Шурик и Шурочка
Кто хоть мало-мальски знаком с шедеврами советского мирового кино, то без труда догадается, о ком идёт речь и кого надо подразумевать под Шуриком, а кого под Шурочкой. И это уже даже не художественные образы, а социальные маски типичных представителей советского образа жизни.
О Шурике в блистательном исполнении Александра Демьяненко столько написано и сказано, что нет нужды повторяться. Остаётся лишь добавить, что данная роль стала своеобразной визитной карточкой талантливого актёра. Она живёт уже своей самостоятельной жизнью и настолько срослась с самим исполнителем, что он сам стал не рад данной роли и не знает, как избавиться от её навязчивости. И наверное, уже не раз корил себя за легкомыслие, что когда-то так опрометчиво согласился на эту комедийную роль вечного наивного студента, который часто не по своей воле попадает в жизненные комедийные ситуации.
Такой же своеобразной яркой и запоминающейся этикеткой стал образ Шурочки для актрисы Людмилы Ивановой. Да, она тоже сыграла немало других замечательных ролей в кино и в театре, но для кинозрителей она навсегда останется и будет ассоциироваться только с образом Шурочки. Не Шуры, не Шурки, не Александры, а именно – неизменной Шурочки. Персонажа без времени и места.Персонажа маски.Маски-шоу.Не физиологической,не телесной маски,данной от рождения,как у Савелия Крамарова,а художественной маски.Искусственной маски,созданной средствами искусства.Киноискусства. Таким вечно живым людям -маскам даже годы не в силах изменить форму имени. И она, сколько бы лет героине не исполнилось, всегда будет оставаться для зрителей Шурочкой. Это как риторическая фигура «девушка» приклеилась даже к очень пожилому продавцу или другому представителю сферы обслуживания женского пола. От этого тоже никуда не уйдёшь, никуда не денешься. С этим надо только смириться. Как поётся в одной очень известной песне, «надо благодарно принимать».И гордиться.Пусть другой сделает лучше,чтобы попасть в обойму.
И в этом, несомненно, заслуга прежде всего профессионального мастерства актрисы Людмилы Ивановой, которой удалось так органично передать и донести до зрителей типичные черты не в меру активного,ретивого,даже можно сказать,агрессивного профсоюзного организатора - активиста.Подобный социальный ,классовый тип слепого исполнителя,но уже коллективной партийной воли, создал М.А.Шолохов в лице М.Нагульного.Типаж Шурочки смело шагнул на экран прямо из самой гущи советской профсоюзной заформализованной жизни,а с него - снова уже в реальную жизнь.Да так и запечатлелся в памяти зрителей в этом замечательном художественном образе во всей своей подлинной и узнаваемой красе.
Действительно, в реальной жизни встречается немало таких людей, которым некуда приложить свою нерастраченную энергию и которая не даём им покоя. И когда им наконец-то предоставляется такая долгожданная счастливая возможность показать и проявить себя на общественном поприще, то они, не задумываясь, сразу бросаются в бой. И вечный бой-покой им и другим от них только снится! Не зря же Новосельцев только при одном виде Шурочки и от её голоса уже морщится, как от зубной боли. Так она его достала своими денежными поборами.За этим элементом многогранной профсоюзной деятельности зрители в основном её и застают.
И только у Самохвалова Шурочка не вызывает раздражения. Наоборот, он даже ей искренне рад.Такие слепые исполнители указаний и решений ему как раз и нужны для достижения карьерного роста и корыстных целей.Вот почему он с удовольствием откликается на все денежные поборы, к которым,практически, и сводится вся бурная имитация профсоюзной деятельности Шурочки в фильме. Если только не считать её многочисленных походов по магазинам в рабочее время под видом выполнения общественного поручения. Как в эпизоде с конём.Правда,надо отдать должное,Шурочка не лишена некоторого сострадания и сочувствия к коллегам,что показал эпизод с любовными письмами Рыжовой,которыми она забрасывала Самохвалова. Тем самым Рыжова пыталась безуспешно вернуть утраченную студенческую молодость и заодно реанимировать свою первую любовь,которая,как показала жизненная практика,для неё не ржавеет.
И когда таким шурочкам, а это имя уже становится нарицательным, достаётся хоть какое – нибудь мало-мальское общественное поручение, они с большим «энтузиазизмом» погружаются в общественную работу. Часто в ущерб своим прямым обязанностям. Как будто попадают в свою родную стихию. И наслаждаются, даже упиваются своей общественной работой. При этом удивляются, как они до этого могли жить совсем другой жизнью. И как бы много они потеряли без такой, на их обывательский взгляд, активной жизненной позиции, которая становится всем смыслом их убогой жизни и обывательской философии.
Про таких "активистов" в народе говорят:заставь дурака богу молиться,он и лоб расколет.Им до всего есть дело, они во всё вмешиваются, они хотят помочь всему человечеству, которое без них, конечно же, не выживет. Погибнет. Их нисколько не смущает тот факт, что общественная работа, которую они всем навязывают, становится заорганизованной и формальной, давно уже не отвечает реальным функциональным требованиям и современной жизни. Более того, они доводят её до такого абсурда, что готовы даже в порыве общественного энтузиазизма похоронить живого человека. Имеется в виду Бубликов...От такой неугомонной деятельности активиста страдают и другие, которым он,как ему самому кажется, несёт счастье,радость... Таких записных активистов очень легко выдвинуть, но практически невозможно задвинуть обратно. Другим словом, поставить на своё место.
А когда это всё-таки сделают, то недоумённо будут спрашивать:за что? За что они так безжалостно со мной поступили? Я так старалась, я так заботилась о них, не жалея ни сна, ни отдыха, даже здоровья, а они отплатили мне чёрной неблагодарностью.
Им самим невдомёк, что они и их неуёмная кипучая общественная деятельность больше имитируют работу, чем её делают на самом деле. И всё потому, что своей работой они больше поднимают мыльную пену, из которой очень легко надувать мыльные пузыри и пускать их людям,общественности в глаза. Чем больше пены, тем больше видимости работы и значимости своей фигуры для окружающих. А когда пена спадёт, то такие горе-общественники оказываются на мели и недалеко ушли в своих попытках хоть как-то возвысить свою жалкую и ничтожную личность на фоне трудового коллектива. Весь пар их энергии уходит в гудок, тогда как сам пароход не сдвинулся с места. Их удел – бег на месте.
Воистину легендарные и вечные художественные образы Шурика и Шурочки стали образцами мировой классики, золотым фондом советского мирового киноискусства, реально обогатившие его на пути исторического развития.
Образ Шурочки ещё раз убедительно доказывает, что нет ролей второго плана и эпизодических, есть только плохие исполнители, которые не знают жизни, в которой сами живут, и не могут наполнить роли реальным жизненным и земным существованием.
Дело остаётся только за малым - "запустить шурочку",что и сделал великолепно выдающийся советский кинорежиссёр Эльдар Александрович Рязанов.
Свидетельство о публикации №216101200902