Статья о романе С. В. Арсеньева Ленка-пенка

Фэндом: Исторические события, Арсеньев Сергей Владимирович «Ленка-пенка» (кроссовер)
Основные персонажи: Великая Отечественная война , Лена, Саша
Рейтинг: PG-13
Жанры: Джен, Драма, Психология, Философия, Статьи

Размер: Мини, 12 страниц
Кол-во частей: 4
Статус: заморожен

Описание:
В названии.

Посвящение:
Тем, кто пишет такие хорошие книги.

И тем, кто их читает и любит.

Публикация на других ресурсах:
можно

Примечания автора:
Ссылка на книгу - http://samlib.ru/a/arsenxew_s_w/cbuffersvet37doc.shtml

Лучше сначала с книгой ознакомиться.

Эта статья - только пробный камень.
Нужны и должны появиться статьи намного лучше. И много.
Общее впечатление о книге.
Есть книга Сергея Владимировича Арсеньева "Ленка-пенка".

Её можно найти там:
http://samlib.ru/a/arsenxew_s_w/cbuffersvet37doc.shtml
и ещё на некоторых сайтах -
книгу охотно публикуют везде, где только можно.
Людям книга нравится.

Хочу, чтобы об этой книге появились статьи.
Хорошие статьи.

Такие, которые мне интересно было бы читать.
Которые приятно было бы читать любителям книги.

Такие, которые помогли бы мне понять,
чем же мне и другим так понравилась эта книга.
В которых было бы сказано всё то, что хочу, но не умею сказать я.

А пока такие статьи не появляются (или мне они не встречались),
напишу хоть что-то и я.
Напишу о том, чем ценна эта книга и что может её прочтение дать читателям.

Впечатления у меня пока несколько сумбурные.
Точнее, природа этих впечатлений
настолько трудноуловимая и трудновыразимая,
что рассказ получится несколько сумбурным.

По поводу недостатков книги. -

Сразу скажу, что ни одного недостатка я в этой книге не нахожу.
И говорить буду только о достоинствах книги.

Возможно, и можно откопать какие-то недочёты,
но они - такая мелочь на фоне громадных достоинств книги,
что эти недочёты явно не стоят внимания.
По крайней мере мне точно неинтересно искать их, для меня они несущественны.

О чём эта книга. -

Это книга о Горе и Скорби,
но также - и о Красоте и Любви.

Книга напоминает читателям о скорби, о совсем недавней трагедии убиваемого народа.

И делает это так, что многие читающие чувствуют,
что это скорбь имеет прямое отношение к ним.

Книга помогает понять, что эта скорбь - общая.
И что она до сих пор не долечена.
И что забывать её нельзя.
Чтобы не повторилось.
И просто нельзя, потому что нельзя.

Но при этом общее ощущение от книги - очень и очень светлое.

Потому что книга рассказывает ещё и о красоте людей.
О том, что люди (большинство или многие, если быть точными)
прекрасны и ценны потому, что сострадают другим людям.
Потому, что хотят, чтобы другие люди жили.

И поэтому, из-за этого желания - люди спасают людей.
В том числе и с риском для своей жизни.

Спасают по-разному.

Одни - отдавая свою еду и, возможно, жизнь - свою и своих близких.

Другие - отправляясь сражаться на фронт.

Третьи - забираясь на развалины дома, который вот-вот рухнет,
чтобы попытаться спасти детей,
или забираясь в подвал, из которого могут и не выбраться.

Четвёртые - работая из последних сил за станками или как-то ещё.

И так далее.

Некоторым не выпадает возможность рискнуть жизнью,
или они очень малы и слабы,
но и они не бездействуют -

они просто в меру своих сил пытаются помочь, что-то сделать,
чтобы другим стало проще, легче, лучше.

О результатах знакомства с книгой.

Эту книгу можно назвать волшебной.
Она способна творить самое сложное волшебство -
усилить, разжечь в читателе любовь к людям
и желание заниматься спасением людей.

Книга способна запускать в нервных клетках читателей
какие-то интересные химические реакции,
в результате которых сильно усиливается
это простое, но хорошее и нужное желание -
чтобы люди были живы.

