Поднебесная. 5. Правила торговли. mai mai

Начало здесь: http://www.proza.ru/2016/10/07/872

5. Правила торговли (mai mai)

Этот день Лиза решила посвятить покупке сумки для учебников. Ребята уехали на базу, и вторая половина дня была в полном ее распоряжении.

Помня напутствие Го Гао, о том, что на рынке все надо делить на два, а в магазине умножать на ноль восемь, и упаковав юани в кошелечек-сумку (кстати, китайцы никогда не называют свою валюту «юанями», либо «куай-тиан», либо «жен-эм-би»), спрятанную на поясе под одеждой, Лиза отправилась одна в «большой мир».

Городские автобусы прибывали к остановке каждую минуту.
Все чинно входили в первую дверь, бросали в прорезь железной коробочки, подвешенной рядом с водителем, по одному юаню и проходили в центр транспортного средства. Автобусы были большими с пластиковыми сидениями, передняя половина автобуса заполнена сидениями, стоящими вдоль бортов, что оставляло много места в середине. Задняя часть была выше на две ступеньки и там кресла были поставлены в привычном порядке – в два ряда по ходу движения автобуса.
Выходить из автобуса полагалось только через среднюю и заднюю дверь. Поэтому, все старались протиснуться как можно ближе к этим двум дверям, ибо, даже если ты стоишь у первой двери и приехал на свою остановку, выйти через первую дверь вряд ли получиться – пробиться сквозь поток входящих пассажиров, практически, невозможно.

Приехав на главную площадь, Лиза выплеснулась из автобуса вместе с группой пассажиров и, следуя за толпой, влилась в поток горожан.

- ЛИССА! – услышала она с другой стороны улицы.
Джан-лаоши, размахивая сумкой, перебегала на ее сторону, не обращая внимания на гудящие клаксоны и визг тормозов. Кстати, правила дорожного движения в Китае мало кто соблюдает, и среди водителей, и среди пешеходов. Видимо поэтому, в КНР нет такой услуги как аренда автомобиля.

- Лисса! – Кристина бросилась обниматься, несмотря на то, что буквально час назад они с ней закончили разбор забавной китайской поговорки: «фенг пинг ланг чинг».
- Что делаешь? – Кристина перешла на английский.
- Шопинг, - произнесла Лиза известное на всех континентах слово.
- Что покупаешь?
- Сумку для учебников.

Кристина подхватила ее под руку и потащила к ближайшему подземному переходу. Вместо ожидаемого обычного перехода, Лиза окунулась в целый подземный город. Четыре этажа вниз уместились в размер расположенной сверху площади.

Пока пробивались через плотный поток покупателей, Лиза, не теряя времени, попыталась выяснить у Кристины, куда еще можно сходить.

Кристина, загибая пальцы, перечисляла:
- Зоопарк, океанариум, театр.
- А это далеко от нас? – спрашивала Лиза.

Кристина резко остановилась и задумалась. Людской поток обтекал их с двух сторон, но Кристина не обращала на это никакого внимания.

- Зоопарк и океанариум – там, - она махнула рукой, – рядом с домом Го Гао.
- А театр?
Кристина скривилась:
- Зачем тебе театр? Скука одна!
Лиза смутилась:
- Хотела оперу пекинскую послушать.

И тут Кристина зашлась в таком хохоте, что Лиза вздрогнула. Лаоши смеялась громко, запрокинув голову и схватившись за живот. Обращавшим на нее внимание китайцам, Кристина что-то говорила, указывая на Лизу, и они присоединялись к ее смеху.
Отсмеявшись и смахнув слезы, Кристина снизошла до объяснений:
- Ты прежде, чем в театр идти, нашу оперу по телевизору посмотри. Потом и решишь.

…Вечером, вместе с Го Гао, они настроили телевизор на прием специального канала и Гао, вздохнув, согласился остаться на полчаса, чтобы дать пояснения, если Лизе что-то будет не понятно.

