Лишний груз

Из книги "Охотницки да рыбацки байки и не только..."
Глава "Увиденное, услышанное, но не придуманное"

                Лишний груз

     Митрофан Александрович Хозяинов, в то время лесник госпромхоза «Денежкин Камень», Сергей Савельевич Бахтияров, манси, оленевод того же предприятия. Кордон Сольва. Мы с Митрофаном сидим у него в избе, конец лета, вечер. Тихо открыв дверь, в доме появляется Серёжа-манси.
- Сторов! О, и Слафка стесь, - произносит первые фразы Сергей.
 - Здорово, коли не шутишь, - отвечает Митрофан, я тоже здороваюсь.
- Откуда пришёл-то? – продолжает расспросы Митька.
- Та с Хотовой иту, - тихо отвечает, заменяя звонкие согласные, которых очень мало в языке манси, на привычные глухие.
- Ты как на прогулке, ни котомки, ни ружья, продал туристам што ли? – Митрофан - любитель подтрунивания в житейских разговорах, иногда вворачивает такие обороты, что диву даёшься, здесь пока до этого не дошло.
- Котомку, рушьё в лесу оста-авил, сачем лишнее таскать, утром уйту апра-атно.
- Где оставил, мож и не брал?
- Там у тропки с Хотовой, с километр отсю-юта, - тянет гласные Сергей.
- Так сёдни туристы на Ходовую ушли, к вечеру вернутся, пропадёт твой мелкаш, котомку-то не жаль, там брать нечо, я знаю, - обращаясь к Сергею про туристов, а про котомки уже ко мне, Митя.
- Неее…Турист, он как итёт? Фещи на сепе тащит, фо! – показывая рукой от пола примерно себе по грудь, Сергей.
- Чё ты туристские вещи считаешь? Хотят, пусть хоть друг дружку носят, - Митрофан за свою жизнь насмотревшийся на всяких «клоунов», знал, что говорил. Но более наблюдательным был Серёжа и произнесённая им следующая фраза, повергла меня в ступор от простоты и древней, я бы сказал, генетической мудрости этого древнего лесного и увы, безвременно уходящего в анналы истории, народа.
- Митька! Фот ты не старый, а фитишь плохо! Турист тяшёлые котомки тащит, накипается ни-иско. Кута смотрит? На сапоки сфои смотрит, в семлю, стороны не смотрит и не фи-идит! Я мелкаш на фысокую фетку фешал, котомку то-оше!

     Туристы вернулись с Уральского хребта вечером, как и говорил Митрофан. Погода испортилась, затянуло и пошёл мелкий, нудный и надолго, дождь. Меня разбирал интерес, но я не пошёл в туристическую избу. Утром Сергей засобирался, на Митькины сетования, куда попёрся в такую погоду, Сергей отвечал, что пошёл за ружьём и рюкзаком, что переждать непогодь надо здесь. И принёс!


Рецензии
Интересная вещица у Вас получилась.Жизненная.Так что дерзайте дальше!

Якоб Рэдз 2   17.11.2016 11:56     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за Ваши пожелания! Герой этой миниатюры описан ещё в двух рассказах книги:"Забой" и "Шешнатцать вёдер воды", они есть в списке произведений. С этим человеком меня свела моя лесная работа и я рад этому.

Вячеслав Соловьев   17.11.2016 16:13   Заявить о нарушении