Итоги уникального научно-практического семинара

Разбирая архив, нашёл свою статью: «Итоги уникального научно-практического семинара», переведённую на немецкий язык и опубликованную в еженедельнике «Zeitung fuer Dich» 19 апреля 1993 года. Фактический материал тех дней будет интересен профессионалам и любителям истории российских немцев, ломающих копья в дискуссиях. Публикую статью  в её русском варианте.

13-14 апреля 1993 года в Новосибирском государственном университете, расположенном в живописном Академгородке, следуя республиканской научно-исследовательской программе «Народы России: возрождение и развитие», институт философии и права Сибирского отделения Российской Академии Наук провёл результативный научно-практический семинар по теме: «Немцы Сибири: проблемы исследования этнической общности и перспективы её развития».
Отличительная черта семинара от других подобных мероприятий заключается в том, что он явился логическим продолжением инициативных научных разработок, основанных не на государственном финансировании, а на энтузиазме кандидата философских наук, доцента института Барбашиной Эльвиры Рудольфовны. Понемногу, проникаясь идеей, к ней примкнули учёные, аспиранты и студенты института и университета, а год назад возглавляемая ею группа и их программа деятельности получила «добро» руководства.

Главная цель семинара заключалась не столько в намерении обсудить проблемы современного состояния и перспективу развития немецкого населения Сибирского региона, о чём успели сообщить некоторые, достойные уважения, немецкие средства массовой информации России, сколько, – как сказал руководитель семинара, он же заместитель директора института философии и права СО РАН Гордиенко Алексей Аркадьевич, – в попытке соединения разрозненных усилий учёных и практиков, занимающихся немецким вопросом, а также в попытке слияния отдельных областных, краевых и районных программ культурного развития и социально-экономического обустройства немецкоязычного населения. Это необходимо сделать, подчеркнул он, чтобы от слов, ошибок и спотыканий перейти к делу – базируясь на практическом опыте местных администраций и научных исследованиях и рекомендациях учёных, составить целостную, рассчитанную на глубокую перспективу, защищённую законодательными актами программу развития и закрепления немецкого этноса в Сибири, которая была избрана местом для постоянного компактного проживания немцами-переселенцами ещё в начале ХХ-го века добровольно, до депортации. В этом и заключалась суть работы группы Барбашиной Э.Р., основные вопросы деятельности группы были вынесены на всестороннее обсуждение участниками семинара.

Однако о вопросах чуть ниже.

На приглашение группы принять участие в работе семинара откликнулось более 60 известных российским немцам учёных и практиков. Среди них первым заслуженно и без ущемления достоинства других можно назвать профессора, доктора исторических наук, члена-корреспондента Академии Естественных Наук Российской Федерации Малиновского Льва Викторовича. Высокий состав участников семинара отразил значимость вынесенной в повестку дня темы.
Подтверждая это, в интересной и информационно насыщенной дискуссии, которая, кстати сказать, нередко принимала острую полемическую форму, особенно в первый день работы, выразили себя и сумели, вопреки разности взглядов на проблему, объединиться общей резолюцией учёные и практики Новосибирской, Кемеровской, Омской, Томской областей и Алтайского края, а также представители межгосударственных и региональных немецких общественных организаций, объединений и фондов.

Неподдельный интерес российских коллег вызвал неординарный подход к проблеме сибирских немцев приглашённого из ФРГ приватдоцента Географического института Юстус-Лиебиг-университета доктора Хельмута Клютера. Если следовать краткому списку германской группы, то в роли скромного, но пытливого наблюдателя VDA (Verein fuer das Deutschtum in Ausland) выступила новая сотрудница московского бюро Сологубова Наталья Николаевна.

Государственный комитет по делам национальностей Российской Федерации не сдержал своего обещания и не прислал своего представителя. Этот жест участники семинара постарались не заметить, понимая сложнейшую обстановку на политической арене России. (Обострение конституционного кризиса в РФ, вылившегося в вооружённое противостояние Верховного Совета РФ президенту РФ Ельцину Б.Н. И расстрел «Дома Советов» 3-4 октября 1993 года – прим. Авт., 2016 год).

Многих семинаристов обескуражило другое – недостаточное внимание прессы. Пропал интерес к проблемам российских немцев?

Программой семинара в Новосибирске предусматривалась работа по секциям, но участники сошлись во мнении работать сообща, чтобы иметь возможность высказать собственные суждения по всему спектру проблемы. Таким образом были заслушаны и обсуждены следующие вопросы темы:

Национальная идентификация глазами социолога;

Теоретико-методологические проблемы исследования российских немцев, как этнической общности;

Проблемы этнокультурного и социально-экономического развития компактных поселений немцев в Сибири;

Проблемы управления и самоуправления немцев в Сибири;

Сопутствующие общей теме второстепенные вопросы.

Передавая общий дух семинара, вспоминается вопрос, который в самом начале задали «нашим уважаемым учёным» практики, в частности – председатель Омского областного комитета по делам национальностей Кельбер Александр Эдуардович: «Хотелось бы услышать ответ, не долго ли мы изучаем проблему? Пока мы над нею работаем, немцев-то может и не остаться – уедут в Германию...»

Этот вопрос, как оказалось, волновал многих. Например, Гаан Владимир Александрович, вкусивший немало лиха в алтайской засушливой глубинке на посту председателя колхоза, поднявший родную Шумановку до уровня современного богатого немецкого села, избранный земляками два года назад председателем районного Совета Немецкого национального района, до сих пор сильно переживает массовую эмиграцию соотечественников. Казалось бы, два десятка лет положил, чтобы люди жили хорошо, ан нет – притяжение исторической родины сильнее оказалось...

