1011 потрем о плагиате в писательской среде

Философ Иван Ильин
А тогда это может принять форму тщеславия, если любить не «искусство в себе, а себя в искусстве», полагаем мы вслед за Константином Сергеевичем Станиславским. И народная мудрость дополняет этот постулат тезисом, что: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Однако, какие бесы и ангелы уживались в душе Солженицына, времен «Архипелага ГУЛАГ», или в душе Михаила Сергеевича Горбачева, периода Перестройки, сейчас не об этом «докате». Это мы не ругнулись, это словеса такие придумывал почтенный Александр Исаевич. И это очень правильно, слов то в русском языке, до обидного прямо, немного. Правда, иногда можно пользоваться ими поочередно.
Приведем пример.
Вот оригинальные, пардон, первоначальные слова русского философа Ивана Александровича Ильина, высланного по приказу В.И.Ленина из России на «Философском пароходе» в 1922 году:
«Великодержавие определяется не размером территории и не числом жителей, но способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и творчески справляться с этими задачами. Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устрояющую, правовую идею во весь сонм народов, во весь «концерт» народов и держав».
А вот цитирование слов Ильина Нашим Министром Иностранных Дел всей Нашей РФ Сергеем Викторовичем Лавровым в его статье «Историческая перспектива внешней политики России», опубликованной в журнале «Россия в глобальной политике»:
«Русский философ Иван Ильин, размышляя о роли России в мире в качестве великой державы, подчеркивал, что «великодержавие определяется не размером территории и не числом жителей, но способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и творчески справляться с этими задачами. Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, … вносит творческую, устрояющую, правовую идею во весь сонм народов, во весь «концерт» народов и держав». С этим трудно не согласиться».
Ну, не соглашаться мы станем позже и ниже, а пока уже оригинальная фраза Солженицына А.И. из его книжищи «Архипелаг ГУЛАГ»:  «Великая ли мы нация, мы должны доказать не огромностью территории, не числом подопечных народов, - но величием поступков. И глубиною вспашки того, что нам останется за вычетом земель, которые жить с нами не захотят».
Занятно? Как писали в журнале «Мурзилка»: «Найдите три отличия».
Но, храни нас Господь, мы ни в коем разе и не пытались уличить «Почти Наше все» в плагиате. Ни в коем случае! На простом литературном русском языке это звучит гораздо благозвучнее и называется «реминисценция». Тотальная просто, такая «реминисценция», буквально дословная.
Вот такая вот «сплотка».
Но и это еще не все
Министерство иностранных дел РФ планирует обратиться в ЮНЕСКО с предложением объявить 2018 год Годом Александра Солженицына. Здорово?

Немного о статье Лосева «Бродский и Солженицын» из его книги «Солженицын и Бродский как соседи».
Годков так за 35 до выхода упомянутого сборника и лет за 14 до описанных у Лосева событий, на страницах газеты «Вечерний Ленинград» от 29 ноября 1963 года, опубликовали статью «Окололитературный трутень», целиком посвященную почти неизвестному тогда поэту Иосифу Бродскому. «Трутня» после публикации арестовали и 18 февраля 1964 года начали судебный процесс.
Но тут, вдруг, случилась открытая кампания в защиту поэта, и появилось обращение к руководству партии и правительства, под которым поставили автографы видные писатели и деятели других видов культуры.
Зачинщики предлагали подписаться и Солженицыну. Однако он проигнорировал почин, как не подписался впоследствии и под знаменитейшим письмом 62-х литераторов Москвы в защиту осуждённых Юлия Даниэля и Андрея Синявского. А вот знайте наших, не москвичей, «негастарбайтеры»!
Не ходил борец со «сталинизмом» 5 декабря 1965 года, в день Сталинской Конституции, и на Пушкинскую площадь, митинговать в поддержку Даниэля и Синявского, хотя митингующие требовали у власти еще и «уважать собственную Конституцию».
Здорово, да? «Марш несогласных» маршировал еще в 1965 году.
Не писал «борец» и открытого письма к Шолохову, как Чуковский.
Но почему?
И что означает запись от 12 апреля 1964 года литературоведа,  критика и мемуариста, бывшего, но уже только в 1990-93 годах главным редактором журнала «Иностранная литература», академика РАО и доктора филологических наук, Владимира Яковлевича Лакшина в его дневнике: «Забегал на днях Солженицын. Говорит о премии: «Присудят — хорошо. Не присудят — тоже хорошо, но в другом смысле. Я и так, и так в выигрыше».
Очень таинственная запись, но понять ее несложно, Солженицын был самым возможным лауреатом Ленинской премии 1964 года в области литературы.
И, в первом случае, получал шанс занять особое положение в писательском мире, за что готов был сохранять лояльность по отношению к власти.
Во втором же случае Александр Исаевич собирался перейти в оппозицию и получить поддержку, как у определенной части советской интеллигенции, так и за рубежом. Без всякого сомнения, можно утверждать, что установочные контакты с западными кураторами у него уже были. Оставалось довериться провидению и уповать на высшие силы, а потому вариант, когда личным росчерком пера под обращением в защиту Иосифа Бродского писатель вычеркивал себя из списка кандидатов на премию…
«Это уж слишком», - думалось, наверное, диссиденту и «борцу» с произволом. Солженицын премию не получил, его вычеркнули другие, да и Бродский не обиделся, если верить словам Лосева в его статье «Бродский и Солженицын».
А сообщал Лосев в статье вот что:
«Что именно написал Бродский Солженицыну, я не знаю, но короткий ответ запомнил так: Солженицын вежливо благодарил за приглашение, извинялся за то, что не может его принять, так как загружен работой, а дальше писал приблизительно следующее - что ему давно хотелось сказать Бродскому, чей талант он ценит: а не вносит ли Бродский своей поэзией дополнительный хаос в мир, где его и без того много? Смысл упрека - поэзия и поэтика Бродского способствуют возрастанию хаоса - закрепился у меня в памяти еще и вот почему. Вскоре после чтения солженицынского письма я что-то разыскивал для своей диссертации и в томе «Литературного наследства» наткнулся на переписку Горького с Пастернаком. 30 ноября 1927 года Горький писал: «Воображать — значит внести в хаос форму, образ. Иногда я горестно чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно только как хаос, дисгармонично».
Я поначалу даже подумал: а не прочитал ли и Солженицын то же письмо и не процитировал ли подсознательно Горького? А потом передумал: нет нужды в таком натянутом объяснении, когда просто имеет место типологически сходная ситуация, постоянно возникающая в отношениях между литературными «отцами и детьми».
Забавно, да? А кто, интересно, тут отец, и кто сын?
Дальше Лосев всеми четырьмя отбрыкивается от своего верного наблюдения, хотя по контексту понятно, наблюдение точное. Но это неважно, как говорят опытные продюсеры: «Идеи не охраняются авторским правом». Выходит, что это даже не «реминисценция» содранная с Горького, как, приведенная выше цитата от Ивана Ильина.
Так, просто «докат».


Рецензии
Шурочка.... Семен Семеныч..., аки я рад шта ты вот здеся... и так же точен и фатален и сноровист, и речист...! Аки и прежде, ежели еще не больше, проникаюсь ко тебе пристальным (приторным) уважением со пожеланием всех благ и будь ты здрав... Со удовольствием изучающий твое творческое наследие, твой во вечные веки друг, товарищ, брат, боец и коллега по кирке-лопате, рюмке и электрифицирующей тематике.

Александр Кольцовъ   06.01.2017 12:33     Заявить о нарушении