Средство объективного контроля

Среди решений микроигр, предложенных программой «Динозавры учат шахматам», которую я иначе, как «Динозаврики», обычно и не называю, особое место занимают две подпрограммы – борьба ладьи с монстрами в ходе поедания сладостей и стремление слона съесть как можно больше вкусностей, причём каждый успешно опробованный сюрприз отмечается появлением «звёздочки».
Достоинства обоих инструментов трудно переоценить.
Первое: кратковременность
Второе: завершённость
Третье: абсолютная ясность и прозрачность задачи и результата
Четвёртое: лёгкая повторяемость
Пятое: минимальность играющего материала
Шестое: чёткость в постановке задачи
Седьмое: наглядность и доступность

Таким образом мы располагаем на данный момент двумя средствами объективного контроля за усвоением именно шахматного базового материала.
Другие задания в программе к сожалению не обладают всеми этими достоинствами, перегружены речью и недогружены разнообразием версий.
Таковы микроигры в уровнях раздела «Играть».
Таковы задачи по борьбе короля и ферзя против пешек, таковы задачи на ход конём.

Рассмотрим подробнее тему объективности контроля в указанных нами заданиях.
Разумеется, игра ладьи против статично расставленных призов менее захватывающа, чем борьба слона с убегающими со своих мест конфетами.
В том смысле наша игра в Лисичку-обжору намного привлекательнее.
Но пока её никто не перевёл в компьютерный формат (а об этом мне некоторые программисты говорили еще в 1991-ом на Старом Арбате – о переводе моих игр в программный продукт), мы довольствуемся тем, что имеем.
Тем более что игра ладьи доступна даже в бесплатно распространяемой Триал-версии с официального сайта программы.
Это здесь!- http://www.dinosaurchess.com/website/default.shtml

Контрольная игра с ладьёй.

Выполняется серия заданий, в которых ладья поедает статично расположенные «призы», причем уровень зависит от сложности расстановки и скорости перемещения «монстров», которые норовят, хотя и вяло, съесть саму ладью.
Собственно стратегия складывается из достижения понимания «формулы хода ладьи» и умения быстро намечать маршрут перемещения ладьи из произвольной точки доски в заданную. Используются две основных траектории: прямая и траектория с углом поворота на 90 градусов.
Кроме этого необходимо отслеживать перемещения «монстров» и научиться
А) выжидать
Б) обходить
В) опережать
Г) своевременно отдаляться
Объективно малыш преодолевает позицию за позицией и наконец проходит их все. Уровни определяются успешно пройденными позициями:
Первый уровень – первая пройденная позиция
Второй уровень – вторая пройденная позиция
Третий уровень – третья пройденная позиция и так далее.
При этом малыш не испытывает дискомфорта от «проигрыша» сверстнику или сверстнице.
Он вполне прагматично стремится пройти все уровни и таким образом получить «высший» балл.
Прошедший все уровни однозначно умеет «ходить» ладьёй и «брать» ею фигуры, умеет строить траекторию движения ладьи, уже ориентируется на плоско-организованной структуре, усвоил первичное представление о «ходе», «фигуре» и «поле».

Контрольная игра со слоном.

Наиболее значимое достижение авторов программы.
Слон стремится уничтожить как можно большее число возникающих и исчезающих – убегающих «целей» за одну минуту.
Каждый захват цели отмечается звёздочкой внизу экрана и рейтинг играющего определяется числом появившихся на экране звёздочек.
Здесь уместно показать, как работает система внешнего рейтинг-контроля.
Число попыток не ограничено.
Засчитывается только самый высокий - из достигнутых - результат.
Это похоже на систему учета в прыжках в длину.
Самый высокий результат и вписывается в графу результатов легкоатлета – как итоговый.
Ребенок играя видит, как его результат возрастает вместе с увеличением числа тренировок.


Рецензии