Созидание Глава 10 1969 г. Часть 4-15-18 площадь С

                ПЛОЩАДЬ  СВОБОДЫ


СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА  10   1969 год

ЧАСТЬ  4-15-17   ПЛОЩАДЬ  СВОБОДЫ


   Конечная точка проспекта Руставели, площадь Свободы несмотря на скромные размеры неизменно становится ареной политических баталий. Посреди площади возвышается колонна с подозрительно небольшим золоченым Святым Георгием работы Зураба Церетели.

 Помимо проспекта Руставели, сюда ведут не менее любопытные улочки Старого Города – ул. Леонидзе, ул. Леселидзе и ул. Табидзе. Эти названия теперь звучат по новому.

От главной площади города,  «лучами» расходятся 5 улиц и один проспект. Сейчас они называются, ул. Александра Пушкина, ул. Котэ Абхази, ул. Шалвы Дадиани, ул. Галактиона Табидзе, ул. Георгия Леонидзе и проспект Шота Руставели.

 От этой площади начинается отсчет нумерации всех существующих зданий города.

Но, как площадь, она появилась в начале XIX века, а до этого на эту местность, пересеченную местами глубокими, а местами не очень, оврагами и канавами, выходили одни из главных ворот города, через которые караваны и прочие путники шли дальше на север, по нынешнему проспекту Шота Руставели или входили через них в город.

Эти ворота были там, где сейчас начинается ул. Котэ Абхази, больше известная по старому названию — ул. К. Леселидзе, а сейчас еще вспомнили более старые ее названия, Армянский базар и Шуабазари (Серединный базар).

Так вот, через эти — Коджорские ворота проходили приезжающие и уезжающие. Но, так как, ворота на ночь обычно запирались, то не успевшим, нужно было где-то переночевать. И, по данным грузинского историка XIX века Платона Иоселиани, приблизительно там, где сейчас стоит здание музея изобразительных искусств Грузии им. Шалвы Амиранашвили, в XVI веке был караван-сарай царя Левана — «царский караван-сарай», так он назывался.

Земля рядом с караван-сараем принадлежала князьям Цицишвили. Место для караван-сарая было очень удобным, от него можно было пройти как к Коджорским воротам, так и к Дигомским и Водным, которые находились ниже, там, где сейчас выход с улицы Серебряной (Дигомские ворота), а через реконструированный проход, изображающий ворота (Водные), можно пройти к ул. Г. Шавтели.

Но для того чтобы войти в те или другие ворота, нужно было преодолеть, можно сказать, водную преграду. Потому что вдоль крепостной стены, по самому глубокому оврагу, протекала речка Аваант-хеви (хеви — по-грузинский — овраг).
 
Речка по этому оврагу текла с Сололакского хребта по нынешней ул. Г. Леонидзе, через площадь и дальше вдоль нынешней ул. Александра Пушкина до реки Мтквари (Куры).  Поэтому, через овраг с речкой, к воротам города были проложены мостки.

 В дождливые дни, вплоть до середины XIX века, пока, по указанию первого наместника на Кавказе князя Михаила Воронцова, овраг с речкой не «заковали» в коллектор, грязь на площади была, можно сказать, непроходимая.

 По другую сторону за этим оврагом были сады, царские и не только, например, князей Бебутовых. Ну и вся эта территория уже на карте царевича Вахушти Багратиони, которую он составил в 1735 г. называлась — Гаретубани (Внешний квартал). Т.е. вся местность, находящаяся за городской стеной так называлась тогда, да и сейчас этот топоним еще сохранился.

Так же, она показана и на плане города составленном русским военным топографом Александром Пищевичем в 1785 г.  Нынешние границы площади, имевшей трапециевидную форму, были определены так же русским военным топографом полковником Бановым в начале XIX века и сохранились до сих пор.

