очень незаметно и зачастую бывает нещадно топтан невнимательными грибниками, многих из которых хочется назвать праздношатающимися. Самое излюбленное место обитания рыжика – молодые сосняки, как естественного происхождения так и искусственного, то есть посаженных или посеянных работниками лесного хозяйства. Причём десяти-, пятнадцатилетнего возраста сосёнок достаточно для появления и наличия там этого гриба, который начинает расти в окружении хорошо заметных маслят и сыроежек, особо себя не показывая. Ещё одно любимое место: уже скошенные покосы с обязательным наличием соснового леса вокруг них. Здесь его искать легко. Он растёт открыто в широкой полосе вдоль стены леса по отаве – молодой траве, растущей после выкоса основной. Там его собирать намного легче. Но покосы бросают и они зарастают, люди перестают держать скотину и таких мест остаётся всё меньше и меньше.
 
     Забыл оговориться. Речь я веду о боровом рыжике. Его еловый собрат намного хлипче, с тонкой длинноватой ножкой и растёт совсем в других местах. С рыжиками связаны самые ранние воспоминания детства…

     Помню палатку, рядом дымящийся костерок, вдали берег пруда, заходящее солнце макушкой выглядывает сквозь вершины, чётко очерченных рассеянным светом, сосен и елей. Мама насильно уводит меня, ревущего, в палатку, укладывать спать. Я рвался к папе на берег. Он стоял на «зорьке», караулил уток и иногда оттуда раздавались выстрелы. Недалеко от палатки начинались сосновые лесопосадки, широким «языком» вдаваясь в сосновый бор. Выспавшись и позавтракав, мы все вместе по утренней росе, пошли в этот молоденький соснячок, росший ровными рядами, собирать рыжики. Большинство сосенок были моего детсадовского роста. Я ходил за мамой вдоль рядов, как казалось мне, моих сверстников, с которыми я был ещё не знаком и поэтому мы пока не разговаривали. Папа появлялся перед нами периодически, оглядев нас и наши успехи в корзине, опять уходил. Это его манера собирать грибы. Мама же методично шла вдоль соснового ряда и увидав торчащий из травы краешек шляпки, останавливала меня, показывала рыжик и велела осматриваться рядом.  Сама же присев на корточки, освобождала от травы и земли гриб, также оглядывала место, нередко находя ещё несколько штук. Рыжик редко растёт в одиночку. Иногда и я находил, но больше находила мама. Эта игра постепенно затягивала меня, поиск был увлекательным занятием и я стал не боясь, отходить от мамы и искать самостоятельно. Ножик мне тогда ещё не полагался и я приносил сорванные грибы. Вот с тех пор и началось моё увлечение этими замечательными своей  скромной красотой, скрытными грибами, а попутно с ними и всеми остальными съедобными видами. К школе я уже знал грибы почти на нынешнем уровне. С тем сосняком вначале мы росли вместе, затем он начал меня обгонять в росте. За годы постоянных посещений я узнал его вдоль и поперёк, он стал родным и близким. Были ещё места с такими соснячками, которые мы посещали, но этот всегда в моей памяти. Сейчас все они превратились в молодые сосновые боры. Наш соснячок позднее отрезали каналом, образовав небольшой остров и туда мы стали плавать на лодке. После этого за ним у нас закрепилось название «остров». Тогда же земснарядом стали чистить пруд и протянули через канал и «остров» отводную трубу. По этой трубе мы с пацанами и стали переходить в сосняк и прилегающий к нему лес, где жгли костёр, варили чай, жарили хлеб на самодельных шампурах и разворачивали свои детские игры. Потом у меня появилась рогатка,  я стал интересоваться птицами, ловить и держать их дома. Рогатку я упоминаю сознательно.  Конечно, рогатка – это несколько не тот метод познания родной природы, но у каждого свои пути. Этот содержал элементы охоты и казался мне самым близким в осуществлении мечты держать птиц. Да и какой мальчишка в том возрасте не держал в руках рогатки? Не так долго я ей и занимался и только для того, чтобы подержать в руках, рассмотреть вблизи незнакомых птиц, в душе мечтая стать настоящим охотником. Потом началось строительство клеток, западёнок, ловля и содержание птиц дома, которых, живших подолгу и выпускавшихся на волю, я тоже вспоминаю с большой теплотой и любовью. Но рыжики я не забывал никогда. Помимо постоянных семейных выездов, в которых с такого же возраста, постоянным членом нашей команды стал и младший брат, и я из каждой своей поездки, когда гриб уже шёл в рост, привозил домой собранные рыжики. Вечерами дома мы с мамой перебирали их, вспоминая как красиво они росли, заново переживая моменты находок, чистили, мыли и она, предварительно отварив, засаливала их по своей особой технологии, которой пользуется уже более пятидесяти лет. Засаливались солидные объёмы и всё уходило за зиму. Солёные рыжики Соловьёвых знала вся наша родня. В праздничные семейные торжества рыжиков в сметане ждали все присутствующие гости. Секрет фирменной засолки передан и моей семье. Надеюсь, что передам его дальше и я.

