Лабиринт привидений Глава 10 - Король Гайа

 

      В общей штольне друзей поджидал Гуранг. Сегодня она ярко освещалась газовыми фонарями, наверное, ночью часть из них выключали.


 - Приветствую вас, мои друзья, – все-таки он был очень добродушным, этот сопровождающий гном, – как спалось на новом месте?
 - Спасибо, фигово, – ответил пони. После вкусного завтрака настроение у него было хорошее и бурчал он скорее по привычке.
 - Если бы не моя врожденная интеллигентность и гуманизм, – неожиданно заговорил Розовый Волк, – я бы вам, сударь, как говорит мой добрый друг Лаки, дал пощечину.
 - Я же говорил, – обрадовался Гуранг, – что волк станет смелым, подождите скоро и ругаться, как пони, научиться.
 - Не дождетесь, – Розовый Волк высокомерно посмотрел на гнома и отвернулся.
 - Как тебе понравился, дедушка Гариг, ваш горничный, правда прикольный? – в глазах Гуранга забегали лукавые искорки. – Это я его для вас посоветовал.
 - Тебе, чувак, явно зубы жмут, – миролюбиво сказал пони, – так ты, только скажи, дядя Лаки мигом все устроит, я еще тот стоматолог.
    Гном открыл рот, чтобы продолжить словесную дуэль, но глянув на мощный торс боевого пони, счел лучшим промолчать.
 - Долго вы будете лясы точить, горр сопровождающий?! – от мощного крика Татиры Гуранг аж подпрыгнул. – Горру Машу его величество ждет!


      Девочка очень хотела попасть на прием к самому настоящему королю, хотя и немного побаивалась. Ведь одета она была не по-королевски. Тут бы белоснежное платье до пят, туфли на высоких каблуках, прическу, ну и конечно украшения. Бриллиантовые сережки, алмазную диадема, кольца и перстни с драгоценными камнями. Ну скажите, какая девочка об этом не мечтает. Но вместо этого туника, лосины, смятая ветровка, да дешевые китайские кеды.


     Кроме всего ведь никто не отменял дворцовый этикет. Кто за кем заходит, как правильно приветствовать короля, а если ее пригласят за стол, так и вообще беда! В мультфильмах и кино Маша видела, какое количество приборов находится на столе, куча ложек, вилок и ножей, для мяса, рыбы и овощей. И поди разберись во всем. Хотя она уже позавтракала, так что, может обойдется и без застолья. Ладно, подумала девочка, по месту разберемся. И зачем, все-таки ее хочет видеть король, неужели из-за пророчества? Но это же ерунда на постном масле. С этими мыслями Маша подошла к боковому тоннелю, со скромной надписью «король Гайа».


 Два стражника лениво играли в карты сидя прямо на полу, секиры, при этом, они беспечно оставили в углу.


 - Аудиенция у его величества, - важно сказал Гуранг, – нам назначено.
     Игроки никак не отреагировали на его слова. Возникла неприятная пауза.
 - Кха-кха, – нарочито громко кашлянул сопровождающий.
 - Заболел? – c издевкой спросил один из стражников.
 - Нам к королю идти надо, по важному делу.
 - Так идите, мы вас не держим, - рассмеялся бездушный гном, – скатертью дорога.
 - Безобразие, – начал возмущаться Гуранг, – никакой дисциплины, вы же стражники!
 - Ты, сопровождающий, нас не учи, – оскалился гном, – мы и сами ученые, порции гинтонга лучше правильно измеряй, – он лукаво посмотрел на Розового Волка, наверно про вчерашнюю историю знала уже вся Цитадель.
 - А ты, гном, на товарища моего не наезжай, - пони подался вперед, Гуранг, неожиданно, стал его другом. Большой Лаки забыл, как еще недавно хотел поколотить гнома. Стражники внимательно посмотрели на Большого Лаки и нехотя поднялись.
 - Чего ругаетесь?  - беззлобно сказал гном. – Идите, король вас ждет.


