О европейце здорового человека
Но миф – это миф, и от цивилизации к цивилизации он выражает одно и то же. Христианство не просто разрушило миф – оно дало точку отсчёта до конца существования мира, объявило его конечным и тем самым дало начало истории в истинном её понимании. Характерно, что Божественное Откровение, впервые данное евреям-семитам, не смогло достичь в них конечного результата, своей онтоисторической полноты, но отлично было усвоено европейцами, причем когда была готова для этого почва (т. е. в период расцвета Римской империи, охватывающей Запад и Восток в достаточной степени, чтобы Христос как «Свет к просвещению язычников» и Бог-Слово возымел необходимое действие). Да, у евреев существовало понятие о человеке, но понятие неполное, не усвоенное до конца, как не было усвоено и Откровение в его полноте (недаром предавший Христа звался Иуда – в точности как то колено Израилево, которое оставалось верным Ягве среди прочих, чем иудеи и склонны кичиться). В ситуации с другими восточными культами – и подавно. Остальной мир получил понятие о человеке как центральной фигуре тварной вселенной исключительно через европейцев. Потому-то Сэмюэль Хантингтон и говорит о том, что только европейская цивилизация нуждается в других цивилизациях – это не слабость, не культурный голод и не незнание сути вещей, но как раз чёткое осознание истинной ценности человека и его миссии на земле.
Негры, индейцы и прочие папуасы – часть тварного мира, потому они и не хотят менять это своё положение по отношению к нему, и вообще не знают, как может быть иначе. Они пронизаны миром, в то время как европеец сам пронизывает собой мир. Это положение вещей было незыблемо, пока дьявольское движение по смешению всех и вся в одном плавильном котле с целью всё погубить в бессодержательном равентстве не нашло для себя выхода. Раз европейцу невозможно доказать, что не-европейцы также люди, то необходимо взяться с другой стороны и доказать ему, что и он – не человек, но животное по преимуществу. Вопреки расхожему мнению, евреи тут не сыграли решительной роли, так как постулирование человека как ещё одного из рода млекопитающих поставило бы под сомнение богоизбранность еврейского народа – а значит само еврейство. Евреи причастны к «расчеловечиванию» европейцев постольку, поскольку они находятся внутри соответствующей парадигмы. Отрицать человечество европейцев способны только сами европейцы, потому как только они имеют об этом полное и единственно верное представление. И первым закономерным шагом на этом пути является изъятие морали из жизни европейца. Светская мораль – не то чтобы оксюморон, но сильно обеднённое представление о самой морали, которая всегда есть непосредственный продукт божественного. Именно поэтому было предпринято противоположное магистральной линии по расчеловечиванию действие, отрицающее во Христе божественную природу и утверждающее природу человеческую (что, впрочем, также отделяет Его от людей, тому как в отличие от них Он так и не был никем во всеуслышание назван млекопитающим, но представлялся многими как «собирательный образ древних пророков и учителей нравов» – вот как силён даже в атеистах страх Божий). Убрав христианскую мораль, мы убираем то, что делает человека человеком, – а там уже недалеко и до животного.
Итак, сказать, что идея свободы-равенства-братства и общечеловечества (в плане общей низменной природы) возникла случайно – значит допустить, будто что-то может существовать помимо Божественной воли, вне ведома Бога и Ему неподвластное, тем самым признав, что Бог не всемогущ, что Он – не Бог. Сделав это, мы сразу попадём в ряды тех, кто отрицает человека как подобие Божие, человека как человека. Поэтому следует признать, что всё это – часть Божественного Провидения, огромное испытание для христиан, а по большому счёту – для Европы как средоточия идеи вселенского спасения, ведь именно на европейцах лежит великая ответственность за весь мир – со всеми его неграми, индейцами и прочими папуасами. Потому и задача состоит не в том, чтобы уподобиться им в их животной природе, но в том, чтобы отыскать и вытянуть наружу то человеческое, что заложено в них Творцом. Если что и не выходит – смотрите Евангелие от Матфея, 7:6.
