Гоанские тайны, или прозрачный сон аббата Фариа

 Гоанские тайны, или прозрачный сон аббата Фариа

Пальмово-гоанский рай не подарил миру великих писателей, музыкантов или ученых. Острый ироничный карандаш прославил на весь мир карикатуриста Марио Миранда и его португальский Гоа. Судьба же другого знаменитого гоанца, Хосе Кустодио Фариа или аббата Фариа, накалом страстей так похожа на тропический муссон. Опасности, штормы, страны, тюрьмы, побеги, слава, любовь и ненависть, мистика, фальсификации - такой была жизнь аббата Фариа. Не убежать и не скрыться от пронзительного взгляда аббата, как не уйти из своих снов. Мы в его власти, создаем новую совместную реальность - «прозрачный сон» аббата Фариа...

Начало сна
Большинство учебников по психотерапии и энциклопедий называют аббата Фариа португальским монахом. Александр Дюма в романе «Граф Монте Кристо» описал судьбу мятежного аббата, назвав его итальянцем. Что ж, это далеко не единственная тайна и мистификация в жизни этого удивительного человека. И все же аббат Фариа был именно гоанцем, рожденным в Кандолиме в 1756 году.

Аббат Фариа происходил из древнего браминского рода Анту Синай. Отец его женился на португалке, сменил религию своих предков, повлияв тем самым на судьбу своих потомков. В пятнадцатилетнем возрасте Хосе вместе с отцом отправляется в Лиссабон. Отцу юного Хосе улыбается госпожа удача, и за короткий период времени ему удалось стать ни кем иным, как духовником самой королевы. Быть может, это произошло благодаря таланту влиять на сознание женщин, который он передал по наследству и  сыну. Так или иначе, Хосе Кустодио Фариа становится проповедником королевской церкви, благодаря протекции своего отца. Но спокойная уравновешенная жизнь была не для этих двух искателей приключений.
Революция... Это слово занимало особое место в жизни и сознании аббата Фариа. Быть может, для того, кто, подобно аббату, «проник в суть вещей», подчиняться общепринятым нормам и правилам уже не представляется возможным... Отец и сын бегут из Лиссабона, оставив в прошлом будоражащий сознание обывателей карьерный взлет. Они оба были обвинены в заговоре, направленном в свержении власти португальцев в Гоа. Но не убежать от революции, как не убежать от своих мятежных мыслей. После побега из Лиссабона, Хосе Кустодио Фариа, или просто аббат Фариа, оказался в Париже,принял активно участвует в теперь уже французских революционных событиях. Мятежный аббат командовал батальоном санкюлотов. Далее, опасаясь ареста во Франции, аббат Фариа бежит в Марсель, где его все таки осудили (уже по совершенно новому обвинению). Как опасный преступник, в карете с железными решетками, аббат был доставлен в тюремный замок Иф. Ах да, в свободное от революций, погонь и тюрем время аббат Фариа успел стал членом медицинского общества, профессором Марсельской академии, преподавателем теологии.

В мрачном замке Иф (в котором Александр Дюма знакомит аббата Фариа со своим литературным героем Эдмоном Дантесом), начинается новый, интереснейший период жизни этой полумифической личности. Узник замка Иф приступает к созданию теории «светлого, или прозрачного сна», которая навсегда вписала его имя в историю психотерапевтического гипноза. Реальный аббат Фариа, в отличие от литературного, вовсе не умер в замке Иф. Заточение было всего лишь частью биографии, всего лишь партией игры в шашки. Аббат играл только по своим правилам, даже в шашки. Стоклеточную систему игры в шашки, которая используются до сих пор на международных соревнованиях шашистов, придумал именно аббат Фариа, в процессе шашечных партий с тюремным охранником. За толстыми стенами мрачного замка Иф создавался удивительный, фантастический мир, в котором в скором времени захотят оказаться сотни поклонников (в большинстве случаев - все же поклонниц) его таланта.