      Вся компания двинулась мимо стражников по слабо освещенному коридору.
 - Ты, Большой Лаки, когда-нибудь доиграешься, – покачала головой Маша, – поколотят тебя.
 - Пускай только попробуют, – самодовольно отозвался пони, – каши мало ели.
 - Скажите, пожалуйста горр Гуранг, – девочка обратилась к гному, – почему стражники так халатно несут свою службу?
 - Ты права горра, – вздохнул сопровождающий, – форменное безобразие. Но с другой стороны, охрана его величества – рутинное занятие, кто на него нападет? Вот и играют в карты, тем более на входе в штольню стоят боевые гномы, ты их видела вчера, а эти ребята очень крепкие.
 - А если случиться заговор или мятеж? - Маша вспомнила турецкий сериал, где персонажи с трудно запоминаемыми именами делали разные нехорошие вещи. – В пользу наследника?


 - У его величества нет наследника, он не был никогда женат, – со вздохом сказал Гуранг, – когда придет его черед идти Дорогой Великих Предков, да не настанет этот час скоро, мы просто изберем другого короля. Хотя сделать это будет непросто.
 - Почему? – удивилась девочка. – Ведь все только и мечтают об этом?
 - Ты шутишь, кто захочет стать на место Гайа?
 - Разве так плохо быть королем?
 - Чего тут хорошего? Никакой личной жизни, постоянные стрессы, гномы, опять же, не самый послушный народ. Ни эля тебе вдоволь попить, ни подраться как следует на вечеринке. Согласись, если пьяный король будет дебоширить, то его верноподданный народ вообще на голове ходить станет?


       Маша никогда не рассматривала этот аспект королевской жизни, поэтому и не нашлась, что ответить, тем более они уже пришли.


        Апартаменты его величества представляли собой большую пещеру с множеством свечей на стенах. Кроме размера королевская палата ничем не отличалась от той кельи, где девочка провела ночь. Разве что, было светлее и на голых каменных стенах висело множество картин. Вначале Маша не заметила его величество, поэтому и решила получше рассмотреть настенную живопись. Всю правую половину пещеры занимали исторические полотна. На них были изображены сцены каких-то сражений и важных государственных событий. Но как они были написаны! Будто Машины одноклассники получили задание на уроке нарисовать их. То есть это была мазня достойная порадовать пап, мам и бабушек, но ни в коем случае не для того, чтобы висеть в королевских палатах. Гномы все как один были кривобокими и улыбались жуткими улыбками упырей, джиббы напоминали обезьян из зоопарка, а поселенцы люди тех же гномов, только без бород.


          На другой стороне висели лирические картины. Гномы и гномихи, с длинными вампирскими зубами и смазанными глазами, участвовали в повседневной жизни Цитадели. Рубили породу, поливали из лейки лишайник на стенах, катили тележки, месили зеленоватое тесто и совершали еще множество разных дел, сути которых, девочка не могла понять.


          Впереди перед верстаком стоял какой-то гном. Он неподвижно застыл над тисками с заготовкой, молча изучая ее, в руках у него находился напильник с костяной ручкой. Стоял он очень тихо, поэтому Маша вначале его и не заметила. Гном был очень стар, морщины на его лице казались коричневой паутиной, борода была совершенно седой, а ногти на толстых пальцах черными, как у покойника. Рядом стоял большой стол с наваленными на нем инструментами и разными металлическими деталями. За ним находилась длинная скамейка без спинки, а в дальнем конце высокое кресло и широченная не заправленная кровать. Кроме всего по полу было разбросано неимоверное количество разнообразных вещей. Больше всего было свитков, похожих на египетские манускрипты, они заменяли гномам книги. Высокий, наполовину недопитый стакан с элем соседствовал с тощей подушкой, за секирой валялся смятый кафтан, а еще дальше лежали вещи, которые девочка видала впервые. Сказать, что в келье был бардак, значить не сказать ничего. За такой мусорник в Машиной комнате, мама забрала бы у нее все гаджеты, еще и на улицу не пустила бы. Но видно хозяин этой палаты таких строгих родителей не имел. – «Наверное, это какая-то мастерская», - подумала девочка, представить, что здесь живет король, она конечно не могла, даже молчание Гуранга и Лаки не смутило ее. 