Живы, здоровы, радостны, веселы.
Счастливы.
(И, разумеется, добры и сострадательны,
сильны и мудры.
Потому что иначе... это отдельный разговор).

И книга разжигает не только желание.
Она разжигает и потребность совершать те ДЕЙСТВИЯ,
которые могут помочь добиться исполнения этого желания.

Проще говоря, книга включает (ну или активирует тлеющее)
желание
спасать
людей.

Причём это желание становится главным.
И лично для себя уже мало чего хочется,
кроме работоспособности для реализации этого желания.

Вот какая это волшебная книга.
Разве многие книги способны на подобное волшебство?

* * *

Также можно добавить, что книга приводит читателя
к хорошему душевному тонусу, к хорошему душевному состоянию.

Подтверждая мысль о том, что такому существу, как человек,
мало еды, воздуха, воды, витаминов и так далее.
Человеку надобны ещё и некие духовные витамины -
понимание того, чего человеку хочется и чего надобно на самом деле.
Что он за существо такое и в чём смысл и счастье его жизни.

И без этих как бы эфемерных вещей человек может чахнуть,
даже если все химические и пищевые витамины при нём.
Мало человеку этих витаминов.
Ему подавай ещё и знание своего предназначения в жизни.

А предназначение это -
как минимум в том, чтобы обеспечить всех людей
хотя бы теми же самыми пищевыми витаминами и вообще пищей.

* * *

Это книга из тех, которые способны делать людей людьми. И делает.
Из тех, которые помогают стать или оставаться людьми.
А что может быть нужнее, чем это?

Ведь оставаться человеком иногда так непросто.
Многие соблазны способны заставить оступиться.

И если какая-то книга или что-то другое способны помочь в этом деле -
это же так ценно.

Разумеется, это книга - не единственная такая.
Но явно - одна из самых сильных.

Для тех людей, для которых не пустой звук необходимость спасти
не только жизнь (то есть жизнь тела),
но и душу - им эта книга тоже поможет.
И сделать это непустым звуком тоже поможет.
Точнее, помочь понять такую необходимость.

И в заключение этой вводной части.

Чтение книги оставляет ощущение, что душа становится чище.
И что вообще есть эта самая душа.
(Какою бы ни была природа этой души - но она есть.)
Кому будет неприятно читать эту книгу
Попробую предупредить тех людей,
которым чтение этой и подобных книг
может быть неприятным.

Чтобы не портили себе настроение и аппетит прочтением этой книги.

Итак.

1.
Вряд ли приятно читать эту книгу
тем, кто считает наш народ быдлом.

Потому что в этой книге показано, что народ наш -
далеко не быдло.

Причём показано
убедительно,
достоверно.

В общем, читать об этом неприятно тем,
кто считает, что народ нашей страны - это этакое недоразумение,
которое и право на жизнь-то не доказало.

2.
Вряд ли приятно читать эту книгу тем,
кто считает, что наш народ (народ нашей страны)
не заслужил права на жизнь.

Потому что книга утверждает обратное.
А именно - что и заслужил,
и способен своё право на жизнь отстоять.

Или в крайнем случае - очень сильно подпортить планы тем,
кто берётся испытывать наш народ на прочность.

3.
Вряд ли приятно читать эту книгу тем,
кто внушает нашему народу мысль о том,
что народу не нужно отстаивать своё право на жизнь.
Своё, своих детей и (в виде потомков) своих предков.

Потому что книга очень убедительно
рассказывает о том,
что наш народ очень упорно отстаивал своё право на жизнь.
И своих детей.

В книге совершенно однозначно показано это упорство людей
в защите жизни и свободы своего народа,
которое и раньше не раз раздражало многих... посягавших на жизнь народа.

Показано, что упорно и самоотверженно готовы сражаться все.
(Ну или большинство, кроме особенных личностей).

4.
Вряд ли приятно читать эту книгу тем,
кто не любит наш народ.

5.
Вряд ли приятно читать эту книгу тем,
кто боится всего и вся.
Тем, кто боится даже смелости других людей.

Потому что герои этой книги, большинство людей -
далеко не трусы и не робкие.
Это смелые люди, которые, если очень надо,
берут и делают.
То, что боятся делать некоторые осторожные премудрые пескарики.