«Нехорошая квартира»
1814 год. Наполеон свергнут, Франция в смятении. А в Париже вдруг появляется загадочный иностранец (то ли итальянец, то ли португалец, некоторые даже утверждали, что индиец). Высокий рост, бронзовая кожа, пронзительный взгляд черных глаз... О нем заговорил весь Париж, в особенности после того, как в доме №49, что по улице Клиши, (который очень скоро приобрел репутацию «нехорошей квартиры»), начали происходит странные, удивительные вещи. По своему собственному методу, аббат Фариа погружал своих пациентов (больше из которых были женщины) в состояние «прозрачного сна». Состояние, в котором «бронзовый аббат» и его пациент совместно создавали новую «прозрачную реальность», в которой возможно встретиться с собой, настоящим (за пределами реальности навязанной) и помочь себе - понять причину недуга и избавиться от него, понять свои истинные желания, уйти их своих страхов и сомнений.
Исследования, посвященные гипнозу, он подписывал «аббат Фариа, брамин, доктор теологии». Именно так - аббат и брамин, доктор. Казалось бы, несовместимые титулы. Но в «прозрачном сне» аббата Фариа несочетаемое в обычной реальности создает свой причудливый иллюзорно-правдивый узор. Метод погружения в состояние гипноза, или «лечебного сна», созданный аббатом Фариа, - это удивительный синтез науки и духовности, древних знаний, с помощью которых индийские брамины достигают состояния транса, с достижениями современной Фариа западной науки. Называясь католиком, мятежный аббат фактически адаптировал древние знания своих индийский предков для восприятия европейским сознанием. Отрекаясь, он утверждал. B это была одна из его фантасмагорических мистификаций.
Он умел расширять сознание, свое и своих пациентов, выходить за границы физического мира, как это умеют делать индийские йоги. Это помогло ему не только выжить в крошечной камере без окон в замке Иф, но и сохранить прекрасную физическую форму и разум, который творил и созидал безграничное в ограниченном тюремными стенами крошечном пространстве. В романе Дюма Аббат Фариа говорит Дантесу, что границы и стены существуют только в нашем сознании, что когда-нибудь, находясь в большом свободном мире, беглец замка Иф будет вспоминать время, проведенное в беседах с аббатом в крошечной тюремной камере, как лучшее, наполненное дающими свободу открытиями, время своей жизни. Нет тюрьмы и ада страшнее тех, кто создает нам наше сознание. Метод гипнотического сна аббата Фариа заключался в том, что мастер гипноза, который должен обладать огромной духовной силой, должен направлять эту светлую силу на то, чтобы совместно с пациентом разрушать в блоки и застои энергии, ведущие к болезни. Но для этого пациент должен верить в эту духовную силу - свою и мастера гипноза. В этом было отличие метода аббата Фариа от метода его предшественника, родоначальника гипноза Месмера, который считал, что гипнотизер транслирует свою волю пациенту. «Спите!», - спокойно произносил Фариа, пронзая пациента взглядом черных глаз. И на кушетке в «нехорошей квартире» аббата-брамина творилась новая реальность, начиналась борьба света и тьмы, истины и заблуждений. Иллюзия становилась реальной, а реальность - иллюзорной...

Последняя мистификация
Мало кто из гипнотизеров сумел избежать обвинений в шарлатанстве, мошенничестве, обмане. Власть, власть над созданием, над сознанием женщины - это искушение, соблазн… Не избежал участи предаваемых анафеме гипнотизеров и аббат Фариа. Под влиянием общественности, которая состояла в основном из отцов и мужей пациенток аббата Фариа, а также под влиянием церкви, обвинившей аббата в чернокнижничестве, колдовстве и вероотступничестве, аббат покаялся, отказался от гипнотических сеансов, получил скромный церковный приход и ... Принялся за написание мемуаров? Конечно же, нет! Он был и оставался мятежным аббатом-революционером. Он вновь утверждал, отрекаясь. Днем аббат Фариа благословлял и исповедовал своих прихожан, а вечерами и ночами, втайне от всех, он продолжал создавать свой мир, где сны помогают реальности становиться гармоничнее и радостнее. Аббат закончил один том своего большого исследовательского труда «О причине ясного сна или исследование природы человека». А потом... Потом газеты сообщили, что аббат Фариа умер. Но ходили упорные слухи о том, что мертвым аббата так никто и не видел, что он просто исчез. Возможно, это была еще одна, последняя мистификация «бронзового аббата». Кто знает, может быть где-то на другом конце света он продолжил свои эксперименты со сном и реальностью.
Аббат Фариа воистину был гением-самородком. Он создал методику погружения в состояния гипноза методом фасфинации, или завораживания, которая впоследствии была использована известными психотерапевтами, такими, как Шарко, Брэд, Бертран, Льебо.
Именем аббата Фариа названа улица в Марселе. На его родине, в гоанской столице Панаджи, установлен памятник аббату, имевшему опасную власть над женщинами. И кто знает, быть может, эти места видят тень аббата, преодолевающего границы времени и пространства, реальности и мистификаций, добра и зла, жизни и смерти. Границы, которые он сумел преодолеть при помощи своих «прозрачных снов»...

О другом знаменитом гоанце, карикатуристе Марио де Мирандо, можно почитать здесь
http://www.proza.ru/2016/04/21/1425

С любовью с родины аббата Фариа, Светлана Сук


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.