      Этот гриб позднелетний. Массово появляется в середине августа и растёт до первых заморозков. Открытие охоты почти совпадало с началом сбора рыжиков и это ещё более сблизило меня с ними, так как находилось время и на охоте для грибов.  Конечно, собирали мы и другие грибы. Всего я собираю, как и когда-то в детстве, пять основных видов грибов: белые, подосиновики (красноголовики), подберёзовики(обабки), грузди и рыжики. На «безгрибье» - случаются и такие годы – маслята, крепкие сыроежки, изредка, всегда когда наткнусь, но очень редко теперь – ельничные - это очень красивые жёлтые, с мохнатой бахромой по ободу шляпки, похожие на груздь, грибы с сильным хвойным ароматом и фиолетовым цветом среза на ножке. Растут они по сырым местам в ельниках, отсюда и название. Хотя, где как их зовут, я называю их так, как услышал от родителей. 

     Рыжик – самый универсальный гриб для употребления в пищу. Некоторые грибы хороши  для сушки, другие для соления и маринования. Рыжик же употребляем в любом виде. Не пробовали мы его только сушить, но и в таком виде он бы наверно был хорош. По вкусовым качествам он один из лучших. Рекомендую несколько довольно необычных способов приготовления. Советую свежие чистые грибы мелко порезать, добавить туда также порезанного репчатого лука, перемешать и посолить. Затем дайте постоять полчаса. Снова перемешайте и пробуйте. Не бойтесь за желудок. Далее. Нанизать целые свежие грибы, предварительно подсоленные, на шампуры или положите на решётку и ставьте на угли. 15-20 минут достаточно. Печёный рыжик – деликатес! Ещё один способ. Поварите рыжики  20 минут в солёной воде, откиньте на дуршлаг и дайте остыть, сварите картошки, тоже остудите. Порежьте это как в салат, не жалейте порезанного лука и полейте полученную массу подсолнечным, желательно настоящим, маслом. Про жарку, пироги, грибной суп и соления говорить не стоит. Это известные кушанья.

     Теперь хотелось поделиться об особенностях сбора. Лучше назвать это поиском. Именно поиск характерен для рыжика. Идеальные соснячки те, которые посещает на выпасах крупный рогатый скот. Коровы не столько щиплют траву, сколько топчут. Травяной покров в угнетённом состоянии – самое лучшее место для рыжика, здесь он растёт небольшими семейками, по три-пять штук, хотя нередки и одиночки. Найдя один, никогда не спешите уходить и не топчитесь. Присядьте и оглядитесь вокруг очень внимательно. Можно пройти по одному и тому же месту несколько раз и непременно находить грибы. Поэтому лучше никуда не торопиться и осматриваться тщательно. Так же внимательно осматривайте места, где раньше резали сами и до вас срезали рыжики, рядом или чуть в сторонке обязательно вылезут новые. Густую высокую траву обходите не мешкая, там рыжика нет никогда. Если сосняк взрослеет и образовал уже лесную подстилку из хвойного отпада – внимательно осматривайте и её. Подозрительные бугорки должны быть проверены.
 