До получения своего первого официального названия, эта местность, с начала XIX века называлась по-разному. Например, Дровяная, так как здесь, по воскресеньям был полуофициальный базар, где, в том числе, торговали и дровами. Затем, Штабная, потому что здесь в середине 1820-х годов было построено первое, каменное здание. Это был штаб Кавказской армии.

Здание в стиле позднего классицизма, возведено в 1824 – 1827 гг. и в несколько перестроенном виде сохранилось до сих пор.

Первое, официальное название площадь получила в 1828 г. и сразу — за победу.
 Площадь назвали в честь тогдашнего главноуправляющего военными и гражданскими делами в Грузии генерала Ивана Паскевича.

В 1827 году русские войска, наконец, отвоевали у турков и штурмом взяли столицу Эриванского ханства город-крепость Эривань, это событие стало кульминацией многочисленных попыток Российской империи по установлению контроля над Закавказьем.

 Главный герой — Иван Паскевич, и так не обделенный царской милостью, окончательно получил «безлимитное доверие» от Николая I.

Имя  И. Ф. Паскевича (1782 — 1856 г.), русского генерала, сослуживца Николая I и одного из его доверенных людей, в дореволюционном Тифлисе было увековечено не только в названии, площади но и улицы, которая сейчас носит имя Геронтия Кикодзе (1885 — 1960), грузинского писателя, литературного критика и переводчика.

 Сам Паскевич личность интересная и многогранная, скажем так. Участник войн с Наполеоном, сражался при Бородино, командовал дивизией при взятии Парижа. Руководил такими крупными военными операциями, как  присоединение восточной Армении и взятие Тебриза (за что и был удостоен почетного титула графа Эриваньского) (1827 — 1829), подавление Ноябрьского восстания в Польше (за что получил титул светлейшего князя Варшавского и назначен наместником в царстве Польском (1832 — 1856).
В 1849 г. разгромил революцию в Венгрии. После подписания Адрианопольского мира (1829) получил фельдмаршальский жезл.
В общем, революции и революционеров, он явно не любил. Но и тифлиссцы его не особо любили, хотя и недолго он пробыл тут. Поэтому, в разговорной речи и уже позднее, как топоним, название площади сократилось до Эриваньской, стерев из памяти города имя этого военачальника.

В 1918 году «оковы пали» и Грузия провозгласила себя независимым государством, поэтому площадь, носящая имя душителя свободы была срочно переименована.
 Естественно, в — Свободы.

 Кстати,  власти Демократической республики в топонимике города  мало что успели изменить. Кроме площади они, отдавая дань уважения «учителю и соратнику», переименовали Михайловский проспект в ул. Георгия Плеханова, да так удачно, что даже большевики не стали ничего менять.
 Так же как и проспект Шота Руставели. Хотя, в переименовании Головинского проспекта в проспект великого грузинского поэта, заслуги меньшевиков мало.

Дело в том, что это был, говоря сегодняшним языком, «флеш-моб» «голубороговцем» и тифлисской молодежи, которые в один прекрасный день, гуляя по проспекту, останавливали прохожих и радостно приветствуя, говорили: «Поздравляем, слышали? Проспект переименовали и теперь он будет носить имя Шота Руставели!» Ну, а так как новости в Тбилиси и сейчас сами расходится быстрее всяких СМИ, то городским властям, чтобы не ударить лицом в грязь, пришлось срочно, задним числом, переименовать проспект. И опять, же большевики не стали ничего менять, хотя историю с «флеш-мобом» долгое время умалчивали.

Но площадь, пришедшие к власти в 1921 году большевики, все же переименовали в площадь ЗакФедерации. Кто, уже не помнит, а кто уже и не знает — это Закавказская советская федеративная социалистическая республика.
 Правда, просуществовала она недолго, что не удивительно, а площадь, кстати, еще долго, даже в официальных документах, продолжали называть — Свободы.

 Но, потом  наступили совсем несвободные времена и в 1938 году площадь назвали именем Лаврентия Берия. За большие заслуги и от большой любви, так сказать. Хотя, об этом после 1953 года особо не вспоминали, а потом и просто, крепко забыли.