Свидетельство о публикации №216101300148
Мир никогда не был заточен под нас, поэтому столько неразрешимых проблем сопровождает человечество всю его историю. Но пока эта фантастическая гордыня, бросающая свободный и независимый Мир к ногам человека, будет гнездиться в его сознании, мы не решим ни одной проблемы, включая и проблему экологическую, порожденную запредельным зазнайством человека, втемяшившего себе, что он пуп вселенной. Скажите об этом живущим в его организме гельминтам. Они тоже полагают себя пупами мира, для которых было создано человеческое тело, как Вы думаете?
Анна Гриневская 13.10.2016 10:47 Заявить о нарушении
Существует также в современном мире огромное заблуждение и подмена понятий: это отношение к животному как человеку и отношение к человеку как животному. Но каждый из них в отдельности равен только самому себе и не имеет точек пересечения; это человеческий разум, который имеет интенцию всюду внести сферу человеческого (что правильно и неизбежно), начал относиться к животным с гуманистических позиций. В какой-то степени это отношение хозяина к своему имуществу - а для человека нормально воспринимать своим имуществом весь мир. Другое дело, что всё это способно выродиться в экстремальные формы, среди которых Вами упомянутая экологическая проблема. Нужно знать границы, и в первую очередь свои личные - это как раз и есть тот самый труд по созданию из себя полноценного человека.
Людям мешает стать Человеком не страх осознать себя животным, а чрезмерное внимание к мелочам. Уж не знаю, для кого вообще гельминты являются решающим аргументом в жизни и повседневных делах. Здесь всегда вопрос ценности: чему мы даём иметь для нас значение, то и определяет наш взгляд на мир. Нынешнее доминирующее отношение к миру ещё сто лет назад хорошо описал Честертон: "Скоро люди разделятся на приверженцев телескопа и приверженцев микроскопа. Первые исследуют вещи крупные и живут в маленьком мире; вторые исследуют вещи маленькие и живут в мире просторном". Очевидно, Анна, что у Вас в руках микроскоп.
Фома Павел 13.10.2016 18:25 Заявить о нарушении
Мне часто приходится беседовать на эту тему, и я иногда говорю, что лучше быть в родстве с животными, неспособными на ложь и коварство, чем принадлежать к одному виду с Гитлером или другими чудовищами, сбросившими атомную бомбу на Хиросиму и Нагасаки.
Социальные животные, а мы относимся к такому типу живых существ, неизбежно обладают качествами общежития, которые нам так льстит называть божественными.
Но, оказывается, даже материнский инстинкт не является абсолютно врожденным. Даже у наших ближайших родственников - шимпанзе - он воспитывается, и если юная самочка оказывается выращенной людьми, она, становясь взрослой, не знает, как воспитывать своего дитеныша, оставаясь равнодушной к нему. Подобно тому, как нередко девочки, выросшие в детдоме, становятся "кукушками".
За каждое наше нравственное качество заплачено каторжным трудом души, страданиями, кровью, а часто и жизнью. Ничего не было дано даром. Думать иначе есть величайшее кощунство по отношению к человеку.
Мы люди только среди людей. Речь даже не о детях-маугли. Как быстро дичает человек, оказавшись в полном одиночестве. Он буквально теряет человеческий облик, теряет речь. Дичает так, как не дичает ни одно дикое животное.
Ваш чудесный аргумент о том, что образ человека был вложен изначально, подобно критерию, он объясним. Объясним вполне естественными причинами. Этот образ был отбором нашего эго, стремящегося получить лучшее. Это прозвучит странно, но именно наш эгоизм требовал от окружающих хорошего отношения к нам. Понятно, что это было взаимно.
Совместные действия сначала на охоте требовали надежности и сплоченности, взаимовыручки. Те,кто не был способен на это, погибали от голода. Жизнь требовала нравственности. Нравственность обеспечивала жизнь. Это длилось сотнями тысяч лет.
Человек выковывался очень медленно, очень трудно, через невероятные тернии.
Почему Вас, несомненно умного и порядочного человека, не восхищает глубина понимания того, как животное, корчась в бесконечных муках, которые не закончатся никогда! рождает в себе человека?
Шаг за шагом, терзаясь и сомневаясь, каждый из нас созидает в себе человека так, как может, насколько в силах.
Образ человека, живой и текучий, меняется постоянно, и нет более глубокого философского вопроса, что же есть человек?
Мы творим себя сами. В полной ответственности перед самим собой. Перед Природой -нашим домом, нашей колыбелью, нашей матерью. Часто такие неблагодарные и безжалостные.
