Ничего себе, ещё и деньги платят!

Школьные годы. Как они медленно и тягуче тянутся по жизни, по юности, по своей дорожке бытия. Вроде бы, и недолго длятся уроки и перемены со своими новыми усидчивыми знаниями и активным отдыхом. Совсем недолго идут в футбольной секции нудные разминки и тренировки, да и долгожданные игры на поле. Быстро пролетают за окном тёмные ночки с их снами и без оных, когда утыкаешься в пуховую подушку, уставший и радостный своей жизнью.

А сама жизнь ползёт, еле-еле идёт, совсем не хочет, что бы я стал взрослым и самостоятельным. Женился на моей любимой однокласснице Оле, родил с ней детей и работал где-нибудь на заводе и приносил домой зарплату, как мои родители. Много приносил, что бы на всё нам хватало, на всё, что есть в поселковых магазинах. Что бы мы вдоволь ели колбасы и мороженого, зефира и мармелада. Я очень люблю мармелад и когда вырасту, обязательно накормлю им старшую сестрёнку и маму. Они тоже очень любят мармелад…

- Ребята, начинается футбольный сезон. Мы будем путешествовать по всей области вместе с командой старшей группы. В этом году снова сделали спаренные игры, старшая группа и средняя, что бы избежать лишних расходов, - тренер на разминке оглашает вердикт комитета по спорту.
Мы счастливые и радостные, что снова будем рассекать на раздолбанном автобусе по области, с довольными лицами принимаем добрую весть. Нам уже по тринадцать-четырнадцать лет и у многих это последний сезон за среднюю группу. В следующем году либо поступление куда-то учиться, либо оставаться в школе и продолжать играть за старшую группу.

- Парни, - между тем продолжает тренер, понимая наш восторг, - ещё одно приятное решение принято на уровне спортивного комитета. После каждой игры вы будете получать деньги на питание.
Мы ничего не поняли, но уже приятно. Играя бок о бок с первого класса за свои школы, посёлок, завод и район, мы ничего такого раньше не получали. Ну, да, кормят хорошо на выездных играх, на турнирах. Дома играя, мы питались сами дома же, но что бы давать что-то на руки, не ведаем. Поживём-посмотрим…

- А как это деньги давать? – мы возвращаемся с тренировки и любопытный Вовка, друг с первого класса, приведший когда-то меня в футбольную секцию, недоумевает, сведя свои белёсые брови к переносице.
Мы, дети обычных заводских рабочих, токарей и слесарей, уборщиц и табельщиц, никогда не были балованы лишними родительскими деньгами. Роскошью никогда не пользовались, дома стоят у всех обычные советские серванты и буфеты, диваны и чёрно-белые «Чайки» или «Горизонты» отечественных телевизионных заводов. Хорошо, если у кого-то в гараже стоит «Запорожец» или «Москвич», но в основном это велосипеды и мотороллеры. Короче говоря, ни чем не отличающиеся от миллионов других обычные советские семьи середины семидесятых годов двадцатого века. А тут…

- Да не знаю я, Вовка! – немного громче обычного выкрикиваю я, он так уже достал своими расспросами, жуть.
- Слушай, Стас, так это же здорово, если будут деньгами давать, хоть, на мороженое будет, - не унимается дружок мой.
- Да, мороженое! А потом ангина и постель вместо поездок по области! Нет уж, лучше мармелад и пирожные. Я вот эклеры по двадцать две копейки люблю. Буду покупать и мамке носить…
На том и порешили, уже в головах потратив то, что ещё и в глаза не видели, и в руках не держали. Юмористы, ей богу!..

- Первые две игры домашние, на родном стадионе. Это будет в нынешний четверг и следующую среду, - тренер оглашает турнирную сетку на начинающийся весенне-осенний футбольный сезон, - в четырнадцать часов начинает средняя группа, в семнадцать старшая. Накануне игры будет отдых, без тренировок, поэтому на игры приходить за два часа до начала.
Мы начали шушукаться, предвкушая новые игры и новые победы, новые поражения и травмы. Мама по окончании сезона в основном считает синяки на моих ногах. Тот год, когда мы завоевали второе место в младшей группе на приз «Кожаного мяча», она насчитала их тридцать три. Но тогда я был маленьким и глупым, лез во все стыки, играя левого защитника. Любой ценой я не должен был пустить нападающих соперника к своим воротам.

