Народническая историография
историография. Ведущими теоретиками народничества были : в 70-е годы П.Л.
Лавров (1823-1900),а в 80-90 годах Н.К.Михайловский (1842-1904).
В " Исторических письмах" П Л Лавров , отрицая объективное содержание
человеческих знаний о развитии общества , утверждал, что истиной является то ,
"что нам кажетсяистиною ". Еще дальше в субъективно-идеалистическом
истолковании общественного развития пошел идеолог либерального народничества
Н К Михайловский . Историю он рассматривал как процесс постепенного
порабощения личности , а цель прогресса усматривал в ее освобождении от
влияния общества в ходе борьбы за индивидуальность . В своем произведении
"Герой и толпа ", он обосновывал теорию " героев и толпы", согласно которой
" герой " может менять направление общественного развития , он ведет за собой
"слепую толпу "- народные массы. Противопоставляя общество природе , а
личность обществу , Михайловский отрицал возможность познания общественных
явлений, как и " сущности вещей" вообще, предвосхищая неокантианские теории.
Для обоснования возможности некапиталистического развития России , теоретики
народничества обращались к анализу экономических процессов , протекавших в
пореформенный период. Н. Даниэльсон в " Очерках нашего пореформенного
общественного хозяйства " отмечал , что для утверждения капитализма в стране
нет необходимых условий :отсутствует развитый внутренний рынок , а внешние
рынки уже заняты другими государствами . Представление о том , что благодаря
общине и артельным формам производства Россия минует капитализм, отражались в
работе В. Воронцова " Судьба капитализма в России".
Свидетельство о публикации №216101200550