 - Ничегошеньки не вижу, – со вздохом сказал старый гном, одинокая слеза покатилась по его дряблой щеке. Маше стало очень жаль его и про себя она точно решила передать этому дедушке такие-же, как и Мишке очки.
 - Здравствуйте, – через чур громко, как показалось девочке, поздоровалась она, – извините, пожалуйста, а вы не подскажете как нам найти короля, – сзади послышался возмущенный шепот пони, но Маша не обратила на него внимания. Старый гном опустил напильник на стол с инструментом и маленькими шаркающими шажками двинулся к девочке. Не доходя нескольких шагов, он остановился и стал внимательно изучать ее. Неожиданно он широко улыбнулся и взял Машину ладонь в свои мягкие руки, лицо его при этом словно помолодело.


 - Вы девочка из рода полян – Машша?
 - Маша, – поправила гнома она и тоже улыбнулась, – а вы кто?
 - Я король Гайа, – ответил старик.
 - Что? – воскликнула Маша, представление о царствующих особах рушилось в сознании девочки, таких королей она себе и представить не могла. Теперь понятно почему Гуранг говорил, что никто не хочет быть его величеством. Ни балов, с фрейлинами, ни изысканных платьев с драгоценностями, только верстак и широкий топчан.
 - Вы простите, – извиняющимся голосом сказал король, – я тут свинюшник развел, но зачем его убирать, завтра все равно по новой намусорю?


      Девочка подумала, что ее мама, вряд ли согласилась бы с этим резонным замечанием, но вслух ничего не сказала.
 - Что это я? – король хлопнул руками о свой камзол. – Идемте, присядете на скамейку, а я на свой трон, – он показал рукой на облезлое кресло, – разговор будет долгий. Эль будете? Ой, совсем из ума выжил, вы же еще совсем ребенок.
 - Я уже не маленькая, – с обидой сказала Маша.
 - Так это все меняет, - обрадовался Гайа, – вы черный эль будете или светлый? Я бы вам рекомендовал все-таки темный, он больше по голове шибает.
 - Спасибо, ваше величество, – девочка опомнилась, можно до хвастаться до такого, что придется этот противный эль пить, – вы неправильно меня поняли, я хотела сказать, что уже не совсем маленькая. А алкоголь детям пить вредно.
 - Как хотите, – обиженно сказал король, – ну тогда давайте я расскажу зачем попросил вас явится ко мне. Вам, наверное, интересно узнать?
- Еще как.


- Дело в том, горра Маша, – будничным голосом сказал его величество, – что вам предстоит спасти наш мир от гибели и вернуть короля Эзерека на его трон в Рубиновом замке.
 - Вы шутите? – Маша даже открыла рот от удивления.
 - Ни чуть.
 - Я обычная девочка из небольшого города, а вы из меня делаете, какую-то воительницу или волшебницу.
 - Мой друг, горр Мишка, говорил, что вы читали предсказания?
 - Нет, – Маша покачала головой, – он мне дал почитать «Хроники Эзерека», но я не смогла пронести их через барьер в наш мир. Правда дома мне приснился необычный сон.
 - Продолжайте, – король от возбуждения даже привстал в кресле, – это архиважно.


       Возбуждение гнома передалось Маше, она вдруг почувствовала, вот сейчас узнает о себе нечто необычайное, то, что в корне изменит ее дальнейшую жизнь. Она очень точно и с яркими подробностями пересказала королю свой утренний сон. Во время рассказа гном опять прослезился, очевидно эта сцена напомнила ему время его молодости.