Анна Гриневская 13.10.2016 19:05 Заявить о нарушении
Знаете, Анна, говоря о Гитлере и чудовищах с атомной бомбой, Вы пытаетесь решить вопрос этики с позиции биологии, исходя из противного: лучше буду относить себя к животным, чем отождествлять себя с людьми, потерявшими высокий нравственный облик Человека. Но ведь лечить нужно подобное подобным: отождествлять себя с шимпанзе значит быть шимпанзе; считать себя людьми - значит быть людьми. Нужно утверждать своими волевыми поступками и словами в себе человека, вопреки Гитлеру и чудовищам с атомной бомбой. Это вопрос этики, но животное не может знать понятий морали: если собака или кошка лезут на хозяйский стол, то получают по голове от хозяина; ни на третий, ни на пятидесятый раз у них не появится представление о нравственности, разве что памятование о боли на уровне приобретённых рефлексов: полез на стол - получил по голове. Это не этика. Человеку зачастую достаточно просто объяснить словами, что хорошо и что плохо, чтобы он это воспринял на уровне закона - вот это этика. Этика и есть то самое человеческое, что доступно только человеку. Иначе бы любое животное было способно стать человеком. Понимаете, к чему я веду? Пшеница, которая ценна своим зерном, растёт из того же зерна; человек растёт из задатка человеческого в нём - был бы он животным в своих задатках, то оставался бы животным при всех раскладах.
Покажите мне место, где я бы говорил: "человеку дано всё и сразу, ему ничего не нужно делать ни для сохранения этих качеств, ни для умножения". Сказав бы так, я бы в первую очередь поставил под сомнение ту сотериологию, которой придерживаюсь в силу своих религиозных воззрений. Я согласен с Вашими словами, что взращивание человека в человеке даётся тяжёлым трудом, но категорически несогласен с той метафизикой, которой Вы следуете: а именно что всякую причину нужно искать в природе.
Вы говорите:
>Как быстро дичает человек, оказавшись в полном одиночестве.
Не обязательно. Всё зависит от наличия принципов, "стержня". Для многих полное одиночество - инструмент к лучшему познанию вещей в нём и вокруг него. Дичает тот, кто беспринципно подстраивается под окружающую его действительность. Но принципы - это главною мерою продукт воспитания: отправьте воспитанного англичанина на безлюдный остров, и он уже на второй день будет гладить брюки нагретым на солнце камнем. Потому что он переделывает окружающую среду под себя, а не себя под окружающую среду. Потому что знает себе цену, название которой - человек.
>Этот образ был отбором нашего эго, стремящегося получить лучшее
Эго всегда ставит себя на первое место, пока не появляется давление супер-эго - этого фрейдистского синонима понятию морали и этических законов. Понимаете, Вы много рассуждаете о нравственности, потому что голая научная рациональность не знает её и пытается создать таковую - иначе голый рационализм толкал бы нас действовать подобно приведённым выше кошке с собакой: захотел есть - взял еду, любой ценой. Я поэтому и говорю, что до XIX века в Европе, насквозь пропитанной христианством, подобное "изобретение велосипеда" было ни к чему. Потому что христианство, в первую очередь - целостная этическая система, а уж потом "басни и антинаучное мракобесие".
Знаете, меня не восхищает глубина понимания корчей животного "чтобы стать человеком" потому, что этот этап восприятия мира мною уже пройден. Для меня человек - это человек, а животное - это животное, и смешивать их некорректно. Я бы так не говорил, не будь я ещё пару лет назад воинствующим атеистом. Так что мои слова - продукт внутренней диалектики чувств и мыслей.
И мне понятен Ваш пиетет перед природой как "домом, колыбелью и матерью" - в этом прослеживаются такие женские архетипы, что я не готов требовать от Вас как женщины иного отношения к миру. И на этом уровне, уровне психологии, на уровне бессознательного у нас с Вами останутся неразрешимые противоречия.
Но я Вам очень благодарен, Вы замечательный собеседник и критик.
Фома Павел 13.10.2016 21:30 Заявить о нарушении
Благодарю Вас еще раз.
Анна Гриневская 13.10.2016 21:41 Заявить о нарушении