 Ну и в конце концов, в 1953 году, видимо, от греха подальше, площадь назвали — пл. Ленина. Уж он-то не подведет, подумали грузинские коммунисты. И до падения, вернее, снесения с пьедестала, в 1990 г. Ленин стоял и указывал нам путь.

В 1990 году площадь опять стала Свободной.
На площади много всего интересного происходило за истекший исторический период. Но, в связи с  Берия и Лениным, вспомнилось.

Например, т.н. «тифлисская экспроприация» — (ограбления кареты казначейства Тифлисского отделения Государственного банка 13 июня 1907 г. в Тифлисе). При налете, организованном большевиками под руководством Семена Тер-Петросяна (Камо), было похищено двести пятьдесят тысяч рублей. Большевистская историография, главным лидером и организатором этой акции называла Иосифа Джугашвили (Сталин), хотя, вопрос этот спорный.

 Были убиты два городовых, смертельно ранены три казака, ранения разной тяжести получили шестнадцать прохожих. Все участники ограбления сумели скрыться с деньгами, избежав ареста.

 Все это происходило на Эриваньской площади. Только, ирония судьбы в том, что деньгами этими большевики воспользоваться фактически не смогли, потому что уже тогда банки умели «беречься» от грабителей. Поэтому каждый, кто в любой точке Европы появлялся с банкнотами от этого «экса», ловился и сажался в тюрьму.

 Именно так провалился потом в Берлине сам Камо, и поэтому ему пришлось симулировать сумасшествие и нечувствительность к боли. Так что, героическая история, оказалась на деле серьезным провалом.
Кстати, о Камо.

Поздним вечером 14 июля 1922 г. ехавшего по Верийскому спуску (сейчас ул. Михаила Джавахишвили) на велосипеде большевика, друга и соратника Сталина – Камо — насмерть сбил автомобиль, а водитель потом клялся и божился, что в темноте не заметил одинокого велосипедиста.

Тифлисская легенда гласит - «это же надо было умудриться найти друг друга… Единственный в Тифлисе автомобиль наехал на единственного в Тифлисе, велосипедиста».

 Ну, на самом деле и тех и других в то время в городе было не так уж мало.
Камо похоронили в Пушкинском сквере, что перед площадью Свободы и даже
Но через три года памятник убрали, а останки родственники перезахоронили уже в 1990 г.
Правда, память все же в топонимике осталась. До сих пор многие тбилиссцы называют ул. Д. Узнадзе — Камо.

Ну, а главное здание, расположенное на площади, построенное в 40-е годы XIX века и перестроенное в конце XIX века – здание Народного собрания (Сакребуло) Тбилиси. Бывшая городская управа и городская Дума, затем мэрия Тбилиси. В 30-40-х годах XIX века тут находилось городское Полицейское управление и пожарная часть. В 1882 г. По проекту архитектора Александра Озерова (1849 – 1922) здание начали перестраивать и пристроили два флигеля. Позже были внесены изменения уже архитектором Паулем Штерном. Окончательный вид здание приобрело в 1910 – 1914 гг. по проекту архитектора Корнелия Татищева.

На площади, напротив здания городской управы, в 1851 г. был построен большой караван-сарай, который принадлежал богатому торговцу, купцу первой гильдии, почетному мокалаке (горожанину) Гавриилу Тамамшеву.

В здании располагалась первая на Южном Кавказе опера. Идея постройки в Тифлисе городского театра, в котором должна была выступать оперная труппа, принадлежала тогдашнему наместнику на Кавказе, князю Михаилу Воронцову. Любитель изящных искусств, князь Воронцов был политиком дальновидным и придерживался английской системы колонизации. Поэтому для него было важным «окультурить туземцев», а опера очень хорошо подходила для этого дела. Но, просто так, никто в Тифлисе здание для оперы строить не стал бы, и практичный Воронцов предложил тифлисским базазам (торговцам тканями) построить в центре площади караван-сарай, отведя одну его часть под оперный театр.