Сегодня же мы становимся взрослее, тактику нам тренер подтянул добре, в жёсткие стыки мы вступаем уже с головой на плечах и мозгами в тех самых головах. Да и вместо кед у нас бутсы, опасно с ними шутить. Много наш тренер уделяет времени тактическим занятиям во время тренировок. Многому мы учимся, наблюдая за играми старших ребят и стоя по периметру поля «подавальщиками мячей» во время домашних игр наших заводских «мужиков», главной команды посёлка. А синяки… их по осени опять посчитаем…

- Парни, молодцы, я вас поздравляю с почином в новом сезоне. Хорошая игра была. Мне понравилась, - тренер зашёл в раздевалку после нашей игры, - а сейчас получаете талоны на питание стоимостью по два рубля пятьдесят копеек и идёте на обед в ресторане «Перекат», что в районе «сорокА» стоит.
Район «сорокА» так называется из-за старинных сорокаквартирных домов, расположенных там. Там же и единственный в посёлке ресторан.
- Как так? – не поняли сначала мы. – Мы и в ресторан?
- Да, так решил спорткомитет, что после домашних игр вы будете ходить именно в него. Всё, парни, ещё раз поздравляю с победой, у меня скоро игра со старшими. А вы все вместе идёте туда, удачи и много не ешьте сладкого, растолстеете, загоняю на тренировках, - и он улыбнулся в свои чёрные гусарские усики.

Мы довольные и счастливые, всей командой идём по центральной улице Коммунистической. Счастливые, что в такие-то годы будем обедать в ресторане, самом шикарном заведении посёлка. Крутим, вертим в руках листочки бумаги, чуть больше автобусного билета и судачим:
- Интересно, а сколько можно там съесть на два пятьдесят? – донимает Вовка.
- Не знаю, Вован, придём, посмотрим. Я голодный, как слон и на все объемся, - отшучиваюсь я, моей тощей конституции ожирение не грозит, «гончий» я, как часто говаривает мне мама…

- Слушайте, пацаны, да на такие деньжищи здесь обожраться, - шепчет уже объевшийся Пашка Лизакин, левый полузащитник, с которым мы вместе «держим» в играх свою бровку.
- Слушайте, а как тогда мы играть будем? Растолстеем же! – шутит Вовка Галямин, центральный защитник, парнишка, и так упитанный, что ему лишнего не надо бы.
- Так мы вправду растолстеем, на таких-то заработках, - я довольный потираю полный живот, и с шуткой к Вовке, - а ты не ешь много, тебе нельзя…

- Ребята, у каждого из вас еще осталось по восемьдесят пять копеек, - к нам подошла девушка в белом фартучке и, улыбаясь во все тридцать два белых зуба, - что будете заказывать?
Мы в недоумении разинули рты, не зная, как себя вести в такой ситуации. По ресторанам не хаживаем, порядков не ведаем. Тут нашёлся, что сказать, Димка Епифанов, сынок начальника цеха на заводе. Он из элитной семьи инженеров и, наверное, знает, что здесь и как:
- А что вы можете нам предложить с собой, на вынос?
- Есть пирожные разные, конфеты и печенье, что вам принести?
- А по сколько пирожных получается? – спросил Вовка Галямин.
- По четыре…

Так, побывав первый раз в ресторане, мы вышли оттуда с пакетиками конфет, печенья и пирожных. Кто что захотел, тому и дали на восемьдесят пять копеек…

- Мама, я тебе пирожные принёс! – я залетел в квартиру, счастливый, наевшийся в ресторане и радостный, что могу дома пользу принести.
- А где ты их взял? – она заглянула в пакет, который я положил на кухонный стол и увидела там те самые эклеры.
- Мы теперь играем за деньги, - пошутил я, но увидев её насупленные брови, не поверила, ответил правдиво, - нам теперь за домашнюю игру дают талончик в ресторан на два пятьдесят, а на выездных матчах деньгами по рубль пятьдесят.
Мама, видимо, это знала и не удивилась, а порадовалась за меня, взрослеющего заботливого сыночка…

Так мы и стали получать деньги и талончики за сыгранные матчи. Дома маме уже меньше было заботы, чем накормить растущий организм «моего футболиста» и просто подвижного, словно юла, сына. А я при любой возможности принести домой оставшиеся от поездки деньги или сладости из ресторана, делал это с удовольствием. Уже тогда я прекрасно понимал, как маме тяжело нас с сестрой студенткой вытянуть со своей небольшой зарплатой. Свою значимость в доме, из которого ушёл папа, я понял рано и рано повзрослел…

29 августа 2016 года


Рецензии
Браво, Станислав! Вот уже и сын начал мамочку подкармливать вкусняшками! Кстати: я тоже был левым защитником, и обойти меня было совсем непросто, в то время я уже был очень сильным для своих 17 лет, много тренировался, про меня все знали, что меня лучше не трогать, это весьма опасно. Р.Р.

Роман Рассветов   31.10.2023 14:33     Заявить о нарушении
Спасибо вам, Роман, я играл все восемь лет, пока учился в школе, под номером 4... Поколесил сы по области, однако...
Вот об этом:
http://proza.ru/2016/05/10/436
И вот о том же футболе позднее воспоминание:
http://proza.ru/2023/06/25/530
Приятного прочтения...

Станислав Климов   31.10.2023 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.