* Справка № 1: Численность граждан, эмигрировавших за рубеж из Алтайского края.

1987 год – 227, 1988 год – 624, 1989 год – 2164, 1990 год – 4507, первое полугодие 1991 года – 2373.

*Справка № 2: Численность граждан, эмигрировавших за рубеж из сёл Немецкого района, по годам:

Орлово: 1988 год – 119 чел, 1989 – 276, 1990 – 694, 1991 - 509, 1992 – 579, начало 1993 – 63. Итого: 2238 чел.;

Полевое: 1988 – 15, 1989 – 277, 1990 – 485, 1991 – 509, 1992 – 380. Итого: 1499;

Протасово: 1988 – нет данных, 1989 – 53, 1990 – 367, 1991 и 1992 – 514. Итого 934;

Дегтярка: 1988 – 4, 1989 – 33, 1990 – 62, 1991 – 110, 1992 – 115. Итого: 324;

Некрасово: с 1987 года по 1992 год включительно уехала 191 семья – 774 чел.;

Редкая Дубрава: с 1987 года по 1992 год включительно уехало 214 семей – 530 чел.;

Подсосново: с 1988 года по 1992 год включительно уехало – 378 чел.;

Кусак: 1988 – нет данных, 1989 – 23, 1990 – 25, 1991 – 16, 1992 – 48, начало 1993 – 11. Итого: 123;

Гришковка: 1988 – 3, 1989 – 19, 1990 – 16, 1991 – 28, 1992 – 134, начало 1993 – 11. Итого: 209;

Шумановка: с 1989 года по 1992 год включительно уехало 44 семьи – 162 чел.;

Николаевка: с 1989 года по 1992 год включительно уехала 41 семья – 159 чел.;

В итоге, в период с 1988 года по начало 1993 год при неполных данных из Немецкого района выехало 7330 человек.

Общая численность населения Немецкого района до начала эмиграции составляла порядка двадцати тысяч человек. Таким образом, только за первые пять-шесть лет, при тенденции возрастания, из Немецкого района, преимущественно в Германию, на постоянное место жительства выехала треть населения.

Беспокойство учёных и практиков по поводу возрастающей эмиграции немцев в Германию было более чем обоснованным. «Не долго ли мы изучаем проблему?» – вопрос был резонным. Проблемой сохранения российских немцев в России, как этноса, в Алтайском крае, и особенно в немецких сёлах, озаботились задолго до подъёма волны эмиграции. И только в 1990 году, когда шанс восстановления государственной территориально-автономной республики и даже области в составе Российской Федерации был упущен, Алтайский крайисполком принял решение о создании временного научного коллектива под руководством кандидата философских наук Мельникова Александра Николаевича с целью изучения вопроса об образовании национальной автономии на Алтае.

По результату научных исследований и референдума Немецкий национальный район в Алтайском крае восстановлен Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от первого июля 1991 года.

(Это был запоздалый выход из сложившейся ситуации со всё увеличивающейся эмиграцией немцев. Создание национально-территориальных образований в местах компактного проживания немцев позволяло с опозданием сконцентрировать средства и усилия для конкретного, но частичного решения проблем сохранения российских немцев как этноса — так, до эмиграции национальный состав Немецкого района на Алтае составлял свыше 95 процентов, а ныне – около тридцати процентов – авт., 2016 год).

На семинаре в Академгородке Мельников А.Н сказал: «Наших немцев может удержать собственность на землю. Её на подошвах сапог не увезёшь. Собственно, все и не уедут, не надо беспокоиться. Но что активнее надо работать – это да.»

Аргументированным был и ответ практикам Майзингер Елены Викторовны, старшей научной сотрудницы Западно-Сибирского отделения Всероссийского Центра изучения общественного мнения; опираясь на фактический материал, она показала, что немцы действительно все не уедут, поэтому есть смысл реализовать имеющиеся программы.

Не хотелось бы навести тень на плетень, однако же, думается, кроме улыбки следующее замечание ничего не вызовет. Один из наших политиков и общественных деятелей потребовал от учёных подвести под их программу идеологическую основу с тем, чтобы «просвещать народ», на что получил решительный отказ: «Научные исследования должны быть свободными от политической подоплёки». Они не поняли друг друга. Ведь политик говорил о программах сохранения и развития немецкого этноса в России, а учёные – о научных исследованиях проблемы – это две разные вещи.

Итак, вняв голосу разума, участники научно-практического семинара настроились на вдумчивое, спокойное прослушивание и обсуждение концептуальных предложений, продемонстрировав пример для подражания российским съездам. Обсудив резолюцию, признали:
 
во-первых, необходимость разработки и реализации областных и краевых программ культурного и социально-экономического обустройства немцев Западной Сибири;

во-вторых, рекомендовали вновь образованному немецкому исследовательскому центру и исследовательскому центру Алтайнац осуществить координацию усилий учёных и практиков по решению проблем российских немцев Западной Сибири на основе постоянно действующего научно-практического семинара;

в-третьих, решили обратиться к Госкомнацу РФ с просьбой создать в Сибири свой региональный орган для систематической координации деятельности по национальной политике в данном регионе.

Таков итог семинара в Новосибирске. Его назвали уникальным. Так оно и есть, ведь в эти тёплые солнечные дни середины апреля в столице Сибири произошло не только соединение мысли учёных и практиков региона, составивших могучую интеллектуальную группу, имеющую средства для плодотворной работы на благо сибирских немцев, но и, что более важно, произошло объединение всех сибирских немцев, движимых идеей обустроить свою жизнь на своей родине, в Сибири.

Анатолий Резнер, собкор «Нойес Лебен», специально для читателей «Цайтунг фюр Дих».
Гонорар прошу перечислить в фонд Андреаса Закса.


Рецензии