Кипрский дневник. День шестой

          ЗАПИСКИ ПУТЕШЕСТВУЮЩЕГО СИНЕСТЕТИКА
          или МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ ОКРОШКА

          Жить сегодняшним днем
          можно только до вечера

          Чьи-то несбыточные мечты

          Прекрасен новый день. И радостно встречать его на заре у моря. Брусничные призраки облаков едва-едва показались где-то вдалеке, но твердь морская уже отделилась от хляби небесной ровной чертой горизонта.

          Даже по утрам можно в чем-нибудь ошибиться. Положил перед собой лист бумаги и вспомнил, что не писал дневников десятки лет.  Форма есть. День приходит. А записать-то и нечего. Нет интереса только в том, как прекрасен восход и закат, чист и свеж воздух и тому подобное. Хотя… надо признать, что воздух действительно и чист и свеж, а восходы и закаты настолько хороши, что видеть – дай каждому хоть каплю такого счастья! Каждый день. Во черт! Становится боязно забыть об этом, поэтому лучше записать.

          Радость всегда к месту. Славно поспал. Славно потянулся и приятно позавтракал. Лакомился халуми в приподнятом настроении и подумал, что готовят его киприоты на редкость разнообразно по солености, цвету и запаху, но что касается фактуры, тут все одинаково. Сыры эти неизменны – всегда упруги, как задницы русалок. Прелесть!
          А вот кувшины для молока в отеле просто ужасные. Знаете, с такой массивной металлической холодной ручкой! За нее берешься, как за дверь в преисподнюю. Тут же веет кончиной и прощанием. И это за завтраком! Завтрак – событие теплое. В случае с омлетом,  – нежное. А тут! Да уж лучше, если кто-то неприлично высморкается за соседним столом.

          Трудности для того и существуют, чтобы исчезнуть. Целое утро играл с дождем в догонялки. Не успел выйти к берегу, перед лицо бушующего моря, он тут как тут! Льет. Я бегом назад, в отель. Переждал немного. Дождь стих. Я опять к морю. Он опять льет. Я кинулся к автобусной остановке. Не успел. Дождь и там. Опять вернулся. В назидание мне струи воды хлестали по окнам еще не менее часа. Уж не помню как уснул.  К полудню снова солнце, крахмальные облака и море хорошего цвета… Попробую выйти.
          Неожиданность всегда за углом. Стоит только заглянуть. Возле камня Афродиты праздновал закат. Небо! Боже ты мой какое небо сегодня. Облака прямо в повалку лежат до самого горизонта! Как подушки на перине. Точно! Видел такую как-то на третьем этаже Лафайет.
          Гигантская кровать стояла в огромном холле где рекламировали подушки. Казалось бы, что особенного может быть в подушках. Так ведь это и кровать была необычная (любой мог поваляться среди бесчисленной армии пуховых мешочков) и они сами. Не только большие и маленькие, мягкие и твердые, квадратные, круглые или валиками (ну, как примерно и положено), а еще и пели, шуршали, мурлыкали, разговаривали, рассказывали сказки и вообще звучали на все лады, обладали цветами не только радуги, но и теми, о которых радуга еще и не мечтала. Они двигались как могли: ползали, подпрыгивали,  помахивали уголками… В общем, это была целая феерия подушек! Как и сегодня – облаков.
          Правда эти оказались молчаливы и чуть менее подвижны, но когда солнце стало розоветь перед закатом, оно разнесло по небу такие краски! Такие цвета и оттенки, что и целый магазин должен был сдохнуть от зависти и глаз просто не оторвать! Настоящий восторг и пиршество восхищения!

          В целом, кипрская кухня как пейзаж в полдень. Только если смотреть на нее сверху. Удивительное сочетание всех продуктов и сопутствующих им соусов на блюде. Совершенно нет переднего и заднего планов,  нет контраста, света и тени. А взаиморасположение вкусов с избытком заменяет самое удачное композиционное решение. Если это позволено, я бы назвал кипрскую кухню «дружной». Особенно, если ее хорошенько поперчить. Острота, которой сторонятся киприоты, зачастую так же полезна, освещая своей яркостью вкус блюда, как и правда, украшая своей прямотой содержание речи.