Завывание раскрашенной девицы длилось и длилось, перемежаясь непередаваемыми руладами, причем на одном дыхании.

- О чем она поет? - осторожно спросила Лиза по прошествии трех минут от начала «арии».
- Все еще один слово дает, - скривился Гао. – Мужа ее бросал, вот и воет, как собак!
На большее Гао не хватило и, наскоро придумав причину, он быстренько ретировался из ее номера.

… Сумку выбирала Кристина, прощупывая швы, выворачивая наизнанку, «вжикая» молнией, проверяя на прочность карабины. Они уже прошли несколько галантерейных магазинчиков, но Кристина была недовольна и непреклонна. Лиза поклялась себе, что больше никогда не пойдет с ней за покупками.
Продавцы громко выражали Кристине все, что они о ней думают, а Кристина, не отвлекаясь от дела, так же громко делилась с ними своими соображениями по поводу их самих.
Наконец, после трехчасовых хождений под землей, прощупав и измочалив очередную сумку, Кристина с сомнением «взвесила» ее на руке.

Продавщица, внимательно разглядывающая Лизу, что-то спросила у Кристины, та ответила. Завязалась перепалка.

Лиза подергала увлекшуюся Кристину за куртку:
- О чем это вы?
- Эта глупая женщина спросила, - начала объяснять лаоши, - откуда ты приехала. Я ей ответила, что ты – русская. А она, - Кристина, махнув сумкой в сторону продавщицы, что-то выкрикнула, продавщица в долгу не осталась. – Она говорит, что я вру! Потому что все русские толстые и рыжие! И ты приехала из Италии, она сразу поняла. А вру, потому что денег не хочу дать ей заработать!

В итоге, после еще получасовой «деловой беседы» стороны пришли к консенсусу, и сумка была куплена за тридцать процентов первоначальной стоимости.

Много позже, набравшись опыта в общении с продавцами Поднебесной, прежде, чем идти за покупками на рынок, Лиза отправлялась в Wall-Mart – огромный американский мегамаркет, в котором было всё!

Иногда, когда наваливалась тоска, и не было никаких сил смотреть на местных жителей, слушать их речь и есть их еду, Лиза наведывалась именно сюда. Здесь можно было провести четыре часа, до тех пор, пока часам к пяти мегамаркет не начинали заполнять китайцы.

Цены здесь были завышенные, но зато тут были диетический хлеб, который ничем не пах и не имел вкуса, бекон в нарезке и знакомые «Чоко-пай».
Выяснив порядок цен, можно было отправляться на рынок.


Ритуал покупки состоял из нескольких вариантов.

Вариант первый.
Стоило кому-либо из «лаоваев» (типа, «иностранные придурки») появиться на рынке, как тут же возникал легкий ветерок перешептываний, и цены мгновенно менялись. Причем, у всех одинаково.
После этого нужно было подойти, ткнуть пальцем в вожделенный предмет и, глядя в глаза, задать правильный вопрос: «Дуо шао тиан?» Продавцов этим было не смутить, ибо они прекрасно понимали, что данный вопрос превратился в почти что риторический. Затем шло «обозначение» цены и ломка первого уровня сопротивления: «Уолл-март!» плюс отрицательное мотание головой. Если этот вариант не проходил, необходимо было переходить ко второму варианту.

Вариант второй.
Торговаться за каждую вещь. Причем яростно, с эмоциями, с обещанием купить еще, если будет скидка. Здесь достаточно было обходиться «языком мимики и жестов». Чаще всего, на этом этапе шли первые уступки. Если хотелось большего, переходили к варианту номер три.

Вариант третий.
Притянув к себе выбранные вещи, нужно было жестко и категорично назвать цену, внутренне придя в ужас от собственной наглости, и стоять за эту цену насмерть. Этот вариант нравится китайцам больше всего. На этом этапе к процессу товарно-денежных отношений подключаются все, кто находится в зоне видимости: и продавцы, и покупатели, иногда и полицейские. Зачастую случается так, что забыв о покупателе, стороны яростно отстаивали свои интересы, решая процесс покупки за лаовая. Иногда даже в его пользу.

