Созидание Глава 10 1969 г. Часть 4-15-5 храм Метех

ХРАМ  МЕТЕХИ
travelfotki.ru



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА  10   1969 год

ЧАСТЬ  4-15-5   ХРАМ  МЕТЕХИ


 Среди более поздних построек, дающих представление об архитектуре зрелого средневековья, выделяется Метехский храм, построенный на желтовато-серой скале над рекой Курой во второй половине XIII в. и служивший дворцовой церковью.

На скалах, отвесно падающих к реке, словно ласточкины гнезда, теснятся старые дома, в которых когда-то проживали ремесленники и торговцы. Стены домов так сливаются с обрывом, что трудно различить, где кончается скала и начинается фундамент строений.

 Здесь же с небольшой площадки у моста через Куру можно рассмотреть своеобразную замковую усадьбу Сачино (XVIII в.).

К правому берегу Куры подходят пологие склоны горы Мтабори, недра которой издревле питают знаменитые теплые серные источники давшие название городу.
Здесь расположены старинные тбилисские бани. На базе этих источников в 1938 г. был создан бальнеологический курорт.

 У набережной Куры поставлен обелиск в память о 300 арагвийцах, павших при защите Тбилиси в 1795 г.

 Неподалеку — вход в ботанический сад, занимающий более 120 гектаров и располагающий богатой коллекцией субтропических растений.
 
Но от окрестностей с видом на Куру – вернёмся к Метехскому храму.


Метехский храм, так же, как и многие древние православные святыни находится в старом городе Тбилиси.

Церковь Метехи датируется 12-м веком постройки.

Метехский замок - древняя цитадель и резиденция грузинских царей на левом берегу Куры. Рядом со дворцом предположительно в XII веке был построен храм святой Богородицы. В исторических источниках Метехи упоминается с XIII века. В этом храме молилась царица Тамара.

 В 1235 году во время нашествия монголов Тбилиси был предан огню, а Метехский храм и дворец разрушены.

В 1278—1289 гг. храм был восстановлен.

В течение XV-го века он был снова разрушен, на этот раз персами.

 В XVI-XVII вв. грузинские цари перестраивали Метехи и к настоящему времени он имеет кирпичные стены.

 Храм ремонтировался в середине XIX века, коренная реконструкция осуществлена в 1987 году.

 Под сводами храма с правой стороны от алтаря, как бы в дьяконнике, но со свободным доступом, находится место захоронения великомученицы Шушаники, царицы Ранской, пострадавшей от мужа-огнепоклонника в V веке.

В начале XIX века старые укрепления вокруг храма были разобраны и на их месте построена тюрьма. До революции в Метехском замке отбывал заключение и А.М. Горький.

В 1959 году в связи с благоустройством города Метехский замок был снесён. Метехский храм как памятник древней грузинской культуры находится под охраной государства

          Метехи

 Над Метехи я звезды считал,
письменам их священным дивился -
В небесах, как на древних щитах,
я разгадывал знаки девиза.
Мне всегда объясняла одно
эта клинопись с отсветом синим –
будто бы не теперь, а давно,
о Метехи, я был твоим сыном.
Ты меня создавал из ребра,
из каменьев твоих сокровенных,
я наказывал мне серебра
не жалеть для нарядов военных.
Пораженный монгольской стрелой,
я дышал так прощально и слабо
под твоей крепостною стеной,
где навек успокоился Або.
За Махатской горой много дней
ты меня окунал во туманы,
колдовской паутиной твоей
врачевал мои бедные раны.
И когда-то спасенный тобой,
я пришел к тебе снова, Метехи.
Ворожи над моей головой,
обнови золотые доспехи.
Одари же, как прежде, меня
Морским облаком и небесами,
подведи под уздцы мне коня,
чтоб скакать над холмами Иоанн.
А когда доскажу все слова
и вздохну так прощально и слабо,
пусть коснется моя голова
головы опечаленной Або.
Белла Ахмадулина

Метехская скала находиться на скалистом левом берегу реки Куры, ныне ее венчает каменное изваяние Вахтанга Горгасала, основателя Тбилиси (скульптор -
Э. Амашукели), а на горе громоздятся подновленные руины старой крепости - храм Метехи (XIII в.).

Легенда о основании Тбилиси бытует в двух версиях, обе связаны с горячими источниками в долине Куры.

По одной, царь Вахтанг Горгасал, охотясь в этих местах, подстрелил фазана, который упал в кипящий ключ и сварился.

 По другой — добычей царя был не фазан, а олень: омыв рану в целебном источнике, олень ушел от преследования.

 Легенда не противоречит археологии, во всяком случае, в топографической ее части: место основания Тбилиси — теснина между Сололакской горой и Метехской скалой, богатая серными источниками.

Будучи царем Иберии (Картли), Вахтанг Горгасал вел борьбу с иранскими
завоевателями, погиб в бою.

 
   ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ



Рецензии