     Нередко там прячутся, растущие из одного корня, два-три гриба. Если повезёт, то таких бугорков может быть рядом несколько. О вкусовых качествах гриба говорит ещё и то, что червяк очень любит рыжики. Иногда они практически все бывают червивыми. Не ленитесь вырезать, есть вероятность хотя бы на часть гриба. Часто встречаешь брошенные срезанные грибы, якобы червивые. Срезав некоторую часть ножки видишь, что дальше гриб чистый.  Ранее я упоминал о праздношатающихся. Такие «грибники» думают, что видят всё насквозь и если ничего не видят, значит, считают они, гриба нет. При этом шагают как на демонстрации. Сколько спнутых и растоптанных грибов после них остаётся! Или же найдя один и срезая его, растопчут несколько рядом растущих.

     В настоящее время я собираю рыжики на газотрассе, шесть заросших сосняком «ниток» (трубопроводов) которой, проходят в полукилометре от нашего села. Есть там у меня любимый маршрут вдоль дорожки между «нитками», где знакомо всё на протяжении пятисот метров. Этого расстояния достаточно, чтобы сполна насладиться поиском и сбором. Иногда приезжает мама и снова мы окунаемся в прошлое. Вожу и показываю, доставляя ей несказанное удовольствие, которое ничуть не ослабло с возрастом. Просто теперь мы поменялись ролями и это также радует нас как и тогда, на «острове». Никогда не собираю помногу зараз. Потому как нужно много времени на обработку, а перебирать надо сразу - иначе пропадут.

     Перечисляю всё, что знаю об этих грибах, а в голове сидит совсем другое, более важное. Оказывается, рыжики – это не только грибы, это целая веха в моей жизни. Это то же, что и хариус, когда я с удочкой, вальдшнеп или белка – когда с ружьём. Рыжики – одна из трёх составляющих, а по хронологии моего жизненного пути – первая, с которой началось вхождение моего «я» в этот мир, чтобы попробовать понять устройство, окружающего человечество, пространства, окружающей его природы.
 
     Как интересно устроена жизнь. Вроде бы просто грибы – какая незаметная на первый взгляд отправная точка! Которая незаметно превращалась в снежный ком, наматывая на себя впечатления, новые открытия, первые осмысления! Снежный ком, который приобрёл совсем несвойственные ему качества, он не растаял, а постепенно обрастая последующими увлечениями и познаниями, обогащал жизненным опытом, формировал мировоззрение, цементировал определённую полученными знаниями жизненную позицию. Поэтому закончу тем, чем начал. Для меня Рыжики – это не только…

14.04.2015 г.


Рецензии
Спасибо, Вячеслав, за интересный рассказ о рыжиках.
Наполнил он мне один эпизод из моей жизни. Сплавлялись мы алма-атинской командой по реке Лене там, где она бурно начинает свой бег с Прибайкальского хребта.
Поскольку я был среди них сибиряком, то считался знатоком грибов. Но почему-то было много только груздей и рыжиков. И я утверждал, что они пригодны только для соления, для которого у нас не было никаких условий. Посрамили меня ребята из украинской группы, которую мы догнали. Они давно и с удовольствием лакомились жареными рыжиками. Так я потерял звание знатока таёжных подарков.
Вы очень интересно пишете об охоте рыбалке и лесной жизни.
Буду заглядывать на Вашу страницу.
С уважением,

Анатолий Шнаревич   28.12.2016 11:39     Заявить о нарушении