 Базазы, оказались не дальновидными и заявили, что их муштари (клиент) не станет ходить за тканями и прочей мануфактурой в новый город, так называли тогда, начинающийся активно застраиваться Гаретубани.

 Единственный купец, который смог на взаимовыгодных условиях договориться с новыми властями, был Гавриил Тамамшев. Он выкупил у князя Эгнате Цицишвили, как тогда сплетничали в Тифлисе, за смешные деньги, на которые можно было купить, разве что, два отреза на платье, землю и при содействии городских властей, построил караван-сарай.

 Здание было возведено по проекту, приглашенного Воронцовым, итальянского архитектора Джованни Скудиери (1816-1851). Кроме театра, в новом караван-сарае располагались модные магазины, рестораны, гостиница, кондитерские. В тифлисской опере выступала приглашенная из Италии профессиональная труппа.

В 1874 г. театр сгорел, а полностью здание караван-сарая было разрушено в 1934 г. во время реконструкции площади.

В середине XIX века здесь же, на площади, был воскресный базар (рынок), упразднив который, городская управа в 1884 г. решила разбить на этом месте сквер.

Автор проекта сквера — известный ботаник Генрих Карл Вернер Шаррер (1828 – 1906). Он, кстати, занимался и озеленением Александровского сада, первого общественного сада Тифлиса, и многие годы руководил тифлисским Ботаническим садом.

 В мае 1890 г.  по инициативе главного тифлисского полицмейстера здесь было решено поставить бюст поэта Александра Пушкина по проекту тифлисского скульптора Феликса Ходоровича и назвать сквер Пушкинским. Деньги на памятник собирал весь Тифлис.

Памятник был открыт 25 мая (по старому стилю) 1892 г.

Он отлит в бронзе на заводе К. Верфеля в Санкт-Петербурге, пьедестал выполнен из алгетского красного и серого камня в мастерской Винченцо Пиладжи в Тифлисе.
Памятник А. Пушкину несколько раз переносился с одного места сквера на другое. Сейчас он стоит лицом к музею изобразительных искусств Грузии им. Шалвы Амиранашвили.

 В 1957 г. в сквере устроили фонтан, вода поступает в бассейн, и затем значительная ее часть вновь используется фонтаном благодаря применению специальной конструкции.

Там же, рядом со сквером, стоял большой дом, принадлежащий семье промышленника Якоба Зубалашвили, именно у них две недели жил известный французский писатель Александр Дюма, когда, путешествуя по Кавказу, останавливался в Тифлисе в 1858 – 1859 гг.

 Этот дом был снесен во время реконструкции площади и на его месте потом построили здание Цекавшири в 1960-70-х годах, которое так же недавно снесли. Не путать со зданием музея изобразительных искусств им. Ш.Амиранашвили.
Это здание тоже принадлежало Зубалашвили. Оно своим фасадом обращено к площади Свободы, одной стороной выходит на ул. А. Пушкина,  другой — на ул. Л. Гудиашвили.

 В начале XIX века, эту землю купил промышленник Якоб Зубалашвили, и в 1835 г. построил гостиницу.
 В те времена это было одно из первых больших частных зданий в Гаретубани. В нем в 1837 г. был устроен большой бал в честь приезда в Тифлис императора Николая I.

Позже, в 1840 г., Я. Зубалашвили продал здание церковному ведомству, и до 1911 г. здесь располагалась духовная семинария.

 Её окончили многие будущие видные общественные деятели и ученые Грузии и Кавказа, а также будущие революционеры. Здесь учился Иосиф Джугашвили (Сталин), который поступил в тифлисскую семинарию в 1894 г. и был отчислен «за пропуск экзамена по неуважительной причине» в 1899 г.».