          Мы и кушаем, как осматриваем окрестности. Не избирательно. Потом понимаем (то есть перевариваем) что получилось. А как же время суток? А фаза Луны? А время года? А если дождь или снег? В мезе все же есть определенный смысл не кулинарного толка! Эта долгая череда сменяющих друг друга лакомств – что-то вроде подсказки о творческом и многогранном восприятии. Кушаешь и все время сравниваешь. Ешь как размышляешь. Ну а что, в конце концов, может еда? Подсказать мудрую мысль и насытить.

          За ужином низко пал. Заказал на десерт яблочный пирог. В объятиях мороженых сливок он прекрасен. Чувствую себя сводником.

          Как и водится, традиции лучше сохраняются в провинции и на окраинах. Вчерашнее соотношение количества рыбаков и кошек на набережной в пропорции один к десяти, сегодня, в субботу, резко изменилось. Кошек не хватает! Теперь на десятка два рыбаков по кошке. Практически все мужское население кинулось на поимку барабульки. Ночной шторм разрушил ограждение какой-то рыбной фермы (сети оказались порваны) и популяция морских обитателей возле берегов катастрофически увеличилась.

          Похоже, за последние дни (совершенно мокрые за малыми исключениями) два дождя договорились. Чтобы как-то обойти известную традицию: «ранний гость до обеда, поздний гость до утра» (а поначалу так и было – утренний дождь закачивался почти к полудню, а вечерний мог и не прийти), они точно договорились. Теперь ранний задерживается после обеда и не уходит никуда, пока не появится вечерний. Тот вообще не прекращается, даже если на следующий день снова появляется утренний.

          Описывая кулинарные чудеса в своей тарелке, надо осторожнее обращаться с перечислением ингредиентов! А то становишься похожим на Линнея. Я имею ввиду Карла, который занимался систематикой и классификацией видов (сначала, если мне память не изменяет, растений, а потом и животных). Все перечислено и названо, а о сути: цвете запаха, вкусе цвета, легкости и терпкости, нежности и горечи добавить то и нечего… Аккуратней! Комплексы рецептурные надо искоренять. Они применимы лишь в том случае, если даешь ложный адрес своего портного или зачитываешь составляющие блюда, а как их сочетать умалчиваешь…
          Кулинарные книги (удивительный факт!) – сплошное надувательство! Обрывки сведений о каких-то продуктах, совершенно без понимания, как именно они ладят между собой (точнее их вкус, структура, цвет, твердость и прочее самое важное).
          Эстетика восприятия еды отсутствует с таким же потрясающим успехом, как и эстетика ее приготовления! Заметьте, что традиции выращивания, охоты, поимки или сбора намного богаче нравственно и эстетически. Вспомнить разве что неторопливые и смачные рассказы охотников у костра.
          Но как только «продукты» готовы к приготовлению, начинается странная спешка, видимо подгоняемая аппетитом. Он (я имею ввиду аппетит) позволяет нам только вымыть, порезать, потереть и тут же жарить, варить и печь. Не рассуждая долго и не наслаждаясь (как правило) вовсе. Я в панике кинулся к Аксакову и стал жадно перечитывать рассказы старого рыбака.

          Фантики, фантики, фантики…

          …очарование невозможностью. Запах черный, влажный, ночной с горчинкой…

          К знаку «No dogs allowed» весело, не читая, подбежал милый песик и задрал ножку…

          Шум прибоя, как вечность, гасит в себе все звуки острова: разговоры, гудки, скрипы, лай собак и даже утренние крики петухов.

          О молитве перед едой. Часть древней эстетики восприятия мира и пищи, как даров божьих.

          О еде и сезоне, как естественном восприятии в соответствии с временем года. Пищу, как и моду, следует употреблять по сезону. А мы, как лохи, шлепаем по летним лужам в валенках (потребляя кашу в теплую пору) или выбегаем на снег в домашних тапках (хрустя салатами в январе). Где уж тут говорить о стиле и больших тонкостях. С чем в нашей моде поглощения пищи можно сравнить отрезные рукавчики, двубортные пиджаки и жабо с кружавчиками, скажите на милость?! Поперчили-посолили с избытком, проглотили и довольны!

          Не делайте так перед сном. Особенно в январе. Кушайте груши – приснится море.

          Продолжение следует...


Рецензии