Существовал еще и четвертый вариант, самый рисковый, и только он давал возможность сэкономить время и нервы. Но здесь требовались хотя бы базовые навыки владения «хан юй» (китайский язык).

Вариант четвертый.
Вы спокойно и тщательно выбираете вещи, попутно интересуясь, сколько стоит каждая. Желательно набрать побольше. После этого вы просите назвать общую сумму. Чаще всего это число пишется на бумажке. Взяв бумажку в руку, вы по-китайски называете сумму и спрашиваете: «Почему так дорого?».

Ступор продавца длится секунд десять, после этого он обиженно начинает возмущаться тем, что какой-то заезжий лаовай имеет наглость говорить на его языке. Вы с улыбкой все это выслушиваете, желаете здоровья его родителям и снова спрашиваете цену. Она будет гораздо ниже.
И вот тут, вы вздыхаете, говорите, что купили бы за (называете свою цену), поворачиваетесь и, не торопясь, уходите.

Чаще всего, китайцы не могут себе позволить что-то не втюхать иностранцу, и бегут следом за вами. Иногда, называя ту цену, которая вас устраивает. И после этого, вы можете снизойти, дать себя уговорить, пойти на уступку и забрать свои покупки чуть ли не за двадцать процентов от первоначальной стоимости.

Четвертый вариант срабатывал не всегда, на памяти Лизы, расклад в среднем был семь к трем за удачный исход торговли. Рисковать стоило.

… Выбравшись из-под земли, Лиза, отоваренная сумкой, и Кристина с тремя кофточками, двумя парами сапожек, тремя губными помадами и крохотной шапочкой, направились к остановке автобуса.
Зарождался час пик и Кристина, громко ругаясь и распихивая локтями конкурентов, затолкала Лизу в автобус. Лаоши долго махала автобусу вслед, пока тот не повернул на соседнюю улицу.

Автобус был набит битком. Никакой час пик в метро не мог сравниться с этой давкой. При этом, проезжая остановки, никто не выходил, а только каким-то невероятным образом заталкивался еще. Стоявшие у окна молодые ребята в военной форме, смеясь, вытянули Лизу к себе. У окна было спокойнее.
 
Утомленные, но какие-то просветленные лица трудового люда, были, на удивление симпатичными. Многие смеялись, что-то обсуждали, кто-то умудрялся читать газету, делясь новостями с соседями.

У кабины водителя всегда висел небольшой телевизор и вот, видимо решив поддержать боевой дух трудящихся, водитель включил видеоролик.
С первыми же звуками головы повернулись в сторону источника музыки и, заулыбавшись, все пассажиры… дружно запели!

Пели запыленные рабочие, пели военные, пели тетеньки с огромными сумками, пели одетые в пиджаки офисные работники, пели девчушки на задних сидениях, пел кондуктор! Не пела одна Лиза и испытывала по этому поводу жгучую досаду! Все что ей оставалось – так это восторженно улыбаться, и, глядя на нее, курсанты распевали еще громче.

Она протолкалась к выходу и выскочила на своей остановке, а автобус понесся дальше в сторону спальных районов, разнося по округе задорную песню, которая еще долго звучала у Лизы в голове…

***
Продолжение http://www.proza.ru/2016/10/17/961


Рецензии
Интересные правила
прочитал с интересом
большое спасибо
С уважением Олег

Олег Устинов   27.10.2016 05:32     Заявить о нарушении
Олег, спасибо за внимание! Только прошу - быстренько исправьте свою рецензию - я бы хотела увидеть "с уважением" :))

Аполлинария Овчинникова   26.10.2016 21:22   Заявить о нарушении
ого
бывает так, что планшет при отправке сообщения сам редактирует текст и меняет
спасибо

Олег Устинов   27.10.2016 05:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.