Героям "некогда бояться".

6.
Вряд ли приятно читать эту книгу тем,
кто считает, что народ победил только благодаря октябрю-1917.
Или с его помощью.

Потому что в книге показано,
что народ сражался и победил за счёт тех резервов,
которые были у него задолго до революции.

А именно - за счёт желания
просто защитить жизни своих любимых
и народа в целом.
Как той среды, того явления, внутри которого живёт и конкретная семья.
И вне которого её не будет совсем или не будет в нужно виде.

7.
Вряд ли приятно читать эту книгу тем,
кто терпеть не может религию
и шарахается даже от конструктивных проявлений этого феномена.

Потому что в книге не раз показано,
что иконы, обычай перекрестить и тому подобное -
это то, чем люди активно пользовались
и что помогало им сохранять бодрость духа.
Помогало выживать.
Помогало не только выживать, но и не теряя человеческого облика.
Помогало оставаться людьми.

8.
Вряд ли приятно читать эту книгу тем,
кто считает, что народ, который пытаются убить,
не должен сопротивляться,
а должен во имя милосердия к нападающим сложить лапки и сдаться на милость нападающего.

Потому что книга рассказывает о том,
что народ не собирается сдаваться ради сохранения жизней нападающих.
А готов - да, да, то самое - готов, редиска этакий,
поднять меч против всякого, кто к нему с мечом пожаловал.

Как говорится в книге - если нападающие зайдут в город -
по ним из каждого окна станут стрелять.

Негуманно, да?
Гуманно ведь - только сдаться?

9.
Вряд ли приятно читать эту книгу тем,
кто не хочет знать ничего неприятного,
что может испортить аппетит.

Тем, кто не хочет помнить о цене, которая заплачена
за последующие годы относительного благополучия и мира.

Тем, кто отворачивается от тех,
кто своей жизнью подарил ныне живущим возможность жить.
О сюжете романа
Часть для тех, кто предпочитает не сам пролистать книгу,
а узнать краткое содержание из статьи.

А тем, кто не любит спойлеры
и совершенно верно не хочет лишать себя впечатлений от книги -
эту часть нежелательно листать до знакомства с романом.

Роман начинается с погожего летнего дня 41-го года,
когда жительница Ленинграда 11-летняя девочка Лена
отправляется с родителями на воскресную прогулку.

Многие другие горожане также в этот день радуются жизни.
Многие гуляют по городу с детьми.

Праздник жизни закончился сообщением о начале войны.

С этого дня постепенно жизнь горожан становилась всё более и более тяжёлой с каждым днём.
Особенно с начала блокады города.

Подробно описывается, как люди постепенно лишались привычных удобств
(электричества, отопления, водопровода, канализации, городского транспорта)
и самого необходимого для выживания (еды).

А главное - как они выживали в возникших условиях.
Как поддерживали друг друга морально и материально.

Те, кто не смог уйти на фронт или эвакуироваться -
пытались работать, учиться, ходили за водой и продуктами.

Но постепенно от голода и морозов очень многие люди погибали,
и в квартирах, и прямо на улицах.

Основные персонажи книги -
ровесники Лена и Саша
(её сосед по квартире, а затем названный брат).

Они тоже потеряли за пару месяцев почти всех своих родных,
которые были в городе,
а затем и сами едва не умерли от голода.

Спасло их только появление в городе Сашиного папы,
отправленного в Ленинград с фронта по делам.
Ему разрешили навестить семью, и он оставил детям продукты.

Впоследствии голод стал менее смертельным,
Саша и Лена стали помогать в детскому саду,
затем сами согласились временно жить в детском доме.

Сюжет заканчивается тем, что летом 42-го года
детей детского дома пытаются эвакуировать из Ленинграда.

Повествование лишёно жалостливости.
Незаметно желания автора выжать слезу из читателей.

Но, разумеется, скуповатый рассказ о настоящих трагедиях и драмах
оставить равнодушным не может.

О многих вещах можно прочесть в документах и исторических книгах.

