Народническая историография

В конце 60-х годов 19 века в России начала оформляться народническая

историография. Ведущими теоретиками народничества были : в 70-е годы П.Л.

Лавров (1823-1900),а в 80-90 годах Н.К.Михайловский (1842-1904).

В " Исторических письмах" П Л Лавров , отрицая объективное содержание

человеческих знаний о развитии общества , утверждал, что истиной является то ,

"что нам кажетсяистиною ". Еще дальше в субъективно-идеалистическом

истолковании общественного развития пошел идеолог либерального народничества

Н К Михайловский . Историю он рассматривал как процесс постепенного

порабощения личности , а цель прогресса усматривал в ее освобождении от

влияния общества в ходе борьбы за индивидуальность . В своем произведении

"Герой и толпа ", он обосновывал теорию " героев и толпы", согласно которой

" герой " может менять направление общественного развития , он ведет за собой

"слепую толпу "- народные массы. Противопоставляя общество природе , а

личность обществу , Михайловский отрицал возможность познания общественных

явлений, как и " сущности вещей" вообще, предвосхищая неокантианские теории.

Для обоснования возможности некапиталистического развития России , теоретики

народничества обращались к анализу экономических процессов , протекавших в

пореформенный период. Н. Даниэльсон в " Очерках нашего пореформенного

общественного хозяйства " отмечал , что для утверждения капитализма в стране

нет необходимых условий :отсутствует развитый внутренний рынок , а внешние

рынки уже заняты другими государствами . Представление о том , что благодаря

общине и артельным формам производства Россия минует капитализм, отражались в

работе В. Воронцова " Судьба капитализма в России".


Рецензии