 - Все точно, так оно и было, – король достал из кармана камзола грязный носовой платок и шумно высморкался, – как давно это было и как мы были глупы.
 - Кто это мы? – решила уточнить Маша.
 - Я, горделивый гном и Эллор мой друг и враг, – вздохнул король.
 - Разве вы были друзьями с крессом эльфов?
 - Даже больше, я был посаженным отцом у его двух сыновей, а он мне кровным братом, спас во время битвы у Быстрой реки.
 - Так зачем же вы поссорились?
 - Мы никогда с ним лично не враждовали, – король вытер тыльной частью ладони глаза, – это все политика, гномы и эльфы очень упертые народы, никто не хотел уступать. А когда Великий Эзерек покинул нас, так и королевство распалось. И вам, горра Маша, предстоит его вернуть.
 - Кого? – девочка непонимающе посмотрела на гнома.


 - Послушайте меня внимательно, – Гайа посерьезнел, и легкая сталь зазвенела в его голосе, теперь, несмотря на внешний вид он стал похож на настоящего короля. – «Хроники» - это историческая книга, она общеизвестна. Но есть еще «Повествование о предзнаменованиях», к ней относятся по-разному, некоторые верят ей, другие считают подделкой.
 - А кто ее написал и когда? – подал голос пони, все это время Машины друзья стояли молча.
 - Неизвестно, – король опять улыбнулся, заметив Большого Лаки, – совсем ничего не вижу, не узнал тебя. Манускрипт нашли в день коронации Эзерека, в тронном зале.
 - А у него нормальный дворец или как у вас, – девочка замялась, – необычный?
 - Вы хотите сказать … убогий?
 - Нет, я не это имела ввиду, – покраснела Маша, хотя, как раз это об этом она и подумала.


 - Видите ли, – Гайа почесал затылок, – мы, гномы, очень скромный народ, нам чужда роскошь, у нас что король, что уборщик в штольне, разница невелика. Я, если вы заметили, делаю новую тормозную буксу на дрезину, в молодости слесарем был, до сих пор за этой работой скучаю. Из роскоши только и позволяю себе эти чудные картины, – он показал на мазню, которая висит на стене, – вам нравиться?
 - Ну так, – девочке не хотелось обманывать доброго короля, – я не очень в этом понимаю. А кто пишет эти… полотна?
 - Разные художники, в основном поселяне, картины нам купцы привозят, под заказ. Дорого конечно, но что поделать, вот за эту картину «Гном в штольне» пришлось отдать сто дублонов, считай сто вагонеток угля.
 - Так дорого, – охнула Маша, – дурят вас эти купцы, она этих денег не стоит.
 - Так-то оно так, – замялся Гайа, – но что поделаешь, искусство требует жертв, вернее дублонов.


     Маша хотела сказать королю, что она сама могла бы нарисовать много лучше, но хвастаться и расстраивать его величество ей не хотелось.
 - Я отвлекся, – продолжил король, – из-за того, что манускрипт был найден, его многие, в том числе и я, считали поддельным. Но дело в том, что он очень подробно рассказал о тех событиях, которые произошли позже.
 - Что именно? – спросила девочка.
 - Все, – Гайа тряхнул головой, – про нашу победу над орками, про колонизацию кордонных земель поселенцами, про начало вражды и добровольное изгнание короля Эзерека.
 - Ну а я тут причем? – Маша никак не могла понять, что от нее хочет этот странный гном.
 - Подождите, потом говорилось о долгих годах изоляции народов, о приходе купцов и о наказании гномам – слепоте…
 - Что? – девочка подалась вперед, ей вспомнилась вчерашняя группа сбившихся в кучу незрячих.