Но, в отличие от них, книга позволяет получить представление
о жизни Ленинграда 41-го года
через личное восприятие героев книги,
что и делает сведения более яркими и убедительными.
Любовь семьи и в семье
Этот роман - гимн любви и семье.
Он изобилует примерами любви и заботы между родственниками.

В нём явно показано, что именно нежность и любовь, забота родных -
это то, что делает человека добрым, счастливым и сильным.
Желающим заботиться о других.

Причём очень явственно показано, что именно любовь к семье -
питает и любовь к родине,
даёт отвагу, желание и силы родину защищать.
Но эта связь любви к семье и любви к родине заслуживает отдельного разговора.

1.
Лена.
Младший ребёнок в семье, любимица семьи.

С детства о ней много заботятся не только мама, папа и бабушка с дедушкой,
но и два старших брата.

Лена знает, что бабушка и дедушка готовы отдать последние продукты детям,
и поэтому не решается просить у них еду.-
Она тоже любит бабушку и дедушку.
И готова просить у них еду только тогда,
когда совсем плохо становится Вовке.

Именно благодаря дедушке у Лены и её домочадцев в комнате была печка, без которой выжить было бы намного сложнее или невозможно.

В одном из эпизодов мама Лены спасает ей жизнь, закрыв своим телом.
Торжество родительской любви.
Которое в свою очередь делает любящим человеком Лену.

2.
Бабушка и дедушка Лены.
Старички.

Баба Таня последние силы тратит на то,
чтобы отвезти тело дедушки на пункт сбора.
Зная, что она вряд ли сможет выжить после таких усилий.
О чём говорит и тот факт, что она написала прощальное письмо.

Убедительное доказательство того,
что старички прожили жизнь в любви.
Если старушка последние силы решилась потратить так.

3.
Много примеров семей, в которых люди поддерживают друг друга,
как только могут.

В семье Толика все стараются поддержать силы 4-месячной Вареньки

В семье Веры все едва не умерли из-за того, что пытались спасти жизнь Лизоньки.

4.
Лена и Саша в школе не выпивают своё молоко -
они сливают его в баночки, чтобы принести брату Вовке,
которому школьное питание не полагается,
так как первоклассники не учатся.

Затем, когда перестали давать молоко,
они отливают в баночки уже от своих порций дрожжевого супа.

Причём всё это делается с риском для собственной жизни.
С риском не дожить самому до улучшения питания.

И самое главное - с риском потерять силы заботиться о больных -
ходить за хлебом и водой,
дежурить на крышах, спасая дом от пожара.

Но люди без колебаний идут на это,
так как выжить в одиночку они совершенно не хотят -
им важно спасти и близких тоже.
И всех, кого ещё получится.

5.
Делиться с Вовой для его брата Саши
означало быстрее угаснуть и самому.
Но разве любящий брат не попытается спасти брата
даже ценой риска для своей жизни.

В итоге Саша и сам выжил только чудом -
благодаря тому, что приехал его папа и привёз продукты.

Причём спасали Сашу буквально в те минуты, которые были последними,
когда его ещё можно было спасти едой,
а не лекарствами, которых тем более не было.

В момент спасения Саша уже был почти без сознания
и сначала не мог даже глотать сам.

6.
Люди спасали не только родных.

Матрос пытается спасти двух детей, оказавшихся на полу 4 этажа обрушенного дома.
С риском для жизни.
Одного мальчика ему удаётся спасти.
При спасении второго ребёнка он погибает вместе со спасаемым.

7.
Лена без колебаний вызывается спасать малышей,
оказавшихся в подвале, в котором они могут погибнуть.
Бояться ей было, по её словам, просто некогда.

В итоге все дети были спасены.

8.
Папа Саша дядя Игорь проявляет любовь не только к родным детям.
К соседской девочке Лене он проявляет такую же любовь,
как к родным детям. Относится, как к родной.

9.
Детсадовские дети отщипнули от своих порций хлеб,
чтобы собрать порцию для двух забредших новичков (Ковалёвых),
которым не полагалась пища,
так как их карточки были в другом месте.

Это спасло Ковалёвых.
Без этих комочков они не выжили бы, не дожили бы до возвращения их папы с карточками домой.

есть там - https://ficbook.net/readfic/3267737


Рецензии