Фильм Без солнца

Фильм "Без солнца" - экранизация знаменитейшей пьесы Максима Горького "На дне". Непонятно только почему эту пьесу экранизировали уже в годы перестройки, то бишь, в самом конце советского периода, поскольку пьеса была хрестоматийной, входила в школьную программу. Хотя, может быть, и раньше ее экранизировали, врать не буду.
Сразу же начну с минусов. В фильме есть такой прием, когда показано, что это театральная постановка. Например, показано, что артист ходит по гримерке в ожидании своего выхода, или актер Петренко читает знаменитый монолог Сатина то в его собственной одежде, то в костюме своего персонажа. Не знаю, зачем это было нужно. Этот прием только отвлекал от содержания пьесы.
А так, это вполне классическая экранизация совсем не простой пьесы Горького. И крайне актуальной и сейчас. В фильме хорошо показано, то жизнь на дне - это жизнь без солнца, оно врывается в окошки, врывается в дверной проем, но вот до самого дна свет его лучей не достает. Но и здесь можно жить. Здесь тоже есть свои радости и трагедии. Кто - то не хочет вырваться с этого дня, а кто-то и просто не хочет, не желает этого делать.
Лука в исполнении Михаила Глузского здесь самый удачный образ. Он не такой уж святой странник, просто он прекрасный психолог, и понимает, что от него хотят услышать. Очень интересный прием с темными очками, будто его герой прячет за ними свои глаза, боясь, что они его выдадут. Кстати, его герой говорит вполне простые и понятные вещи. Про ту же Сибирь, которые в те годы заселялась с согласия правительства Столыпина. Нужно было просто захотеть.
Мне в принципе все персонажи понравились. Все актеры попадают в эти образы. Даже Анатолий Кузнецов, который считается актером одного образа, здесь попал в образ. И этот образ самый неприятный во всей галерее персонажей. Хозяин ночлежки, который хочет только одного: денег, и как можно больше денег!
Очень понравился мне Алексей Петренко в образе Сатина. Я просто в лишний раз вспомнил, что монолог про человека, который звучит гордо, звучит из уст карточного шулера, человека, который может обмануть любого. Так что, и сам этот монолог не так уж однозначен, как его трактовали в советской школе.
Да и сама пьеса не так однозначно антирелигиозна. Как не крути, но Лука очень сильный образ. И образ положительный.
Совсем не узнал Веру Глаголеву. Она здесь очень умело перевоплотилась. И узнал я ее только по голову.
Силен и Владимир Гостюхин в образе Васьки Пепла. в его трактовке это абсолютно положительный герой. Минус его только в том, что он запутался в своих любовных страстях. Он - один из трех персонажей, которые покидают ночлежку. Но в его случае ничего страшного не происходит. Только тюрьма его ждет, и а это далеко не самый худший исход.
Гораздо хуже кончил Актер. И его исход - это просто российская вечная безнадега. Он не смог смириться с тем, кем стал. И его просто жалко до слез.
В целом, фильм вполне получился. Он - лишнее напоминание нам, что Горький - самый сильный драматург первой половины двадцатого века. А Чехов просто вне этого рейтинга.


Рецензии