 - Да, горра Маша, – король пристально посмотрел прямо в глаза девочке, – около года назад мы начали слепнуть. Поначалу этому никто не придал большого значения, теряли зрение одни старики, – он перевел взгляд на Гуранга, – выйди пожалуйста в штольню и не подслушивай.
 - Но, ваше величество, – сопровождающий тоскливо посмотрел на своего короля, ему страх как хотелось остаться, будь у него хвост, он завилял бы им как собака.
 - Не спорь, – отрезал Гайа.
 - Нам тоже выйти? – спросил пони.
 - Нет, вас это напрямую касается, – Гуранг с завистью посмотрел на торжествующего пони, но спорить с королем не посмел, – в Цитадели живет девять тысяч пятьсот семь гномов, на поверхности, в факториях и фортах, еще пятьсот три, – скучный, бухгалтерский голос его величества никак не вязался с тревожным блеском глаз, – так вот, на сегодняшний день в закрытом лазарете пребывает тысяча пятьсот сорок слепых гномов.


     На лице короля выразилась невыносимая мука. Он некоторое время молчал, словно борясь с внутренним отчаянием, но потом взял себя в руки и продолжил:
 - Пятнадцать процентов слепых от всего населения Цитадели, это очень много. И их количество растет каждый день. Это закрытая информация, мы пытаемся сохранить ее втайне, чтобы не допустить паники… Неделю назад начал терять зрение и я. Пройдет короткий срок и все взрослые ослепнут, некому будет спустится в забой, отремонтировать водяные насосы, приготовить еду, мы станем беспомощные, а что будет с нашими гномиками?
 - Дети не слепнут, почему? – во рту у Маши пересохло, ей невольно передалось волнение короля.
 - Мы не знаем, – покачал головой Гайа, – за этот страшный год ни один ребенок не ослеп. Теперь ты понимаешь, почему я послал за тобой? Говорят, утопающий хватается за соломинку, вот, а я готов схватится и за нитку от камзола.


 - Но чем я могу вам помочь? – девочка в отчаянии посмотрела на своих друзей, словно ища поддержки. Но те стояли молча, даже боевой пони словно язык проглотил. – Как мне найти Эзерека, да еще и привести его в Рубиновый замок?
  - Король находится в Лабиринте привидений, – тихо сказал Гайа.
 - Он жив? – спросила Маша.
 - Трудно сказать, по крайней мере он не мертв.
 - Спит?
 - Мы не знаем, – вздохнул король, – в пророчестве сказано, что девочка из рода полян, с помощью троих своих друзей, сможет дойти до Лабиринта привидений и вернуть Эзерека.
 - Вообще то, я украинка, а не полянка, – уточнила девочка.
 - Но вашими предками были поляне?


 - Не обязательно. Мой старший брат готовится стать историком, так вот, он говорит, что предками украинцев являлись не только поляне, но и древляне, и другие славянские племена, названия я позабыла…
 - Не важно, поляне ведь были?
 - Да и друзей у меня двое, – она показала на пони и волка. – Гуранг не в счет, мы еще мало знакомы.
 - Про гномов там ничего не сказано, – отрезал Гайа, – может третий еще не появился. И самое главное – вы вернете Короля с помощью волшебного амулета, он же спасет вас и от привидений.
 - А они там будут, – опасливо спросила девочка, хотя привидений она ни разу не встречала, желанием познакомится с ними, тоже не горела.


 - Будут, – вздохнул гномий король, – у вас амулет при себе?
 - Вы шутите, нет у меня никаких волшебных амулетов.
 - Подумайте, пожалуйста, пророчество еще ни разу не обманывало нас, – с мольбой сказал Гайа.
 - Точно нету, – после секундной паузы ответила Маша.
 - Может дома есть? – встрял в разговор Большой Лаки. – Если, что сбегаем по бырику.
 - Поймите, я живу в обычном мире, и все чудеса, которые у нас встречаются, так это только мусор, которого нет вечером, а утром он появляется.


       Она замолчала и задумалась. Очень хотелось помочь гномам, но как?!
 - Мне надо подумать, – наконец сказала она.
 - Конечно, конечно, – обрадованно затарахтел гном, больше всего на свете он боялся, что девочка откажет ему, – это не горит, думай хоть год, хотя нет, это очень долго.
 - Я дам ответ раньше.


Рецензии