 С этим зданием связана еще одна история. В 1886 г. Иосиф Лагиашвили, исключенный из тифлисской семинарии, убил ректора семинарии дьякона Павла Чудецкого, притеснявшего семинаристов, запретившего там преподавание грузинского языка и отзывавшегося о нем как о «собачьем языке». Русский экзарх в Грузии Павел проклял убийцу и вместе с ним «породивший его» грузинский народ. В ответ, известный общественный деятель князь Дмитрий Кипиани написал экзарху открытое письмо с призывом извиниться или покинуть Грузию.

В 1886 г. по указу Александра III Д. Кипиани выслали в Ставрополь, где вскоре он был убит при невыясненных обстоятельствах.  А Лагиашвили судили и, благодаря хорошим адвокатам, возмущенному общественному мнению и несовершеннолетию подсудимого, приговорили к 20 годам каторги на Сахалине. Откуда он бежал в Америку, где и умер дожив до старости.

 В 1917 г., после того, как для семинарии построили новое здание в Ваке, здесь вновь была открыта гостиница — «Царские номера», но уже через год это название стало неуместным, и гостиницу переименовали в «Дворцовую», по названию улицы, рядом с которой она находилась. В советское время ее переименовали в «Палас-Отель», но в 1930 г. закрыли, и здесь в разное время размещались государственные и военные учреждения.

 В 1952 г. здание было передано музею искусств Грузии, которому в 1991 г. присвоили имя выдающегося грузинского ученого-искусствоведа, директора этого музея (1939—1975) Шалвы Амиранашвили (1899 – 1975).

 Здание построено в 1830-х гг. в стиле позднего классицизма по проекту швейцарского архитектора Джузеппе Бернардацци (1788 – 1840). Вместе с братом Джованни Бернардацци (1782 – 1842) он с 1822 г. работал в разных городах Российской империи. В 1830 г. они составили план города Пятигорска.

Кстати, о Дворцовой улице. Так называлась маленькая улица, которая начиналась у площади, доходила до дворца наместника и заканчивалась у Николаевской площади (названной так в честь Николая Первого), расположенной перед дворцом. Ни этой улицы, ни этой площади в Тбилиси уже нет. Да и дворец наместника сейчас дворец творческой молодежи, бывший Дворец пионеров Грузии.

В 1938 г. в ходе реконструкции площади Свободы с 16 до 42 м. Дворцовую улицу (которая в то время назвалась ул. Коминтерна) расширили и она стала частью проспекта. При реконструкции было разрушено несколько домов, среди них доходные дома Давида Сараджишвили и Александра Зубалашвили, и на их месте в 1940 г. построили новый многоквартирный дом по проекту арх. М. Мелия, А. Курдиани и С. Кубанеишвили. Сейчас это дом №1 на проспекте Шота Руставели.

Так же, не раз перестраивалась и, в последние годы, окончательно перестроилась ул. А.Пушкина. Когда-то на доме № 5, над уже не существующим 3-х этажным домом, (бывш. Пушкинский пассаж), который был построен в 1901 – 1902 гг по проекту арх. А.Шимкевича, а в 1935 г перестроен арх. М. Непринцевым была табличка, что  на этом месте раньше стоял 2-х этажный старый дом, разрушенный в 1901 г; и в этом доме — трактире Цуримова, в 1829 году останавливался А.С. Пушкин во время пребывания в Тифлисе.

 Там, золотыми буквами было начертано: «Александр Сергеевич Пушкин жил в 1829 г. с 27 мая по 10 июня (ст. стиль) в доме стоявшем на этом месте».

Уже не начертано, потому что и этого дома уже нет. Так же, больше нет известной в Тифлисе гостиницы «Кавказ», которая находилась в доме на углу площади и ул. Сололакской (потом С. Кирова, сейчас Г. Леонидзе).

Это здание и еще несколько домов сгорели в 1991 г. во время т.н. «тбилисской войны». Сейчас здесь гостиница «Кортиард-Мариотт».

tamartavadze.wordpress.com


Вот такое историческое прошлое у площади Свободы…



Рецензии